Интегрированный урок по литературе и истории "Художественные особенности и историзм романа Л.Н. Толстого "Война и мир""

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1,06 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Задачи урока:

  • Охарактеризовать художественные особенности и историзм романа Л.Н. Толстого "Война и мир.
  • Научить сравнивать взгляды писателей и историков, делать выводы
  • Воспитывать учащихся на ярких примерах героизма русской армии, приобщать к архивным материалам, литературным и историческим источникам, свидетельствующим о храбрости русского воина, готовности стоять насмерть, защищая Родину.

Оборудование: карты, схемы, таблицы, показывающие ход сражения; роман Л.Н. Толстого «Война и мир», иллюстрации к роману; таблицы для работы учащихся на уроках (на каждом столе), проектор, экран.

Ход урока

I. Сообщение темы урока, цели, задач.

II. Вступительное слово учителя литературы.

Особенности романа "Война и мир" определяются жанром произведения. Роман-эпопея предполагает несколько аспектов изображения жизни:

  • исторический – обращение к реальным историческим событиям;
  • философский – раздумья о законах жизни, о месте человека в историческом процессе;
  • нравственный – глубокий и многоплановый показ внутреннего мира человека, поиски смысла жизни.

III. Лекция с элементами беседы.

Исходя из этого, можно выделить особенности творчества Толстого:

1. Историзм.

Сам Толстой писал: "Везде, где в моем романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых у меня во время моей работы образовалась целая библиотека". Работая "в историческом роде", он, по его собственным словам, старался быть до мельчайших подробностей верным действительности. Толстой показывает величие и героизм правдиво, не опираясь на легенды и анекдоты. Не правы были те, кто упрекал писателя в "обесславливании" героического для России времени (генерал А. Норов, князь П. Вяземский).

Исследовательская работа, доказывающая истинный подход к историческим событиям, сравнивая ход войны 1812 года в романе и в исторических документах.

Документы Роман
От Немана до Смоленска
Русское командование знало о скоплении французских войск на берегу Немана. Наполеон вечером 9 (21) июня посылает приказ – выдвинуться к Неману. Организация переправы возлагалась на корпус Даву. "Россия, – писал Наполеон, – увлекается роком! Судьба ее должна исполниться... Перейдем Неман, внесем войну в русские пределы".
Переправа основных сил началась 12 (24) июня, левым крылом вперед. Вильна была занята 16 (28) июня без боя.
Русские не ожидали начала войны. 12 (24) июня Александр I устроил для литовского шляхетства бал в имении Бенигсена. Ночью во время бала было получено известие о начавшейся переправе французов.
Александр I послал к Наполеону генерала А. Д. Ба.лашева. Но напрасно. Войска отходили тремя колоннами, уничтожая за собой переправы
В романе эта ситуация описывается исторически точно. Мы видим и переправу через Неман, и корпус Даву, и разведку Мюрата, описывается и бал в Вильно, и сообщение о переправе французов через Неман, полученное во время бала, и посольство Балашева, и отход русских войск тремя колоннами.
Но Толстой пытается объяснить причины, приведшие к войне, опираясь на мнения историков и противопоставляя им свои взгляды
Смоленское сражение
Отступлению от Смоленска предшествовало крупное столкновение отряда русских войск с передовыми кавалерийским корпусами французов под селом Красным. Русскими командовал Неверовский (27-я дивизия, часть кавалерии и артиллерии, отряды Оленина и Лесли – около 7,2 тыс. человек при 14 орудиях). Французы имели 3 кавалерийских корпуса под командованием Мюрата (15 тыс. человек).
Русские смогли задержать французов на целые сутки, сорвав замысел Наполеона внезапного выхода к Смоленску. В ночь со 2 (14) на 3 (15) августа VII корпус Раевского выступил навстречу отряду Неверовского и соединился с ним. Теперь 15 тыс. человек и 76 орудий должны были противостоять всей армии Наполеона.
Городские жители и крестьяне губернии начали формировать ополчение. В короткое время удалось собрать более 12 тыс. человек.
Сражение началось 4 (16) августа около 7 часов утра. "Два раза, – писал Наполеон, – храбрые войска Нея достигали цитадели и два раза, не поддержанные свежими силами, были оттесняемы удачно направленными русскими резервами". Вечером Ней сделал еще одну попытку овладеть городом, но был отбит. Все атаки французов в этот день были отбиты. Обстрел города из 150 французских орудий также не дал результатов.
В Смоленске 5 (17) августа оставалось 20 тыс. войск при 180 орудиях против 185 тыс. французов при 300 орудиях. Французы решили брать город штурмом, но атака Нея в 3 часа, Даву – в 5 часов были отбиты. Наполеон приказал открыть огонь из 200 орудий, чтобы сжечь город. За два дня русские потеряли 9,6 тыс. человек, французы 20 тыс. человек. Продолжать оборону было опасно, и Барклай де Толли приказал начать отход в ночь с 5 (17) на 6 (18) августа. К утру город был оставлен войсками и жителями.
Сражение под Смоленском в романе: "Французы натыкаются на дивизию Неверовского и подходят к самым стенам Смоленска. Надо принять неожиданное сражение в Смоленске, чтобы спасти свои сообщения. Сражение дается. Убиты тысячи людей с той и с другой стороны, Смоленск оставлен вопреки воле государя и всего народа. Но Смоленск сожжен своими жителями, обманутыми своим губернатором... Наполеон идет дальше, мы отступаем.
Мы видим и слышим в романе оборону Смоленска. То гул артиллерии, то обстрел самого города, то голоса раненых – все это говорит о жестоком сражении и о силе русских. Мы видим, как войска покидают город и как жители уходят с ними, сжигая свои дома.
Алпатыч приехал в Смоленск 4 августа, по дороге "встречал и обгонял обозы и войска. Подъезжая к Смоленску, он слышал дальние выстрелы". "Всю ночь мимо постоялого двора двигались по улице войска". "С восьми часов к ружейным выстрелам присоединилась пушечная пальба". "С разных сторон слышались свисты, удары ядер и лопанье гранат, падавших в городе. Но звуки эти почти не слышны были и не обращали внимания жителей в сравнении с звуками пальбы, слышимыми за городом. Это было бомбардирование, которое в пятом часу приказал открыть Наполеон по городу".
Толстой считает, что сражение могло быть выиграно, если бы не предубеждение некоторых военачальников. Свое мнение он вложил в слова и мысли Андрея Болконского
Бородинское сражение.
24 августа (5 сентября) в 12 часов дня французы подошли к Бородинской позиции, Наполеон увидел невыгодную сторону позиции. Решено было захватить плацдарм с Шевардинским редутом, где было 12 батарейных орудий, еще 24 стояли возле, а также 8 тыс. человек пехоты и 4 тыс. – конницы.
Редут был захвачен, потом отбит: и те и другие потеряли около 6 тыс. человек. С наступлением темноты необходимость оборонять редут отпала, и Кутузов приказал оставить его. Но сражение за редут помогло понять замысел Наполеона – ударить по левому флангу.
25 августа (6 сентября) шла энергичная перестрелка. 26 августа (7 сентября) с пяти часов начались военные действия. Сражение шло за Бородино у Cеменовских флешей (8 атак). Большую роль сыграли казаки Платова и Уварова. На первый взгляд, исход сражение как будто не был решен, так как обе стороны сохранили свое положение, но Кутузов вырвал у Наполеона инициативу и вынудил отказаться от поставленной цели.
В романе читаем: "Двадцать четвертого было сражение при Шевардинском редуте, двадцать пятого не было пущено ни одного выстрела ни с той, ни с другой стороны, двадцать шестого произошло Бородинское сражение".
Л. Толстой считает, что Бородинское сражение произошло совсем по-другому: "Бородинское сражение не произошло на избранной и укрепленной позиции с несколько только слабейшими со стороны русских силами, а Бородинское сражение, вследствие потери Шевардинского редута, принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов, то есть в таких условиях, в которых не только немыслимо было драться десять часов и сделать сражение нерешительным, но немыслимо было удержать в продолжение трех часов армию от совершенного разгрома и бегства"

Исторические личности, выведенные в романе.

Особенно интересна эта работа с теми героями, которые в романе показаны под другими фамилиями, но узнаваемы. Например, Денис Давыдов и Василий Денисов. Герой романа, будучи гусаром, ведет такую же жизнь, как и Давыдов. Толстой точно передает характер и стиль жизни Давыдова: вольнолюбивый гусар, любящий поиграть в карты и вообще покутить, но верный товарищ, не умеющий кривить душой, человек пылкий, испытывающий тягу к военной жизни. Кто это – Денисов или Давыдов? Они оба легко попадают в любовные сети, любят пылко и страстно, выражая свои чувства в стихах.

Ситуации влюбленности очень похожи, но Толстой делает своего героя более лиричным и душевным. Денисов – это обобщенный образ гусара, а Давыдов – это жизненное воплощение обобщенного образа гусара. 

Стихотворение Дениса Давыдова Стихотворение "Волшебница" Василия Денисова, которое он спел Наташе под свою же музыку
Но, Аглая, как идет к тебе
Быть лукавой и обманчивой!
Ты изменишь – и прекраснее!
И уста твои румяные
Еще более румянятся
Новой клятвой, новой выдумкой!
Голос, взор твой привлекательней,
И, богами вдохновенная,
Ты улыбкою небесною
Разрушаешь все намеренья
Разлюбить неразлюбимую...
Волшебница, скажи, какая сила
Влечет меня к покинутым струнам;
Какой огонь ты в сердце заронила,
Какой восторг разлила по перстам!

Но отряд Дениса Давыдова сражался в войне 1812 года, а потом стал первым партизанским отрядом, а Толстой не упоминает об участии Василия Денисова в военных действиях до партизанских, считая, что Денисов нужен как герой именно партизанской войны. Зато партизанские страницы героев очень похожи: Давыдов излагает план партизанской войны Багратиону, Денисов – Кутузову; они командиры, которые своей смелостью и осторожностью показывают пример.

Давыдов пишет:

Начальник, в бурке на плечах,
В косматой шапке кабардинской,
Горит в передовых рядах
Особой яростью воинской...

Оба поменяли одежду гусара на крестьянскую. "Денисов одевался в чекмень, носил бороду и на груди образ Николая-чудотворца". Так же одевался и Давыдов. Оба брали в отряд крестьян (например, Тихон Щербатый), гуманно относились к пленным. В романе есть эпизод с французским барабанщиком; Давыдов в обращении с пленными следовал словам Суворова, своего кумира: "С пленными поступать человеколюбиво и стыдиться варварства".

Масонство в романе и в реальной жизни.

Обряд приема в масоны Пьера полностью совпадает с обрядами в масонских ложах. А вот идеи, скорее всего, различаются. Идеи масонства в романе можно выразить словами: возроди себя духовно. Эта цель становится ясной после разговора Пьера Безухова со старым масоном Осипом Алексеевичем Баздеевым, где Толстой приписывает масону мысль, что Бог "не постигается умом, а постигается жизнью". Это не сочетается с 258 статьей французской ложи "Великий Восток", которая гласит: "Никто не может быть допущен к посвящению и пользоваться правами, связанными с преимуществом масона, если он не имеет достаточных и приличных средств к существованию". Масоны не помогли Пьеру.

2. Сопоставление или противопоставление.

Противопоставляются:

  • Два состояния: мир и война.
  • Различные слои общества: народная Россия и великосветское общество, причем и в мирное, и в военное время.
  • Передовое дворянство и светская аристократия.
  • Отдельные герои: Наташа – Элен, Пьер и Андрей – Анатоль и Долохов.
  • Полководцы: Кутузов – Наполеон.
  • Кутузов и Александр I.
  • События: вечер у А. П. Шерер и именины у Ростовых.
  • Поведение на войне: Тушина, Тимохина – Долхова, Жеркова.

Сопоставляются:

  • Образ жизни: Ростовых и Болконских.
  • Герои: Андрей и Пьер.
  • Правители: Александр I и Наполеон и др.

Для сопоставления и противопоставления большую роль играет первая сцена – вечер у А. П. Шерер. Эта та неприемлемая норма жизни, с которой Толстой будет сравнивать все последующие сцены (у писателя было 14 вариантов этой сцены).

3."Диалектика души", умение глубоко показать внутренний мир героя.

Портреты героев показаны в развитии, изменчивы, и это говорит о формировании личности. Можно проследить, как меняется портрет Андрея Болконского или Наташи Ростовой.

В практической работе можно выяснить, как меняется лицо Наташи в различных эпизодах романа, и какой смысл при этом выявляется.

  • Именины (т. 1, ч. 1, гл. VIII, XVII).
  • Возвращение Николая (т. 2, ч. 1, гл. I).
  • Бал у Йогеля (т. 2, ч. 1, гл. XII).
  • Пение Наташи (т. 2, ч. 1, гл. XV).
  • В Отрадном (т. 2, ч. 3, гл. II).
  • В гостях у Бергов (т. 2, ч. 3, гл. XXI).
  • Андрей Болконский у Ростовых (т. 2, ч. 3, гл. XXII).
  • Посещение Болконских (т. 2, ч. 5, гл. VII).
  • После неудавшегося побега (т. 2, ч. 5, гл. XX, XXII).
  • Разговор о подводах для раненых (т. 3, ч. 3, гл. XVI).
  • Свидание с Андреем в Мытищах (т. 3, ч. 3, гл. XXX-XXXII).
  • После смерти Болконского (т. 4, ч. 4, гл. I-III).
  • Встреча с Пьером (т. 4, ч. 4, гл. XV-XVII).

По тому, как меняется портрет, можно судить о характере и внутреннем состоянии героя.

Деталь помогает сделать портрет индивидуальным, выразительным. Например, у княжны Марьи – необыкновенные лучистые глаза, у Лизы Болконской – короткая верхняя губа, что делало ее похожей на белочку, у Пьера – неуклюжесть и растерянность.

Внутренний монолог показывает сложность и противоречия внутреннего мира героев, их духовную жизнь.

4. Изображение природы, психологический пейзаж.

Сын Толстого писал, что "отец, как очень немногие, любил и чувствовал красоту лесов, полей, лугов, неба. Он, бывало, говорил: «Природа бесконечно разнообразна; каждый день отличается от предыдущего, каждый год бывает неожиданная погода.».

Важно показать школьникам своеобразие изображения природы в романе: реалистичность, точность, выразительность, поэтичность. Интересно проследить связь природы с героями, их переживаниями. Например, князь Андрей на поле Аустерлица, раненый, открывает для себя высокое небо (т. 1, ч. 3, гл. XVI, XIX); лунной ночью в Отрадном чувствует желание жить (т. 2, ч. 3, гл. II); две встречи с дубом на пути в Отрадное помогают понять изменения в его душе (т. 2, ч. 3, гл. I, III).

Природа в романе связана с жизнью людей, их деятельностью, помогает понять психологию героев, показана в развитии, в движении, изображается реалистически. Мы видим зимнюю природу (святки), весеннюю (лунная ночь, пробуждающийся дуб), осеннюю (охота). Мир, где царит единство человека и природы, гармоничен. Война – разрушение гармонии мира.

5. Особенности языка романа.

В толстовском повествовании преобладают сложные синтаксические конструкции. Это отражение сложной мыслительной деятельности, сложной внутренней жизни. Для стиля писателя характерна сила и выразительность, богатство и разнообразие лексики, средств художественной изобразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и пр.), индивидуальность языка каждого героя.

IV. Итоги урока.

Роман "Война и мир" грандиозен не только по замыслу, но и по тому художественному мастерству, которое заставляет нас сопереживать героям, испытывать эмоциональное воздействие. Сам Л. Н. Толстой в статье "Несколько слов по поводу книги .Война и мир." писал: "Что такое "Война и мир"? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника, "Война и мир" есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось".




В продолжение темы похожие новости:
Задания по истории формата B12 для подготовки к ЕГЭ
Зачетная форма преподавания курса истории "Россия и мир в ХХ и XXI веке" в 11-м классе
Брейн-ринг естественных наук
Интегрированный урок истории и информатики. 5-й класс
Урок мужества "Александр Невский – защитник земли русской"
Проектно-исследовательская деятельность как способ реализации и формирования гражданской позиции
| интегрированный | интегрированное занятие | урок | урка | литературе | класс литература | истории | классы история | художественные | художественные фильмы | особенности | особенности развития | историзм | романа | любовные романы | толще | толстый | война | мировой войны | миро | мирой | история и обществознание | Интегрированный урок по литературе и истории Художественные особенности и историзм романа Л Н Толстого Война и мир


Календарь новостей