Интегрированный урок по теме: "Мировоззрение славян и хакасов — основа жизнесохранения народностей"

Цели:

  • систематизация знаний полученных на предыдущих уроках;
  • развитие познавательных интересов, расширение знаний;
  • воспитание чувства уважения, толерантности к людям к людям других национальностей;
  • воспитание умения принять и понять стиль жизни, обычаи, религию радом живущих народов;
  • развитие умения сравнивать, обобщать;
  • развитие речи, обогащение словаря, развитие умения строить высказывания;
  • развитие умения оперировать сложными предложениями.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

– Тема урока: “Мировоззрение славян и хакасов – основа жизнесохранения народностей”. Запишите тему в тетрадь.

II. Объявление целей урока.

– Нам предстоит выяснить зачем, с какой целью создали славяне и хакасы такой пантеон богов.

III. Историческая зарядка.

– Объясните значения слов:

шаманизм,
стела,
шаман,
ээзи,
волхв,
мировоззрение,
пантеон,
жизнесохранение,
капище.

IV. Историческая дуэль.

– Приглашаем на дуэль представителей двух народностей: хакасов и славян. Круг заданий по темам: “Славяне” и “Кыргызский каганат” записан на плакате, который вывешивается на доске.

Задание. Вы задаете вопросы друг другу по темам: “Славяне” и “Кыргызский каганат”. Круг вопросов на плакате. Класс оценивает ответы. Если ответ верен, то вы аплодируете, если нет – то вы стучите ногами.

Круг вопросов.

Дата.
Территория.
Внешний вид.
Жилище.
Занятия.

Педагоги оценивают дуэлянтов, комментируя ответы, учитывается знание темы, карты, умение строить ответ логично и четки, речь дуэлянтов.

V. Работа по теме.

– Для того, чтобы четче и полнее представить пантеон богов, их функции, мы составили сравнительную таблицу.
Запишем: “Сравнительная таблица божеств и духов славян и хакасов”
Работаем по таблице в процессе театрализации.

Таблица заполняется после театрализации.

Славянские божества и духи

+ –

Функции

+ –

Хакасские божества и духи

Стрибог

+

Бог неба, отвечающий за все на земле.

+

Хан-Тегир
Ярило

+

Бог солнца, дающий свет, тепло

+

Кун Солнце
Перун

+

Бог грома, грозы.

+

Кугурт-хан
Макоша

+

Богиня плодородия, богиня земли.

+

Чир-Ине

Умай Ине

Домовой

Мать огня

+

+

Дух дома, оберегающий дом, жителей, препятствующий проникновению злых духов в дом. +

+

Тура Ээзи

От Ине

– Вас не удивило, что народы, жившие в разное время и на удаленных территориях, имеют божеств, несущих одинаковые функции? Сделайте выводы. Почему?

VI. Театрализация.

– Театрализация поможет вам глубже проникнуть в мировоззрения этих народов. Перед нами древнее капище славян. Какие божества вы видите на капище? Как называется человек, использующий ритуальные действия на капище?

Вопросы.

  • Кто был главным богом у славян?
  • Его функции?
  • Что означает приставка стри-?
  • В каком значении употребляется слово “старый”?
  • Кем приходится Стрибогу Макоша?
  • Это богиня чего?
  • Каковы функции Ярила и Перуна?

(Таблица заполняется).

Камлание шамана

Шаман одет в соответствующий костюм, в руках бубен, колотушка, на голове шапка с когтями и перьями ястреба, расшитая бисером, кораллами и раковинами Каури. Шаман начинает камлание со словами:

“Да восславим силу солнца!
Да восславим силу света!
Здравствуй великое Кун-Солнце,
Дающее свет всему на земле!
Да уничтожь все силы зла,
Посягающие на чистоту наших помыслов.
О! Великое Кун Солнце!
Обереги наш народ от сил Зла.
Да пусть отпадут Злые силы от переднего подола моего.
Да пусть пристанут нечисти к заднему подолу моему.
Да пусть на передний подол
Моего народа наступают дети,
А на задний – скот.
О! Великое Кун-Солнце!

Прими наши подношения. (Обсыпает – кормит стелу, где изображено солнце, (модель солнечного божества, изображенного не стене около улуса Охыаков) зернами ячменя и пшеницы).

VII. Фронтальный опрос.

– Что это за стела?

– Где она была поставлена древними?

– Что изображено на ней?

– А теперь глянем на бубен шамана.

(Это модель бубна, зафиксированная хакасским ученым Н.Ф. Катановым. На нем изображении три мира: верхний, где живут главные божества; средний – там обитают люди, горы, реки, растительный и животный мир; нижний – мир мертвых во главе с Эрлих-ханом – богом подземного царства).

– Что символизирует бубен?

– Какие божества обитают там, их функции?

(Заполняем таблицу).

– Самый главный бог? – Бог неба. Его функция?

– Богиня плодородия Умай-Ине. Ее функции?

(У нее есть береза с золотыми листьями, на которых обитают души людей животных, Умай-Ине кидает золотые листья на землю с душами, которые рождаются на земле).

– Второе по значимости божество у хакасов , его функции? (Кун-Солнце)

– Еще какое божество из первой тройки вы знаете? (Кугурт-хан – бог грома)

– А какая богиня соответствует славянской Макоше? (Чир-Инэ – богиня Земли)

– Почему возникло поклонение богам. Каким силам природы покланялись.

Вывод: человек зависит от сил природы.

VIII. Физпауза “Веселые человечки”.

IX. Театрализация.

Входят в костюмах славян хозяин и хозяйка с макетом славянского жилища.

– Побеседуйте с ними, задайте им вопросы о духах, населяющих их дом, подворье. Не забывайте заполнять таблицу.

Круг вопросов:

– Кто главный хозяин дома – дух дома, опишите его, его функции.

– А кто хозяин огня. Как почитают славяне мать огня?

Выводы учителя. Оказывается, завися от сил природы, человек создал богов, молясь и принося жертвы, которыми он пытался защититься от бед. Но человека в далекие времена ожидали напасти в жилище.

– Кто обитал в жилищах людей? (Духи)

– Скажите, пожалуйста, какой дух живет рядом с человеком в его доме.

Хозяйка дома славян. Рядодом с нами всегда живет домовой – это душа избы, покровитель строений и живущих в них людей. Наш домовой добрый, лицом немного похож на моего мужа – хозяина дома, только маленький и очень волосатый. Живет он у нас в самом лучшем месте под печью рядом с символом жизни огнем. Мы заботимся о нем, угощаем лучшим кускам, он в ответ платит нам добром, дом содержит. А уж если расшалился и начнет мучить какое-нибудь домашнее животное. Я его и отговорить могу. “Что ж ты дедушка – соседушка, кошку оземь бросаешь! Какое без кошки хозяйство”.

Вопрос к хозяину:

– Говорят у вас во дворе и в бане тоже духи живут. Расскажите о них, пожалуйста.

Хозяин. Так и есть. Дворовой – хозяин двора. Он заботится о том, что находится рядом с домом. И если кто из семьи не соблюдает порядка, то он может наказать и какое-нибудь несчастье подстроить.
Банник – это дух бани, злой и коварный; он очень сильный старичок с длинной бородой, покрытой плесенью. Любит подстраивать несчастные случаи с приходящими в баню.
А вот перед вами те, кто проживает в Юрте. (Входят в национальной одежде хакас и хакаска. Они демонстрируют макет войлочной юрты. Хозяйка читает стихотворение. Автор Бо-Цзюй-и (жил 2400 тысяч лет назад).

“Шерсть собрали с тысячи овец.
Круглый остов из прибрежных ив,
Прочен, свеж, удобен и красив
Юрту вихрь не может покачнуть,
От дождя ее твердеет грудь.
Нет в ней ни застенков, ни углов.
Но в нутрии уютно и тепло
Тень ее прекрасна под луной.
Войлок против инея – стена.
Не страшна и снега пелена”.

– Какие духи являются самыми главными в юрте?

Хозяйка юрты. Мать Огня. Она дарует свет, тепло, пищу. Тысячелетиями, в древности, люди не умели добывать огонь. Они брали его от молнии, извержений вулканов. Огонь охраняли, его кормили и днем, и ночью дровами – ветвями. Древние переносили его в корзинах обмазанных глиной. Берегли огонь и защищали от посягательства других племен. Ибо умирал огонь – умирало племя. И поэтому хозяйка, приготовив пищу, первым кормила огонь, приговаривая:

“Тридцатизубая Мать-Огонь,
Красногривая кобылка под тобой,
Красного сукна ложе твое!
Очисти наши души и помыслы от зла,
Освободи наше тело от скверны”.

Хозяин юрты. Вторым по значимости и функциям был Тура-ээзи – хозяин дома. Его функции: хранитель жизни – без стен юрты человек погиб бы. Тура-ээзи накопитель добра и психической энергии. Он очищает тело и душу человека от злых сил.
Его помощник – Иркин-ээзи – хозяин Порога. У него в руках серебряная нить, которая охраняет в дороге путников от бед и приводит заплутавшего домой.

Хозяйка юрты. На пороге нельзя рубить мясо, дрова, наступать на него, плевать. Нужно сохранять его в чистоте. Незаменимым помощником Тура-ээзиеще и веник. У хакасов он колючий, ибо в его колючках запутывались злые духи. Веником нельзя бить детей, мужа. Нельзя под ним хранить сор. Там-то и водится нечисть. Давайте подумаем о запретах. Нельзя бить веником – сохранение мира в семье, психологический баланс. Грязь под веником – антисанитария. От этого можно заболеть.

Хозяйка славянского жилища. У нас тоже веник нес очистительные функции. Им мели на только сор по полу, но выметали злых духов, плохую энергию. До сих пор в жилищах у русских над порогом висит веничек. Вот такие венички (демонстрируется сувенирный веничек) по поверью охраняют дом от нечисти.

Ключевой вопрос:

– Для чего был создан двумя народностями данный пантеон богов и духов?

– Ответ запишите в тетради: Для сохранения жизни. Об этом свидетельствует многое: кормление огня, функции веника и т.д.

– Оценки поставим, проверив работу в тетради.

Х. Домашнее задание.

– Мы предлагаем вам карточки. Сложность двух уровней.

  • Знак ? – сложное задание.
  • O – менее сложное.

XI. Рефлексия.

– Оцените свое состояние на уроке, знание которые вы приобрели на уроке/
Прикрепите к дереву красную ленточку, если вам было комфортно на уроке; если плохо, если вы не чего не взяли – зеленую.




В продолжение темы похожие новости:
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по теме "Россия в XVIII веке. Великие люди великой эпохи"
Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе "О чем может рассказать герб?"
Итогово-обобщающий урок-викторина в 11-м классе по теме "Россия в начале XX века"
Урок истории в 10-м классе "Внутренняя политика Екатерины II"
Развитие мышления в процессе самостоятельной работы на уроках истории
Технология проблемного обучения на уроках истории
| интегрированный | интегрированное занятие | урок | урка | теме | и тем и тем | мировоззрение | типы мировоззрения | славян | восточные славяне | хакасов | основа | скачать основу | жизнесохранения | народностей | история и обществознание | Интегрированный урок по теме Мировоззрение славян и хакасов — основа жизнесохранения народностей


Календарь новостей