Информационные технологии на уроках истории

Цель урока: охарактеризовать социально экономическое положение России в начале XX века.

Презентация

(слайд 2)

План урока:

  1. Территория и население.
  2. Социальная структура.
  3. Промышленное развитие.
  4. Политический строй.

(слайд 3)

Основные понятия: вертикальная мобильность.

Оборудование урока: карта Российской империи в начале XX века, соответствующие карты атласа.

Организация урока:

1. Изучение нового материала.

Сегодня мы приступаем к изучению нового периода в истории России- первой половины 19 века, в которой Россия достигает вершины своего могущества. Но сначала взглянем на Россию, какой она предстает взгляду историка, к началу этого периода (слайд 4).

Работа с картой: показать границы Российской империи на карте, затем отдельные регионы: Центральную Россию, Север России, Карелию, Поволжье, Северный Кавказ, Урал, Сибирь, наконец приобретенные в 17-18 веках районы Украины и Белоруссии, прибалтийские территории.

Россия была многонациональным государством, население которой составляло 40 млн. человек (слайд 5).

На долю Сибири приходилось 3 млн. чел., Северного Кавказа- около 1 млн. Наиболее плотно были заселены центральные губернии. В Заволжье низовьях Волги и на Дону она составляла не более одного чел. Еще меньше была плотность населения в Сибири. Северный Кавказ, Заволжье, и Сибирь постепенно заселялись переселенцами из Центральной России, хотя крепостнические порядки мешали этому. Перемещение населения из одного района в другой называется горизонтальной мобильностью.

Россия всегда была многонациональной страной ( слайд 6). Бок о бок с русским народом, самым многочисленным, жили другие народы, связанные с ними общностью исторических судеб. В западных и южных губерниях русское население соседствовало с украинским и белорусским. На огромных территориях от Волги до Восточной Арктики расселились тюркоязычные народы (татары, чуваши, башкиры, якуты). Область распространения финно-угорских народов (карелов, коми, мордвы, мари, удмуртов) охватывала Север России, Поволжье, Урал и Зауралье. Эвенки и эвены представляли в России тунгусо-маньчжурские народы.

Какие территории были включены в состав Российской империи в 18 веке? (В результате Северной войны в ее состав вошли прибалтийские земли - на территории современны Эстонии и Латвии- и земли в устье р. Невы; в результате войн с Турцией были присоединены Крым и Северное Причерноморье, часть территорий на Северном Кавказе - вплоть до Северного Кавказского хребта; в результате разделов Речи Посполитой были присоединены территории Белоруссии и Украины к западу от Днепра, Литвы и частично Польши. В состав России входили также территории Камчатки, русской Америки (Аляски, Алеутских о-вов, части Северной Калифорнии).

В религиозном отношении Россия тоже была неоднородна. Около 87% населения придерживалось православной веры. От официального православия отделились старообрядчество, разделившееся на несколько направлений. Значительная группа народов (татары, башкиры, большинство горцев Кавказа) придерживались ислама. Калмыки, кочевавшие в низовьях Волги, и буряты в Забайкалье исповедовали буддизм. Многие народы Поволжья, Севера и Сибири сохраняли традиционные родоплеменные (языческие) верования.

Составление таблицы:

Конфессия Народы Район проживания
Униаты Украинцы и белорусы Преимущественно на западных землях Белоруссии и Украины
Лютеране Немцы, прибалты Немцы- колонисты в Поволжье, на южной Украине, жители прибалтийских губерний
Иудей Евреи На территории Украины и Белоруссии
Мусульмане Татары, башкиры, горцы Кавказа Поволжье, Предуралье, Северный Кавказ
Буддисты Калмыки, буряты. Низовья Волги и Забайкалье
Язычники Народы Сибири, Поволжья, Севера  
Католики Поляки На территории Белоруссии и Украины
Православные, в том числе старообрядцы Русское и русскоязычное население России, украинцы и белорусы Вся территория России, территории Украины и Белоруссии

Россия была не только многонациональным и многоконфессиональным государством.

Многоконфессиональное государство- государство, население которого исповедует различные религиозные учения.

Народы, населявшие Российскую империю, находились на различных стадиях общественного развития. Многие народы Севера, Сибири и Северного Кавказа находились на стадии родоплеменного строя. Культура и быт всех этих народов отличались большой пестротой. Столь же различным был уровень развития производительных сил различных народов- от примитивных орудий труда у народов Кавказа, Сибири и Севера до использования достаточно сложных станков и промышленных процессов на мануфактурах и заводах.

Население России делилось на два сословия.

Беседа с классом по вопросам:

-Что такое сословие? (группа общества, обладавшая особыми правами и обязанностями, закрепленными обычаями и законами, передающимися по наследству, занимающая особое место в сословной иерархии).

  • какие сословия существовали в России к XIX веку? (дворянство, духовенство, купечество, крестьянство, мещанство, казачество)(слайд 7)
  • какие сословия можно считать привилегированными, а какие нет? (на вершине сословной лестницы стояло без сомнения дворянство. Дворянство, духовенство и купечество 1-й и 2-й гильдий были привилегированными сословиями. Непривилегированными сословиями были купечество 3-й гильдии, крестьянство и мещанство.)
  • в чем заключались основные сословные привилегии? (Дворянство было освобождено от обязательной службы, телесных наказаний и большинства налогов. Высшее купечество (1-й гильдии) и духовенство также были освобождены от обязательной военной службы, телесных наказаний, подушной подати, пользовались рядом налоговых льгот.)

Можно ли считать привилегированным сословием казачество? (казачество занимало промежуточную позицию. Казаки пользовались рядом льгот, однако были обязаны являться на войну на коне и с оружием, нести пограничную службу, являться на учения).

Самым многочисленным сословием в России оставалось крестьянство, которого к середине XIX века насчитывалось около 30 млн. чел. (слайд 8). Из них около половины были государственными крестьянами. На севере России и в Сибири основная масса крестьян были государственными, много государственных крестьян жило также в Поволжье, где в их состав были зачислены местные нерусские народы - татары, чуваши, мордва, мари. Большая часть крепостных крестьян жила в губерниях центральной России и в Черноземной полосе.

Составление таблицы в тетради:

Владельческие крестьяне Государственные (казенные) крестьяне
Помещичьи крестьяне и дворовые.

Фабричные "посессионные" крестьяне

Экономические.

Дворцовые (в том числе "государевы" и "конюшенные" крестьяне.

Приписные крестьяне и ямщики.

Черносошные крестьяне

Однодворцы

Старых служб служилые люди

В начале 19 века в России было 686 городов и посадов, из них 41 в Сибири. В городах проживало около трех млн. чел. (слайд 9).

Самым крупным городом был Петербург - 335 тыс. жителей. В Москве насчитывалось 270 тыс. чел. Третьим по величине городом России был тогда Вильно (современный Вильнюс). В нем проживало 56 тыс. чел. В Сибири самым большим городом был Тобольск - 16 тыс. жителей.

Горно-добывающая и металлургическая промышленность размещалась на Урале, Алтае и Забайкалье. Основными центрами металлообработки и текстильной промышленности стали Петербург, Московская и Владимирская губернии, Тула. Особенно быстро развивалась текстильная промышленность. На некоторых заводах началось применение паровых машин.

- Вспомните, какая отрасль являлась основной для экономики России в начале 19 века? (Сельское хозяйство. Россия оставалась аграрной страной)

Развитие сельского хозяйства в России на рубеже XVIII-XIX в.в. шло экстенсивным путем, преимущественно за счет введения в сельскохозяйственный оборот новых земель.

Промышленность России была развита неравномерно. Некоторые города являлись ее сосредоточением (Петербург, Москва, Тула, Ярославль). В то же время многие небольшие города имели Аграрный характер - их жители вспахивали землю, разводили сады и огороды. В целом промышленное развитие в России отставало от уровня западной Европы. Промышленный переворот в России начался лишь в середине XIX века. В то время как в Англии он близился к концу. По-прежнему, широко применялся в промышленности труд крепостных, однако доля вольнонаемного труда неуклонно росла. Значительная часть мануфактур по-прежнему являлась государственными и обслуживала военные нужды страны.

По политическому устройству Россия была самодержавной монархией (слайд 10). Во главе стоял император. В его руках была сосредоточена высшая законодательная и распорядительная власть. Император управлял страной при помощи чиновников. По закону они были исполнителями воли царя. Но в действительности чиновничество играло более значительную роль. В его руках была разработка законов, оно же проводило их в жизнь. Чиновничество было полновластным хозяином в центральных и местных органах управления. Государственный строй России по своей форме был самодержавно-бюрократическим. Слово "бюрократия" переводиться как власть канцелярии. От произвола бюрократии, от ее мздоимства страдали все слои населения. Высшая бюрократия состояла преимущественно из дворян-помещиков. Из них же комплектовался офицерский корпус. Окруженный со всех сторон дворянами царь проникался их интересами, защищал их как свои собственные. Иногда между царем и отдельными группировками дворянства возникали противоречия и конфликты, достигавшие очень острых форм. Но эти конфликты никогда не затрагивали все дворянство.

(слайд 11)

Вывод:

По политическому строю была самодержавно-бюрократической монархией. Неограниченный самодержец - император опирался при управлении на мощный слой чиновников средний и высший слой которых состоял преимущественно из дворян.

Россия начала 19 века представляла собой огромное по территории, многонациональное и многоконфессиональное государство с населением около 40 млн. чел. Россия продолжала оставаться аграрной страной, промышленное развитие которой значительно отставало от уровня западной Европы.

Домашнее задание.

Учебник стр. 3-7.

Доклад ученика на 5-7 мин. о личности и обстоятельствах восшествия на престол Павла I.

Доклад ученика на 5-7 мин. о Михаиле Михайловиче Сперанском (реформатор).




В продолжение темы похожие новости:
Интегрированное занятие кружка по истории и литературы "Волшебный зоопарк" для учащихся 5-го класса на тему: "Единорог – чудесный зверь" (образ единорога в культуре народов мира)
Урок истории в 9-м классе по теме: "Внешняя политика СССР в 1985–1991 гг. Диалектика нового мышления"
Урок обществознания "Зачем нужна армия"
Урок-презентация учебных проектов по всеобщей истории в 5-м классе "Культура Древней Греции"
Деловая игра по истории «Тендер рекламных агентств по теме "Советская культура в период «оттепели»". 50—60-е гг. XX в.»
Сценарий занятий по избирательному праву для учащихся 3–5-х классов "Выбирай-ка"
| информационные | информационные технологии | классы технологий | уроках | конспект урока | истории | классы история | история и обществознание | Информационные технологии на уроках истории


Календарь новостей