История Средних веков. Тема урока: "Нарастание народного недовольства в Чехии в XIII – XIV в.в. Причины и начало гуситского движения"

Цель урока:

  1. показать связь между развитием хозяйством и обострением национальных и классовых противоречий;
  2. объяснить, в чем состояло чужеземное засилье в Чехии;
  3. почему католическая церковь вызывала к себе всеобщую ненависть;
  4. раскрыть роль народных масс и выдающегося исторического деятеля Яна Гуса в освободительной борьбе;
  5. использовать личность Яна Гуса для нравственного воспитания учащихся;
  6. развивать умение учащихся работать с учебником, картой.

Оборудование: учебник, карта, иллюстрации, картина.

  1. Вводное слово учителя.
  2. В первой половине IV века в феодальную Европу всколыхнула острая классовая борьба, развернувшаяся в небольшой славянской стране – Чехии.

    а) определим хронологические рамки этого события (1419-1434 гг.);

    б) что происходило в это время в остальной Европе (1337-1453 гг. – Столетняя война);

    в) во Франции - восстание крестьян Жакерия (1358 г.) в Англии – восстание Уота Тайлера (1383 г.)

    Работа с картой. Показать на карте государство Чехия.

    Вспомним, когда образовалось Чешское государство? (работа с учебником: смотрим § 9, подраздел 4)

    Вывод: в начале X века возникло Чешское государство, в середине XIV века чешский король Карл I был избран императором Священной Римской империи, Чехия стала в ней самым сильным государством. Чешский король занял первое место среди князей, получивших право избирать императора.

  3. Новый материал.
    1. Экономическое положение Чехии;
    2. а) работа с учебником

      - развитие горного дела;

      - добыча серебра;

      - производство сукна;

      б) работа с картой

      - развитие торговли

      Вывод:

    3. Социально-политические предпосылки гуситского движения.

- уяснить, какие виды гнета нес чешский народ, какие слои, классы населения подвергались гнету.

3. Схема на доске и в тетрадях.

Вопросы к схеме:

а) среди каких классов и групп населения росло недовольство?

б) против кого оно было направлено и в чем проявлялось? Вывод делают учащиеся.

    1. Работа с учебником. Чтение подразделов.

- феодальный гнет;

- засилье чужеземцев;

- католическая церковь.

  1. Вторая часть урока.

Ян Гус в Вифлеемской часовне (проповедь) – чешский национальный герой. Был выходец из крестьян. Получить образование Яну удалось ценой больших лишений. Уже, будучи профессором Пражского университета, он вспоминал, что в студенческие годы питался гороховой похлебкой, а из кусочка черного хлеба делал ложку, ел похлебку, закусывая ее ложкой из хлеба.

Вопрос к классу: Почему тысячи людей самого разного положения в обществе приходили слушать проповеди Гуса? Чем они привлекали рыцарей, богатых и бедных горожан, крестьян?

Вывод: Гус не выступал против собственности феодалов на землю, но лишь против чрезмерного угнетения крестьян феодалами, чужеземного засилья и католической церкви.

Гуса отлучили от церкви. Он покинул Прагу, находясь на юге Чехии, он продолжал свои выступления. От него отшатнулись многие паны, а народные массы продолжали поддерживать его. Король Сигизмунд пригласил Яна Гуса на Констанцский собор, обещав ему неприкосновенность. Ян Гус согласился, стремясь доказать там правоту своего учения. Вскоре по прибытии в Костанцу, он был арестован и заточен в тюрьму. Сигизмунд не сдержал своего слова.

Работа с картиной в учебнике “Ян Гус на Констанцском соборе”

Собор занялся, прежде всего, разбором обвинений. Участники собора решили не сразу расправиться с Гусом. Устроили суд, лишив защиты и возможности оправдаться.

Работа с документом “Письмо участника собора о заключительном заседании по делу Яна Гуса”. “Письмо…” учащиеся читают по ролям.

Ян Гус: “Не могу отречься не от одного положения написанного или высказанного”

Пан из Хлума: “… жизнь и свободу Гусу!”

Архиепископ лондонский: “… пусть сгинет этот чех!!!”

Епископ бриксенский: “… пусть Гус печется и сегодня же!”

Епископ журский: “… пусть он умрет!”

Собор приговорил Гуса к смертной казни. Крайне тяжелое положение не поколебало веры Яна Гуса в правоту и торжество его дела. Накануне казни он встретился со своими друзьями из Чехии. Они просили его отречься. Ян Гус ответил: “Если отрекусь от того чему учил, как буду смотреть в глаза своему народу? Разве может быть счастливой жизнь, купленная ценой предательства?”

В последнем письме в Чехию он писал: “Думаете обо мне не как о мертвом, а как о живом, дабы я и впредь жил в ваших деяниях”.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Вопрос к классу: Правильно ли поступил Ян Гус, отказавшись отречься от своих взглядов.

ВЫВОД: Гус предпочел умереть, но не отступить от своих убеждений. Подвиг Яна Гуса показывает, если в жизни приходиться выбирать между жизнью и честью, благом Родины, то Ян Гус - пример для подражания.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ. УРОК ЗАКОНЧЕН.




В продолжение темы похожие новости:
Урок истории России по теме "Эпоха петровских преобразований"
Урок обществознания в 6-м классе "Что такое экономика?"
Урок истории в 5-м классе с использованием информационных технологий
Урок истории в 5-м классе по теме "Путешествие Одиссея". Поэма Гомера "Одиссея"
Разработка урока по теме: "Познавая, к взаимопониманию". 10-й класс
Сценарий исторического литературно-музыкального вечера "Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны"
| история | классы история | средний | среднее | веков | 19 век | тема | и тем и тем | урока | конспект урока | Нарастание | народного | народные средства | недовольства | выражать недовольство | чехии | туры в чехию | xiii | xiii век | xiv | xiv век | причины | причины возникновения | начало | в начале | гуситского | движения | дорожное движение | история и обществознание | История Средних веков Тема урока Нарастание народного недовольства в Чехии в XIII – XIV в в Причины и начало гуситского движения


Календарь новостей