История формирования государственных символов России

Форма проведения: не ролевая игра-конференция.
Оборудование:

  • плакат «Государственные символы России»;
  • звукозаписи: Государственный гимн Российской Федерации (музыка А.Александрова, слова С.Михалкова); «Боже, царя храни» (музыка А.Львова, слова В.Жуковского);
  • иллюстрации учащихся с изображением символов России;
  • Знамя Российской Федерации.

Эпиграфы на доске:

«Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан»
М.Монтень
«… клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал»
А.Пушкин

Цели:

  1. проследить историю Государственных символов России;
  2. воспитание на примере изучения истории Государственной символики патриотизма и гражданственности.

Задачи:

  • изучение истории происхождения герба, гимна, флага,
  • формирование интереса к истории России;
  • развитие умений делать выводы, использовать дополнительную литературу, пользоваться иллюстрацией.

Участники игры: учащиеся 9 класса, которые поделены на три команды.
За каждый правильный ответ каждая команда оценивается по пятибалльной системе.

Этапы игры:
I этап.«История создания российского герба».
II этап. «Формирование трехцветного флага России».
III этап. «Тебе, моя Россия, хвалебные песни пою…»
IV этап.«Ставрополье – родина моя».
V этап. «Творческая работа: написать стих, посвященный своей малой Родине».
VI этап. «Художественная мастерская: изобразить герб школы».
VII этап. Подведение итогов игры.

Ведущий 1. Символы России… Что это такое? Пожалуй, не найдется в стране такого чело­века, который бы совсем ничего не ответил бы на этот вопрос. Однако ответы без сомнения будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы – луга, поля («поле, русское поле…»), леса («березы, березы…»), кому-то на ум придут поднадоевшие, но непременные сувениры: матрешки, самовары, медведи. Любители русской старины скажут о древнем Московском Кремле, о регалиях – знаках царской власти: скипетре, короне, державе, бармах, шапке Мономаха и, конечно же, не забудут и русские архитектурные святыни: Красную площадь, Покровский собор (храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя. Вспомнив­шие о русском воинстве назовут «Прощание славянки» или Георгиевский крест. А кто-то, возможно, мысленный взор обратит к своей «малой Родине» - городу, в котором он родился и вырос, где остался родительский дом.
Каждый по-своему будет прав. И, прежде всего, из-за неоднозначности понятия «символ», его многомерности. Не случайно проблемами символа и символики занимаются не только философы, но и ученые других специальностей – математики, психологи, лингвисты, литературоведы, историки, искусствоведы.

I этап.«История создания российского герба».

Ведущий 2. Гербы в России появились давно, но это были лишь рисунки, которые не подчи­нялись геральдическим правилам. Из-за отсутствия рыцарства на Руси гербы были мало распространены.
В самом своем начале (вплоть до XVI века) Россия была разрозненным государ­ством, поэтому и речи о государственном гербе России идти не могло. Однако, несмотря на то, что окончательной датой объединения Руси считают XVI век, государственный герб в России появляется уже при Иване III (1462-1505). Именно ему приписывается учреждение государственного герба, как такового. В качестве герба в то время выступала его печать. На ее лицевой стороне изображен всадник, протыкающий копьем змия, на оборотной - двуглавый орел.

<Рисунок 1>

Ведущий 3. Интересен тот факт, что орел на печатях Иоанна III изображался с закрытым клювом и больше походил на орленка, нежели на орла. Если же посмотреть на Россию того периода, то можно увидеть, что она является молодым государством, которое только начинает формироваться как централизо­ванное. Первым достоверным свидетельством использо­вания двуглавого орла в качестве государственной эмб­лемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 с племянниками его, князьями Федором и Иваном Борисовичами Волоцкими.

<Рисунок 2>

 

В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533) двуглавый орел изображается уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки.

<Рисунок 3>

Ведущий 1. 21 февраля 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова. Это положило конец Смутам, которые в период между кончиной Ивана Грозного и взошествием на престол Михаила Романова подорвали дух рус­ского народа и чуть не искоренили русскую государственность. Россия выходила на путь процветания и величия. В этот период орел на гербе “встрепенулся” и впервые распустил кры­лья, что могло означать “пробуждение” России после длительного сна, и начало новой эры в истории государства.

 

<Рисунок 4>

Ведущий 2. Государственный герб при Петре I претерпел множество из­менений. Помимо изменения цвета орла, на крыльях его впервые стали размещать щиты с гербами Великих княжеств и Царств. На правом крыле (левом от зрителя) были размещены щиты с гербами (сверху вниз): Киевским, Новгородским, Астраханским; на левом крыле: Владимирским, Казанским, Сибирским.

<Рисунок 5>


Ведущий 3. В 1740 год швейцарский гравер Гедлингер, приглашенный Анной Иоанновной в Россию в 1736 году, изготовил государственную печать, которая использовалась до 1856 года и, по существу, закрепила классический облик русского двуглавого орла.

 

Ведущий 1. Большой государственный герб Российской империи введен 11 апреля 1857 года по указу императора Александра II (1855-1881). Идея герба, изложенная еще в манифесте 1800 года императора Павла I, была реализована.

<Рисунок 6>

Газета “Речь” 29 апреля 1917 года писала: “Юридическое совещание, рассмотрев вопрос о дальнейшем употреблении знака государственного герба, признало, что двуглавый орел не связан ни с

<Рисунок 7>

династией Романовых, ни с каким-либо определенным государственным строем…, а потому с удалением с него титульных гербов, а равно эмблем монархического характера… орел может быть принят для употребления как герб свободного Российского государства”.


Ведущий 2. Герб РСФСР составлен в соответствии с геральдическими правилами, но с абсолютно новыми, отличными от прежних эмблемами. Он существовал согласно Основному закону РСФСР, принятому на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 года, в котором содержался раздел «О гербе и флаге».

<Рисунок 8>


<Рисунок 9>

Ведущий 3. Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом – три исторические короны Петра Великого (над головами две малые и над ними – одна большого размере); в лапах орла – скипетр и держава; на груди орла на красном щите – всадник, поражающий копьем дракона.


Вопрос участникам. Не меньшее значение в российском гербе имеет всадник, поражающий копьем дракона.
Кто этот всадник и какова роль для Отечества? Выберите правильный ответ:

 

  • Дмитрий Донской, поражающий хана Мамая;
  • Иван III, поражающий хана Ахмата, сумевший прекратить выплату дани Большой Орде;
  • Святой Георгий, которого московские князья почитали как защитника и покровителя.
    <Рисунок 10>

Вопрос участникам. Что символизируют три короны на двуглавом орле современного герба?

II этап. «Формирование трехцветного флага России».

Ведущий 1. Известна традиция трехцветного флага. Пошла она со времен Северной войны, когда Петр 1 дал русской армии и флоту бело – сине – красный флаг. Расположение его полос отражало представление людей того времени об устройстве мира. Внизу – мир мифический – красный. Выше – небесный – голубой. Еще выше – мир божественный – белый. Современный трехцветный флаг полностью соответствует эпохе Петра Великого, а статус государственного он приобрел после указа Президента РФ. А еще у нашего флага есть свой праздник.
Вопрос участникам. Когда россияне отмечают День государственного флага РФ? Выберите правильный ответ:

  1. 12 июня;
  2. 22 августа;
  3. 12 декабря.

Вопрос участникам. Известно, что цвета российского флага имеют глубокий символический смысл. Какое толкование символического смысла цветов российского флага представляется вам наиболее убедительным:

  1. белый – мир, чистота, правда, непорочность; синий – вера, верность, постоянство; красный – энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество;
  2. белый – верность, вера; синий – мир, правда; красный – красота, удаль;
  3. белый – богатство, сила; синий – величие, ясность; красный – надежда, свобода?

III этап. «Тебе, моя Россия, хвалебные песни пою…»

Ведущий 3. В истории нашего государства было немало « хвалебных гимнов». (Звучат фрагменты гимнов: В.Жуковский «Песни Русскому Царю», Ф.Сологуб «Гимн Родине»). А что вы знаете об истории создания государственного гимна России.
Вопрос участникам. Какому гимну принадлежат слова: «Мы наш, мы новый мир построим!» Выберите правильный ответ:

  • «Народному гимну» В.Жуковского;
  • «Интернационалу» Э.Потье;
  • «Гимнам Родине» Ф.Сологуба.

IV этап.«Ставрополье – родина моя».

Ведущий 1. Мы как истинные патриоты своего государства не должны забывать о том месте, где мы родились. О своей малой родине.
Вопросы участникам.

  • Что изображено на гербе Ставропольского края?
  • Почему на гербе Ставропольского края изображен герб РФ?
  • Какого цвета флаг Ставропольского края?
  • Когда появились символы Ставропольского края?

V этап. «Творческая работа: написать стих, посвященный своей малой Родине».

Каждая команда должна написать небольшой стих, посвященный своей малой родине (использовать хвалебные выражения).

VI этап. «Художественная мастерская: изобразить герб школы».

Ведущий 2. Уважаемые участники игры. Мы все обучаемся в школе. Давайте немного пофантазируем, пусть каждая команда разработает проект герба школы. Существуют определенные условия: основа герба – щит. Применяется ограниченное количество цветов: алый, пурпурный, голубой, зеленый, черный, оранжевый. Каждый цвет имеет свою символику. Золото означает богатство, силу, верность и чистоту. Голубой – величие, красоту, ясность. Красный – храбрость, мужество, неустрашимость. Зеленый – надежду, изобилие, свободу. Черный – скромность, образованность, печаль. На щите могут быть изображены животные, птицы и растения. Кошка – символ независимости; волк – злости, жадности, медведь – силы, мощи; собака – верности и преданности; лиственница – национальный символ России; береза – символ постоянства, верности; кедр – надежности и могущества.

VII этап. Подведение итогов игры.

Я поздравляю команду с победой. Команда – победитель награждается поощрительным призом. А на последок всем хочу напомнить слова Павла Антокольского.
Продолжается век.
И другой приближается век.
По кремнистым ступеням
Взбираясь к опасным вершинам.

Никогда, никогда, никогда
Не отдаст человек
Своего превосходства
Умнейшим машинам.

Приложение 1 Приложение 2




В продолжение темы похожие новости:
Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?"
Урок истории по теме "Образование Древнерусского государства. Первые князья"
Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках истории
Разработка урока на тему "Правоспособность и дееспособность российского гражданина"
Внеклассное мероприятие по истории "Великая Отечественная война" в форме интеллектуальной игры для учащихся 9—11-х классов
Спецификация модуля "Отрасли российского законодательства"
| история | классы история | формирования | формирование культуры | государственных | государственный государственный университет | символов | символы для контакта | россии | футбол россии | история и обществознание | История формирования государственных символов России


Календарь новостей