Крымская война 1853—1856 гг.

Тема: «Крымская война 1853–1856 гг.».

Оборудование к уроку:

  • Карта «Крымская война 1853–1856 гг.»,
  • Атлас «История России. XIX век»,
  • Фотографии писателя Л.Н.Толстого, портрет врача Н.И.Пирогова, картина «Оборона Севастополя»,
  • Компьютерное оборудование, учебный диск «Энциклопедия.  История России 862–1917» издательство «Интерактивный мир», магнитофон.

Цели для учеников:

  • Обучающая – выявить повод, причины войны, показать основные этапы, итоги войны; больше узнать о военачальниках;
  • Развивающая – умение выбрать нужный материал, использовать ИКТ; умение связно, содержательно излагать мысли;
  • Воспитательная – воспитание любви к Родине, чувства ответственности

Цели для учителя:

  • профессиональное и личностное развитие;
  • использование компьютерной технологии;
  • ученики – соавторы урока.

План урока:

1. Что послужило поводом для начала Крымской войны?
2. Причины войны
3. Роль военачальников в основных этапах войны:

а) в Синопском сражении,
б) в обороне Севастополя.

4. Итоги войны

ХОД УРОКА

Вступление учителя. Посмотрите внимательно на дату и скажите, пожалуйста, в период правления  какого русского императора проходила эта война? Вспомним дату правления Николая I. Значит что-то случится с царём?  (Звучит тревожная музыка)
– Когда мы говорим «война» – какие ассоциации у вас появляются, какой образ возникает? (Разруха, кровь, боль, слёзы, раны, голод, жертвы, трупы, стоны, трагедия…как человеческая, так и государственная…)  
– Что мы должны знать, когда изучаем  тему войны? (Вместе вырабатывается алгоритм: повод (из-за чего?), причины (почему?), основные события (что?), военачальники (кто?), итог.)
– Мы узнаем о роли Николая I в этой войне, увидим настоящих героев и предателей. А ещё нам надо будет ответить на важный вопрос: «Для России эта война была справедливой? Почему?»
Эпиграф:

Дух в войсках выше всякого описания. Во времена Древней Греции не было столько геройства.

Л.Н.Толстой о защитниках Севастополя

Все безобразия Крымской войны, вся бездарность командования принадлежит царизму, а вся «богатырская защита Севастополя – русскому народу».

А.И.Герцен

Рассказ учителя. Повод.
Палестина – часть Османской империи

Иерусалим (храмы)                        ?                   Вифлеем (храмы)

Католическая или христианская вера
Николай I был недоволен.

Задачи, стоявшие перед ним:

1. Вернуть России возможность проходить через черноморские проливы: Босфор и Дарданеллы.
2. Укрепиться на Балканах, освободить славян от турецкого ига.

Для улаживания ситуации в Турцию был отправлен послом А.С.Меншиков (потомок петровского Меншикова). Но он не только не смягчил, усилил конфликтную ситуацию. Например, на заседания дивана (совет при султане) он не делал поклона, как того требовал этикет. Султан решил проучить: укоротить дверь так, чтобы в неё нельзя было войти, не наклонившись. Но Меншиков и тут нашёл выход: повернулся спиной и прошёл в дверь, присев в коленях. (Ситуация обыгрывается)
Николай I недоволен Турцией. Он обращается к Англии за поддержкой – нет… И все же вводит войска в Молдавию и Валахию – зависимые от Турции земли. Николай I был уверен, что ни Австрия, ни Пруссия, ни Англия, ни Франция не вступят в эту войну, но он жестоко ошибся. Перечисленные страны не хотели видеть Россию сильной страной. Английские и французские эскадры входят в Мраморное море… А турецкий султан, чувствуя защиту, в октябре 1853 г. объявляет России войну.

1853 г. – начало Крымской войны

Крымскую войну принято делить на два этапа

Дата События, страны-участницы, значение
Первый этап Крымской войны
Ноябрь1853 г.– апрель 1854 г. Россия и Турция. Павел Степанович Нахимов!!!
Второй этап Крымской войны
Апрель1854 г. – февраль 1856 г. Россия и Турция, Англия, Франция…Владимир Алексеевич Корнилов, Владимир Иванович Истомин, Павел Семёнович Нахимов – Севастополь. Высадки на Соловках, в Петропавловском-Камчатском, блокада Кронштадта и Свеаборга

 Раздать до урока таблицу (вторая колонка заполнится учащимися по ходу рассказов)

Первый этап

Синоп

Турецкая эскадра                                                   Русская эскадра
14 судов, из них 2 паровых                                    8 парусных судов
Осман-паша                                                             Вице-адмирал П.С.Нахимов

Итог: Турецкие корабли разбиты, русские все остались в строю!!! (Звучит музыка торжественная, победная)

Синопский бой вошёл в историю как последнее крупное сражение эпохи парусного флота. Итак, добиться победы удалось благодаря решительным действиям вице-адмирала П.С.Нахимова.

 Презентация о П.С. Нахимове, составленная учеником.

Второй этап

Спасая Турцию от неминуемого поражения, англо-французская эскадра в январе 1854 г. вошла в Чёрное море. А русские войска перешли р. Дунай…
В марте Королева Виктория (Англия) и Наполеон III (Франция) объявляют войну России, после того, как Россия отвергла ультиматум о выходе из Молдавии и Валахии. Оцените, пожалуйста, ситуацию для России.
Балтийское море – англо-французская эскадра блокировала Кронштадт и Свеаборг, но не атаковала.
Белое море (сообщение ученика) – английские военные корабли вошли  и стали бомбардировать Соловецкий монастырь. Монахи и богомольцы проявили большое мужество, под свист ядер совершив крёстный ход по монастырским стенам. Единственная батарея из двух пушек пыталась отвечать противнику и даже сделала пробоину в одном из кораблей. А на исходе лета 1854 г. английские корабли сожгли старинный русский город Колу на Мурманском побережье.
Дальний Восток – август 1854 г. англо-французская эскадра появилась перед Петропавловском-Камчатским. Адмирал В.С.Завойко оказал героическое сопротивление: дважды сбрасывал в море неприятельский десант и вынудил противника уйти. Итак, англо-французские войска везде получили отпор.
Лето 1854 г. Болгария – сосредоточение англо-французских войск – командующий Сент-Арно. Слухи о том, что англо-французская армия планирует высадку в Крыму и захватит Севастополь – ходили. Но Меншиков (Изменщиков) высмеивал эти слухи.
60 тыс. армия англо-французская высадилась в Крыму. Ей противостояла 18 тыс. армия матросов и солдат, т.к. Меншиков с 35 тыс. армией отступил к Бахчисараю на Север.

Севастополь – главная база Черноморского флота – не имела сухопутных укреплений. (Работа с диском, на котором имеется анимационная карта).

Задача: укрепить Севастополь. Как? Эдуард Иванович Тотлебен:

1. Укрепление из земляных валов, траншей, мешков с песком, плетёных корзин с землёй;
2. Затопили у входа в бухту несколько кораблей, преградив доступ вражескому флоту.

«Отсутствие собственной армии, при появлении неприятеля, не повлекло за собою падения Севастополя, – с удивлением писал один из английских офицеров. – Народ твёрдый и решительный занял пост, оставленный главнокомандующим и его армией. Блистательный фасад рухнул, но за ним высились гранитные стены».

Этой «гранитной стеной» стал русский народ – простые матросы и солдаты во главе с адмиралами В.А.Корниловым, П.С.Нахимовым, В.И.Истоминым.

60.000 армия противника                                        18.000армия матросов и солдат
совершенное оружие                                                 гладкоствольные ружья на 300 шагов
Нарезные винтовки на 1.200 шагов                          офицеры – только саблей
Офицеры – сабля и револьвер

Сообщение ученика о В.А.Корнилове.

Сообщение ученика о мужестве защитников Севастополя.

Весной 1855 г. положение Севастополя стало ухудшаться:

  • недостаток в порохе (приказано на 2 выстрела врага стрелять одним),
  • нехватка провианта, продуктов.

1-4 бомбардировки, к штурму Севастополя. Письмо Н.И.Пирогова к жене!!! (Работа с документом на рабочем листе)

Июнь 1855 г. – штурм – русские выстояли!!!
«Первое серьёзное поражение англо-французской армии». 5, 6 бомбардировки.
Особенно упорные бои шли за Малахов курган. Французы с уважением вспоминали подвиг Юферова, который был отрезан от своей колонны с небольшой группой солдат. Встав впереди солдат, он яростно рубился саблей с неприятелем, отказываясь сдаться. И только когда разъярённые враги изрешетили русских пулями, они смогли одержать верх.
27 августа 1855г. французы захватили Малахов курган. Участники обороны затопили оставшиеся корабли, взорвали бастионы и покинули город. «Троя» завершила свою 349-дневную героическую эпопею.
11 месяцев – 349 дней – Севастополь держал оборону. В августе 1855г. город оставили, русские поджигали пороховые погреба. Двое суток горел город, а противники так и не решались занять его.
1856 г. – Парижский мир: России запрещено держать военный флот на Чёрном море. Россия потеряла 500 тыс. солдат, Турция – 400 тыс., Франция – 95тыс., Британия – 22,7тыс.

Проверка записей в таблице. Выставление оценок.

Домашнее задание:

Подумать над вопросами:

  1. За счёт чего так долго и упорно сопротивлялись русские войска в Крыму? (Всем)
  2. Можно ли сравнивать Севастополь с Троей? (По желанию)

Приложение




В продолжение темы похожие новости:
Обобщающий урок по истории в 5-м классе по теме "Древний Восток"
Урок истории в 10-м классе с использованием технологии развивающего обучения. Тема "Москва во главе объединения русских земель"
Урок истории в 5-м классе по теме "Природа и люди Древней Индии"
Разработка урока по обществознанию с использованием технологии критического мышления
Интеллектуально-познавательная игра "Правовой калейдоскоп"
Начальная история села Тейкова
| крымская | крымская война | мировой войны | 1853—1856 | история и обществознание | Крымская война 1853—1856 гг


Календарь новостей