Культура СССР периода Великой Отечественной войны

Изучение данного вопроса отдельно не предусмотрено, но тема заинтересовала учащихся, и они предложили самостоятельно разработать и провести урок. Для его проведения был использован 1 час из резерва учителя.

Подготовка:

Ученики разбились на 3 группы: 1 – поиск и отбор материалов для урока; 2 – работа со школьным библиотекарем и оформление выставки “Страницы, опалённые войной”; 3 – поиск репродукций и пластинок, выпуск стенгазеты “Словом и кистью”. При такой форме работы ученики получили широкий простор для проявления творчества и инициативы. Учитель выступает в роли консультанта – по источникам информации и формам работы. В основу урока решено взять хронологическую последовательность событий.

Цели:

  • использование произведений искусства как своеобразного документа, который отражает текущие события и в то же время организует, поднимает народ на борьбу;
  • показать вклад художественной литературы в дело разгрома врага;
  • обрабатывание навыков работы с несколькими источниками;
  • развитие познавательного интереса.

На доске плакат И.Тоидзе “Родина – мать зовёт”

1 ученик: Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие всё, что встаёт на их пути. Искажённые ужасом лица женщин, прижимающихся к груди насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий, свист пуль. И всюду трупы людей, ещё недавно думающих о будущем, надеявшихся навстречу с родными, мечтавших о любви и счастье. Всё это и есть война – самое страшное событие, которое может случиться как в жизни отдельного человека. Так и в истории всего человечества. Вся страна поднялась на защиту Отечества, “Всё для фронта, всё для победы!” Не остались в стороне и деятели культуры. Все направления культуры в годы войны были посвящены мобилизации народа на разгром врага, носили ярко выраженную пропагандистскую направленность. Литература и искусство раскрывали духовный мир человека, отстаивающего честь и независимость Родины.

2 ученик: 27 июня 1941 года. Белорусский вокзал, одетые в шинели люди с посуровевшими лицами ждут посадку. Именно здесь состоялось первое исполнение песни “Священная война”. (Прослушивается 1 куплет.)

“Мы пели “Священную войну” для уходящих на фронт бойцов, и все мы испытывали настоящее потрясение, которое бывает, когда соприкасаешься с художественным произведением огромной жизненной правды – вспоминает один из исполнителей. – Помню, солдаты, сидевшие на деревянных сундуках, вдруг встали после первого же куплета “Священной войны”, и в наступившей тишине стоя слушали песню…

Потом песню потребовали повторить ещё и ещё, пытаясь подпевать, запомнить слова – увезти с собой, вместе с прощальной улыбкой матери, жены”.

Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль “Священную войну”. С этого дня песня взята на вооружение нашей армией, всем народом. Её пели всюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя Кремлёвских курантов она звучала по радио. (Прослушивается последний куплет.)

3 ученик: Мобилизация сил на разгром врага. Первые мероприятия по переводу экономики на военные рельсы. И как выражения мыслей, чувств, настроений воюющего народа стихотворение И.Эренбурга “1941”.

Мели танки тёплые хлеба,
И горела, как свеча, изба.
Затвердело сердце у земли.
А солдаты шли, и шли, и шли.
Шла Урала тёмная руда,
Шли, гремя, железные стада,
Шёл Смоленщины дремучий бор,
Шёл худой, зазубренный топор,
Шли пустые, тусклые поля,
Шла большая русская земля.

4 ученик: Лето 1941 года. Москва. Третьяковская галерея. Звуки пил, молотков, грузовых машин. Эвакуация. В ящики, обитые клеёнкой и оцинкованные металлом. Складываются картины Левицкого, Тропинина, Кипренского, Брюллова, Верещагина, Репина, Врубеля, Левитана. Снять картины со стены не просто.

“Утро стрелецкой казни” В.Сурикова (демонстрируется репродукция) – ширина 2 м 18 см, длина – 3 м 79 см. полотно, вынутое из 300 килограммовой рамы, накатали на специально изготовленный деревянный вал, красочным слоем вовнутрь, переложив папирусной бумагой и мягкой фланелевой тканью, обшили холстом, уложили в соответствующий длины ящик, который обили железом.

“Явление Христа народу” А.Иванова (репродукция) – ширина 5 м 40 см, длина 7 м 50 см, не могло поместиться ни в один товарный вагон. Решили вал с полотном положить на две открытых платформы и тщательно прикрыть брезентом.

Много волнений доставила картина И.Репина “Иван Грозный и сын его Иван”. У неё оказался слабый красочный слой, он мог начать осыпаться при любой встряске. Эвакуация могла стать гибельной для произведения. (репродукция). Холст невозможно было накатать на вал. Его сняли с подрамника, живопись заклеили папиросной бумагой, полотно положили на большой фанерный лист, покрыли фланелью, сверху ещё лист, тоже с фланелью. Щиты винтами соединили, полотно оказалось крепко прижато меж ними.

Эшелоны с бесценными экспонатами из Третьяковской галереи, музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, музеев Архангельское и Кусково шли за Урал, в Новосибирск.

5 ученик: Эрмитаж тоже готовился к эвакуации, анфилады залов и галереи, тянущиеся на 22 км, занимали площадь 6 гектаров. Коллекция античного искусства, 80 залов искусства Востока, шедевры эпохи Возрождения, полмиллиона работ западноевропейских мастеров, фарфор, уникальные музыкальные инструменты, нумизматика, знаменитая и “золотая” кладовая, уникальная галерея героев войны 1812 года, особая кладовая, наполненная драгоценностями. Первый эшелон из 25 вагонов вместил 1118 тяжёлых ящиков с 500 тысячами экспонатов. В специальном бронированном вагоне везли “Мадонну с младенцем” Леонардо да Винчи, картины Рафаэля и Рубенса. (Репродукции.) Состав сопровождали 2 открытые платформы с зенитными орудиями, пулемётами и специальной воинской охраной. Второй эшелон увозил 1422 ящика, упакованы более 700 тысяч редкостных экспонатов. Третий эшелон уйти не успел – началась блокада.

6 ученик: Ленинградцы прилагали усилия к спасению и тех прекрасных творений великих мастеров, которые украшали улицы и площади города. Зарыли в землю знаменитых коней Клодта с Аничкова моста. Тоже сделали с беломраморной скульптурой Летнего сада. Предполагалось снять с пьедестала и укрыть на дне Невы знаменитого Медного всадника работы Фальконе. Но от этого намерения отказались. В городскую инспекцию по охране памятников явился некий архивариус с письмом, относящимся к периоду Отечественной войны 1812 года и адресованным Александру I. Тогда, в связи с угрозой Петербургу, также решено было снять с пьедестала и спрятать памятник Петру I. В письме же говорилось, что, будто явился во сне автору сам император и повелел уведомить царя, чтобы не трогал памятника. “Покуда я стою в граде сём – ни один враг не вступит на землю его!”. Этот архивариус видимо произвел впечатление на членов инспекции, которые дружно решили включить Петра I в число защитников города. Для страховки скульптуру всё же укрыли мешками с песком. В Михайловском саду была закопана работа Растрелли “Анна Иоанновна с арапчонком” и памятник Александру III работы Трубецкого. До наступления первой блокадной зимы было укрыто и сохранено 109 памятников, из них 95 закопано в землю. Много хлопот доставила маскировка памятников зодчества. Потребовалось две недели кропотливого труда, чтобы на шпиль Адмиралтейства с аэростата забросить петлю и закрепить на ней трос, с помощью которого альпинисты-добровольцы взобрались на шпиль и накинули на него серые холсты. Всего в Ленинграде укрыли холстами 5 куполов и 3 шпиля. Шпиль Петропавловской крепости закрасили серой краской, такой же краской был покрыт купол Исакия. (В ходе рассказа демонстрируются иллюстрации.)

3 ученик: Бои под Вязьмой, Бобруйском, Смоленском, Москвой. О настроении тех дней рассказывают дневники Симонова “Разные дни войны” и его же стихотворение “Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…”.

Ты помнишь, Алёша: изба под Борисовом,
По мёртвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в солопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но горе, поняв своим бабьим чутьём,
Ты помнишь, старуха сказала: Родимые,
Покуда идите, мы вас подождём.

Зимой 1941–1942 по всем фронтам с молниеносной быстротой распространилась новая песня. Слова и мотив её передавались из уст в уста и опережали весть об её авторах. Песня приходила к солдатам безымянной и её окружали легендами. Рассказывали, что сложил её молодой лейтенант в окопах под Москвой. Между тем слова “Землянки” принадлежали поэту А.Суркову, музыка – композитору К.Листову. Но в том, что говорили о песне, одно оказалось совершенно верным: она действительно родилась в “белоснежных полях под Москвой” во время оборонительных сражений за столицу. Когда поэт писал стихотворение “Бьётся в тесной печурке огонь”, он не предполагал его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней. Это были несколько стихотворных строчек из письма жене. (Звучит “Землянка”.)

7 ученик: атмосферу осаждённой Москвы передаёт картина Дейнеки “Окраина Москвы. Ноябрь 1941”. (Репродукция.) По существу, не имея литературного сюжета, картина убедительно рассказывает о душевном состоянии целого народа, потрясённого внезапностью перехода от мира к войне, но одновременно уже сурово собравшегося и яростно ожесточившегося против врага – захватчика. Вздыбленная земля, силуэты домов, врезающиеся в небо, цветовые контрасты (огромное поле белого снега и чёрно-красное изображение танковых балок и ежей), само динамичное построение пространства – диагональное пересечение направление улиц с “аллеей” противотанковых сооружений – убедительнейшим образом выражает характер времени.

В 1942 году Юон пишет картину “Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года”. (Репродукция.) Исторически достоверный образ знаменитого военного парада, когда войска через Красную площадь, не расчищенную от снега, направлялись прямо в окопы подмосковного фронта. В том же 1942 году М.Манизер создаёт скульптуру “Зоя”. Уходя на фронт, Зоя сказала матери: “Умру или вернусь героем”. Именно этот момент и отразил скульптор. (Иллюстрация.) Девушка только что простилась с матерью, с домом, со всем, что было ей дорого в мирной жизни, уходит в партизанский отряд. Вчерашняя школьница, она уже стала суровым и мужественным бойцом. Юное открытое лицо выражает душевный подъём, готовность к борьбе. В стройной фигуре Зои, в лёгком, упругом, но решительном шаге выражена сила и грация девушки. Но резкий гордый поворот красивой головы, твёрдость взгляда, упрямый жест крепко сжатых рук, говорят о том, что за внешней девичьей хрупкостью скрывается воля и непоколебимая решимость до конца бороться против ненавистного врага.

3 ученик: Героическая оборона Ленинграда и стихотворения А.Ахматовой “Клятва” и “Мужество”, стихотворение Джамбула “Ленинградцы, дети мои”. И, конечно же, стихи Ольги Берггольц, звучащие в блокадном городе.

Шла к отцу и слёз не отирала,
Трудно было руку приподнять.
Ледяная корка застывала
На лице, отекшем у меня.
Тяжело идти среди сугробов:
Спотыкаешься, едва бредёшь.
Встретишь гроб – не разминуться с гробом,
Стиснешь зубы и – перешагнёшь.
Друг мой, друг, и я, как ты, встречала
Сотни их, ползущих по снегам.
Я, как ты, через гробы шагала…
Память вечная таким шагам.

8 ученик: В 1942 году в блокадном Ленинграде Шостакович создаёт свою гениальную Седьмую симфонию. (Приглушённо звучит музыка.) “В осаждённом Ленинграде Шостакович создал могучую симфонию грядущей торжествующей победы, и она летит над миром, взывая к борьбе. Нет, никаким громам не заглушить звуки этой чудесной музыки!” – писал в “Правде” Ярославский. Впервые симфония была исполнена 5 марта 1942 года в Куйбышеве оркестром Большого театра под управлением Самосуда, через 3 недели 29 марта – в Колонном зале дома Союзов в Москве. А 9 августа симфонию слушали в Ленинграде, куда партитура была доставлена самолётом с Большой земли, где композитор заканчивал своё произведение. Так началось её триумфальное шествие по миру. Седьмая симфония сразу же стала значительным явлением мировой культуры: выдающиеся американские дирижеры попросили срочно выслать в США фотокопии нот. Ноты шли через Тегеран, Каир, Южную Америку. 19 июля 1942 года Седьмую симфонию в Нью-Йорке впервые исполнил оркестр американского радио под управлением одного из самых знаменитых дирижёров 20 века Артуро Тосканини. “Мир и честь никогда не были дороже борющемуся человечеству, чем сейчас – писали американские газеты, – и мы чувствуем, как умело Шостакович выразил своей музыкой то, что всегда было глубоко заложено в сердца свободных людей, где бы они ни боролись”.

9 ученик: “5 июня 1942 года, 6 часов вечера, Севастополь. 5 юнкерсов прицельно бомбят здание панорамы “Оборона Севастополя в 1854–1855 годах”, работы Франца Рубо. Длина – 115 метров, высота 14 метров. Советское командование, чтобы не подвергать панораму опасности, не размещало около неё военных объектов. И вот десятки фашистских бомб обрушились на одну единственную картину. “Панорама горит”. Что делать! Как спасти холст! Моментально было принято решение – разрезать на куски. Матросы полосовали полотно ножами, рубили топорами, спасённые куски передавали по цепочке к выходу, выносили из здания, прятали в ров. Вынесли 86 кусков живописного полотна. Из 1610 квадратных метров погибло 500. спасённые куски имели более 600 пробоин, дыр и других повреждений от осколков бомб. Всё, что удалось вынести, завернули в 36 тюков. Груз был принят на “Ташкент”, последний надводный корабль, которому удалось прорваться в Севастополь. Панорама была доставлена в Новороссийск, затем в Кустанай и Новосибирск. После окончания войны полотно было восстановлено.

Героическая оборона Севастополя изображена на картине Дейнеки. (Репродукция.) Силуэты моряков, отстаивающих буквально последние сантиметры севастопольского пирса; накалено-белым цветом своих одежд сливаются моряки с камнями набережной, превращаясь в единое целое самой севастопольской землёй. Чёрно-зелёный цвет фашистских мундиров отторгает их от этой общности, символизируя их инородность, чуждость. Отталкиваясь от исторической правды сюжета – наши войска оставляют Севастополь – Дейнека контрастными размерами изображения моряков (крупным планом) и фашистских солдат (мелким размером на дальних планах) создаёт ощущение необоримости советских людей, выражает уверенность в их скорой победе.

10 ученик: 1942 год – далёкий Ташкент, идёт съёмка фильма “Два бойца”. По замыслу режиссёра фильм должна была сопровождать только симфоническая музыка. Но по ходу съёмки стало ясно, что без песни не обойтись. “Понимаешь, не получается у меня никак сцена в землянке без песни” – признался режиссёр композитору Никите Богословскому. “Луков так зримо обрисовал ситуацию, – вспоминал композитор, – так ярко передал чувства героев, их внутреннее состояние, так взволнованно и талантливо рассказал тему песни и её настроение, что произошло чудо: я сел к роялю и сразу, без остановки, сыграл ему мелодию будущей песни, которая и вошла потом в фильм без единого изменения”. (Звучит “Тёмная ночь”.)

11 ученик: Широко развернувшееся партизанское движение также нашло своё отражение в музыке и живописи. (Песня “Ой туманы мои, растуманы”, репродукция картины С.Герасимова “Мать партизанам”.) Человеконенавистническая сущность фашизма в картине А.Пластова “Фашист пролетел” (репродукция). И призыв защищать Родину – в центральной части триптиха П.Корина “Александр Невский”. (Репродукция.)

Если ты фашисту с ружьём
Не желаешь навек отдать
Дом, где ты жил, жену и мать,
Всё, что Родиной мы зовём,
Знай: никто её не спасёт,
Если ты её не спасёшь!
Знай: никто его не убьет
Если ты его не убьёшь!

В первых числах октября 1943 года, рано утром, под прикрытием мощных артиллерийских залпов, началось форсирование Днепра. Как только стихла канонада, над Днепром вовсю мощь полились слова могучей и раздольной песни. С “Песней о Днепре” в ноябре 1943 года советские солдаты форсировали Днепр, с нею освобождали столицу Украины. (Звучит 1-й куплет “Песни о Днепре”.)

1 ученик: Культура периода Великой Отечественной войны многогранна: это и кинематограф и фронтовые операторы, фронтовые бригады артистов, выступающие на переднем крае фронта, плакаты и карикатуры, художественная литература и публицистика. А стихи и песни, именно они, звучавшие на фронте в промежутках между боями, придавали силы бойцам, скрашивали разлуку с родными, заставляли на короткое время забыть, что идёт война.

2 ученик: Многие из художественных произведений, созданных в годы войны, несли главную ценность – они возвышали гуманистические начала в жизни советских людей, их готовность самопожертвования во имя Отечества. (Попурри из военных песен.)

Рекомендуемая литература:

1. Воронов Н.В. Люди, события, памятники. М.: Просвещение, 1984.

2. Зингер Л.С. Советская портретная живопись. Москва: “Изобразительное искусство”, 1989.

3. Кончин Е.В. Сохранённые сокровища. М.: Просвещение, 1985.

4. Косова Г.Р. Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР. М.: Просвещение, 1987.

5. Яхонт О.В.Советская скульптура. М.: Просвещение, 1988.




В продолжение темы похожие новости:
Тема урока: "Родная сторона – золотая колыбель. Курганы – не миф и не сказка"
Элективный урок "Азбука потребителя"
Наука и образование XVIII века, 7-й класс
Исторический вечер "С Россией связанные судьбы"
Использование музейных технологий в образовательном и воспитательном процессе
Тема урока: "Борьба Руси с западными завоевателями"
| культура | физическая культура | ссср | смотреть ссср | периода | ледников период | великие | великий | отечественной | отечественная война | войны | мировой войны | история и обществознание | Культура СССР периода Великой Отечественной войны


Календарь новостей