Лингвистический компонент уроков москвоведения

Москвоведение – уникальный предмет, который можно интегрировать со многими предметами: чтением, окружающим миром, русским языком и др.

На уроках москвоведения, помимо привития интереса к истории родного города, формирования чувства патриотизма, развития любознательности и творческих способностей учащихся, мы ставим и задачи, связанные с развитием речи:

  • обогащение и пополнение словарного запаса учащихся через уточнение знаний о значении слов и знакомство с устаревшими и новыми словами;
  • перевод пассивной лексики в активный словарь;
  • развитие умения работы с текстом;
  • обучение навыку работы со словарями и другими носителями информации;
  • обучение умению размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы.

Рассмотрим некоторые аспекты лингвистической работы на уроках москвоведения.

На этапе знакомства с новой темой ученики выписывают в тетрадь незнакомые слова. При дальнейшем погружении в тему они находят слова, которые несут смысловую нагрузку и помогают раскрыть тему. Мои ученики громко назвали эти записи: «Словарь москвича». Так, при изучении темы «Московские кольца» в 4 классе было выделено 20 таких слов (Приложение 1).

Следующий этап работы – объяснение значения выделенных слов. Ребята высказывают предположения, исходя из контекста учебника и своего жизненного опыта. Затем проверяют и уточняют свою версию с помощью толкового и этимологического словарей. Работа со «Словарем москвича» продолжается дома.

На этапе усвоения и закрепления новых знаний нам предстоит перевод этих слов в активную лексику учащихся. Один из видов работы этого этапа – составление вопросов по теме для своих одноклассников с использованием выделенных слов. Обычно это 5-6 вопросов по содержанию «Словаря» и материалу учебника. Затем составленные вопросы используются при опросе, в конкурсах и викторинах. В начале каждого урока 2-3 ученика получают набор карточек, содержащий основные вопросы изучаемой темы и предыдущих уроков. За определенное время (в нашем классе это 5-7 минут) ученик должен ответить на эти вопросы и еще 3 вопроса могут задать остальные ученики. Таким образом происходит включение в работу всего класса, закрепляется материал по всем темам. Набор карточек постоянно обновляется. Приведем некоторые вопросы, которые составили ученики 4 класса при изучении темы «Природа Москвы на плане города».

Как переулок Чертольский получил свое название?

Объясни название улицы Остоженка.

Как появилось название района Лужники?

От чего произошло название переулка Сивцев Вражек?

Названия каких московских улиц и переулков связано с исчезнувшими речками?

С именем какого человека связано превращение Поганых прудов в Чистые?

Почему Москву называют «Порт пяти морей»?

Какой канал связывает Москву-реку с Волгой?

Есть ли в Москве горы? В каких московских названиях встречается слово «гора»?

Еще один вид лингвистической работы (он предлагается авторами учебного комплекта по москвоведению Г.С. Игониной, Н.А. Гореловой «Здравствуй, Москва!») – написание сочинений на темы: «Путешествие во времени», «В гостях у москвича в древности» (Приложение 2). Затем выдержки из сочинений учащихся можно использовать и для заданий вида: «Найди ошибки в тексте».

И заключительный вид работы – еще одно творческое задание – составление кроссворда по изученной теме. Ученики с удовольствием включаются в эту работу (Приложение 3).

Список литературы:

  1. Большой толковый словарь русского языка /под ред. Д.Н.Ушакова - Издательство: АСТ, Астрель, М, 2008
  2. Горелова Н.А., Игонина Г.С. Москвоведение в начальной школе: книга для учителя/ под ред. С.И. Козленко. – АНО ИЦ «Москвоведение» М., 2002
  3. Горелова Н. А. Москвоведение. Путешествие в прошлое Москвы: Учебник для 3 класса нач.шк.- АНО ИЦ « Москвоведение» М, 2005
  4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Издательство: Рипол Классик, 2006
  5. Игонина Г.С. Горелова Н.А. Москвоведение. Здравствуй, Москва! О чем рассказали названия московских улиц. 4 класс. Рабочая тетрадь по москвоведению для 4 класса. - АНО ИЦ « Москвоведение» М, 2007
  6. гонина Г.С., Горелова Н.А. Москвоведение. Здравствуй, Москва! Рабочая тетрадь по москвоведению для 3 класса. М, 2007
  7. Кузина И.Н., Тесленко О.Е. Москвоведение. О чем рассказали названия московских улиц. 4 класс. АНО ИЦ « Москвоведение» М, 2007
  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка - Издательство: Оникс, Мир и Образование, М., 2007
  9. Фасмер М. Р.Этимологический словарь русского языка: В 4 т. - Издательство: Астрель, АСТ , М., 2004



В продолжение темы похожие новости:
Урок-игра "Служу Отечеству" по теме "Россия при Петре I", 7-й класс
Появление «человека разумного»
Локальные войны. День памяти бойцов сергиево-посадского ОМОНА
Культура Европы в конце XV – начале XVII в." Урок повторения
Урок-обобщение по теме: "Русь во времена монголо-татарского нашествия", интегрированный урок история - информатика в 10-м классе
Вторая мировая война. Нападение Германии на СССР и Тихоокеанская война
| лингвистический | лингвистический университет | компонент | компонентой | уроков | конспект урока | москвоведения | история и обществознание | Лингвистический компонент уроков москвоведения


Календарь новостей