Международное гуманитарное право (повторительно-обобщающий урок)

Цель: закрепить знания учащихся о назначении международного гуманитарного права.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная работа и работа в группах.

Оборудование:

  • мультимедийная установка (компьютер, проектор);
  • раздаточный материал для индивидуальной работы и работы в группах (приложение 2);
  • информационное сопровождение урока (в программе Power Point);
  • оформление стенда “Вам живым и погибшим посвящается…” (приложение 1);
  • Стенд с белым листом для рефлексии.

Программное обеспечение: программа для презентаций “Power Point”, сайт Интернета (/go/l.htm# www. ortv. ru).

Демонстрационный материал:

  • презентация "Международное гуманитарное право".
  • видеоролик “Война в Южной Осетии”.

Ход урока

I этап урока: Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, садитесь.

Я очень рада, что сегодняшний урок проходит не под свистом пуль, не под взрывы снарядов, ни где, ни – будь в бомбоубежище, а в тёплом и светлом классе, а над головой у нас мирное ноябрьское небо.

(РОЛИК)

Ребята мы просмотрели с вами видеоролик, страшные кадры последствий грузинской агрессии. Какие чувства, эмоции вызвала у вас эта хроника?

(Отв. учащ.)

Смотрите, какую боль, страдания несёт война. Но, к сожалению, человечество продолжает решать возникающие проблемы с помощью оружия. Вооружённые конфликты всё более становятся жестокими, растет разрушительная сила оружия, но последствия войны могли бы быть ещё больше, если бы не Международное гуманитарное право. Тема нашего урока Международное гуманитарное право.

(СЛАЙД № 1– тема урока)

Мы сегодня заканчиваем знакомство с данной темой, давайте попробуем сформулировать, какие цели мы сегодня ставим перед собой на уроке?

(Отв. учащ.: закрепить, обобщить…)

II этап урока: Актуализация знаний.

Давайте вместе повторим основные цели, задачи и структуру МГП:

1.Каковы цели МГП?

(Отв. учащ.:

  • В период вооруженного конфликта предоставление защиты лицам, которые не принимают или прекратили принимать участие в боевых действиях;
  • Ограничение методов и средств ведения войны).

2.Назовите задачи МГП:

(Отв. учащ.:

  • Облегчение причиняемых войной страданий гражданскому населению.
  • Предоставление посильной защиты и помощи жертвам войны).

3. Расскажите о структуре МГП:

(Отв. учащ.:

  • Женевское право – гуманитарное право
  • Гаагское право – право войны).

4. В чём принципиальное отличие Женевского права от Гаагского права?

(Отв. учащ.:

  • ж – охраняет права и интересы военнослужащих, вышедших из строя, и лиц не принимающие участие в военных конфликтах
  • г – устанавливает правила проведения военных операций).

5. В каких документах закреплено Женевское и Гаагское право? (или Назовите современные источники МГП?)

(Отв. учащ.:

  • Гаагская конвенция о правилах ведения сухопутной войны.
  • Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны.
  • Два дополнительных протокола к женевским конвенциям от 1977 года).

6. В каком году СССР присоединился к Женевским конвенциям?

(Отв. учащ.:

1954 г. – СССР присоединился к Женевским конвенциям).

7. В каком году СССР присоединился к Дополнительным договорам?

(Отв. учащ.:

1989 г. – СССР присоединился к Дополнительным договорам).

Учитель:

Любое право создано для людей, МГП не исключение, только оно направлено на защиту гражданского населения и только во время вооружённых конфликтов.

? Назовите категории лиц попадающих под защиту МГП?

(СЛАЙД №2 – Картинки гражданских лиц)

? Все ли категории лиц представленных здесь попадают под защиту МГП?

? А все ли категории здесь указаны? (Дополнения детей) (добавить щелчком)

III этап урока: Работа с Женевскими конвенциями.

Задание:

Сейчас давайте поработаем в парах. На столах у вас лежат рабочие листы (жёлтые) с извлечениями из 4 Женевских конвенций и иллюстрации с изображением лиц попадающих под их защиту. Сопоставьте ваши иллюстрации с соответствующей конвенцией и выберите нужные статьи из этой конвенции, и подставьте их к ситуациям, которые вам предложены. Подпишите изображения. 3 минуты.

Давайте проверим, как вы справились с заданием.

(СЛАЙД №3 – гражданское население)

Пожалуйста, отвечает группа, которой досталось задание под буквой А.

К какой конвенции вы отнесли этот слайд (или определились ли вы с выбором конвенции), остальные внимательно слушаем ответы одноклассников и дополняем, если вы не согласны.

(Отв. учащ.: к четвёртой конвенции – Женевская конвенция от 12 августа 1949г о защите гражданского населения, находящегося во власти противника, в том числе на оккупированной территории).

Какие статьи подходят к представленным ситуациям?

Ситуация 1 – относитесь к нему с уважением.

Ситуация 2 – возьмите их под защиту.

Ситуация 3 – обращайтесь гуманно с теми, кто в вашей власти.

Ситуация 4 – уважайте собственность гражданского населения.

Пожалуйста, отвечает группа, которой досталось задание под буквой Б.

К какой конвенции вы отнесли этот слайд (или определились ли вы с выбором конвенции).

(СЛАЙД №4 – Вторая Женевская конвенция от 12 августа 1949г. об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых си на море.

Какие статьи подходят к представленным ситуациям?

Ситуация 1 – возьмите под свою защиту раненых, больных, потерпевших кораблекрушение.

Ситуация 2 – возьмите под защиту гражданские плавсредства.

Ситуация 3 – разыскивайте и подбирайте их после каждого боя.

Ситуация 4 – относитесь с уважением к госпитальным судам.

Пожалуйста, отвечает группа, которой досталось задание под буквой В.

К какой конвенции вы отнесли этот слайд (или определились ли вы с выбором конвенции).

(СЛАЙД №5 – Первая Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующей армии).

Какие статьи подходят к представленным ситуациям?

Ситуация 1 – подбирайте их.

Ситуация 2 – передавайте их своему командиру.

Ситуация 3 – помогайте им.

Ситуация 4 – относитесь с уважением к медицинскому персоналу.

Пожалуйста, отвечает группа, которой досталось задание под буквой Г.

К какой конвенции вы отнесли этот слайд (или определились ли вы с выбором конвенции).

(СЛАЙД №6 – Третья Женевская конвенция от 12 августа 1949г. об обращении с военнопленных).

Какие статьи подходят к представленным ситуациям?

Ситуация 1 – щадите их.

Ситуация 2 – передавайте их своему командиру.

Ситуация 3 – разоружайте их.

Ситуация 4 – обращайтесь с ними гуманно.

Молодцы с заданием справились.

IV этап урока. Работа с отличительными знаками МГП.

Надо знать и помнить, что МГП предоставляет особую защиту не только определённым категориям лиц, но и объектам, которые имеют, какую – либо ценность или выполняют стратегическую задачу.

? Каким образом население и противник ставится в известность об особенностях данных объектов?

(Отв. учащ.: для этого существуют отличительные знаки, утверждённые ООН, принятые всеми цивилизованными странами. Эти знаки вывешиваются на здание с 4 сторон).

(Слайд №7 отличительные знаки МГП)

Задание:

В белых рабочих листах изображены эти отличительные знаки и перечислены объекты. Внимание задание: подпишите их название и обозначьте объекты, к которым они применимы. Это задание вам предлагается выполнить в группах. Будьте добры объединитесь.

3 минуты

? Пожалуйста, первая группа, что это за знак и к каким объектам он применим?

    • МКККполевой госпиталь, клиническая городская больница, раненые казаки по дороге в госпиталь. (слайд №8)
    • ГО бомбоубежища, ТЭЦ, спасатели. (слайд №9)
    • Бело – синий щитхрам покрова на Нерли, Ленинская библиотека, место археологических раскопок. (слайд №10)
    • Установки и сооружения, содержащие опасные силы – АЭС, Волжская ГЭС. (слайд №11)
    • Обозначает терр., где не ведутся военные дейст.демилитаризованная зона, свободная зона от военных действий.

(слайд №12)

    • Белый флагкапитуляция, переговоры. (слайд №13)

(слайд №14)

? Если в Пермском крае объекты, которые можно защитить данными знаками МГП? Перечислите их.

Домашнее задание

Ребята у МГП нет своей эмблемы, своего отличительного знака, я предлагаю вам дома придумать, разработать и оформить отличительный знак, который бы отражал благородную сущность МГП. Ещё лучше, будет, если вы представите свою эмблему, сможете обосновать свой выбор. Эмблема, может быть, простой по форме, но объёмной по сущности. Вы можете поработать, как индивидуально, так и в группах.

Как бы ни были жестки правила, всегда находятся те, кто решается их нарушить.

? Как квалифицируются серьёзные нарушения “права войны”?

(Отв. учащ.: военные преступления).

? Какие меры наказания предусматриваются за военные преступления?

(Отв. учащ.: привлекаются к уголовной ответственности и несут наказание на основании законодательства той страны, где произошло нарушение МГП).

V этап урока. Заключительный этап урока: проверка знаний.

Ну, что же мы подошли к заключительному этапу нашего урока. В зелёных рабочих листах вам предложены три задания. Вы можете для выполнения выбрать себе одно, то которое на ваш взгляд покажется более интересным, а может кому-то и более простым. Первое задание это тест. Второе задание работа с понятийным рядом. А третье задание для творческих, эмоциональных натур. Высказать свои мысли и эмоции связанные с последними событиями, которые нас коснулись в Грузино-Осетинском конфликте. Этим ребятам предлагается написать обращение к грузинскому солдату или к грузинскому президенту. 5 минут

Ребята, кто выполнял первое, и второе задание я проверю и поставлю оценки. А, есть такие, кто выполнял третье задание? Будьте добры зачитайте их. (зачитываются обращения).

VI этап урока. Заключительное слово учителя.

(СЛАЙД №15)

Война – это всегда трагедия.

Сознавая это, человечество на протяжении веков стремилось найти способы смягчить бедствия, вызываемые вооружёнными конфликтами.

Всеобщего мира добиться сложно, но хоть как-то ограничить тяготы, бедствия и последствия войны помогает МГП.

И хотелось бы закончить урок высказыванием Бернарда Шоу: “Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на земле, как люди”.

Эти слова, произнесенные в Начале XX века актуальны как никогда в веке XXI.

За всё, что человек сделал, придумал, внедрил, он несёт ответственность перед собой и человечеством.

И сегодня говоря об МГП, мы не учимся защищаться, а учимся защищать, т.е. нести ответственность за свои поступки.

VII этап. Рефлексия.

Покидая класс, мне бы очень хотелось, что бы вы вот на этом чистом листе бумаги, одним словом или краткой фразой описали свои эмоции, вызванные сегодня на уроке.

Приложение 3 Презентация

Звуковое сопровожение




В продолжение темы похожие новости:
Внеклассное познавательное мероприятие по правоведению "Своя игра"
Диспут по теме "Любовь – добро, любовь – зло"
Причины и предпосылки образования единого государства (6-й класс)
Тематическое планирование по истории в 7-м классе специальной (коррекционной) школы, VIII вида
Классный час "Мы родом не из детства — из войны"
Историческая наука о социально-экономических проблемах российского Средневековья
| международное | международные права | ГУМАНИТАРНОЕ | право | праві | Повторительно | обобщающий | обобщающий урок | урка | история и обществознание | Международное гуманитарное право повторительно обобщающий урок


Календарь новостей