Метод проектов на уроках истории и во внеклассной работе по предмету

Актуальность.

Радикальные изменения, связанные с разгосударствлением общественной жизни, затронули и систему российского образования. Теперь нет централизованно направленной на выполнение государственного социального заказа школы. Актуальной стала задача обновления содержания образования, понимаемого не только как определенный объем информации, но и как деятельность школьников и их отношение к изучаемому материалу. В этих условиях необходимо самим понимать смысл работы, определять ее цели и задачи, искать способы их решения. Все эти составляющие входят в содержание проектной деятельности и кардинально отличают ее от классических методов. В процессе работы над проектом учащиеся должны сами ставить цель, определять пути ее достижения, находить, обобщать и анализировать нужную информацию, делать выводы. Итогом должно стать получение цельного знания по предмету и овладение определенным исследовательским багажом.

Метод проектов был разработан во второй половине XIX века в США. Родоначальники метода Дж. Дьюи и Э.Дьюи, Х.Килпатрик, Э. Коллингс и др. выдвинули идею “обучения посредством делания”. Они считали, что ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда.

В советской педагогике метод получил распространение в 20-е годы XX века (В.Н.Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев). Его сторонники пытались преобразовать школу учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществлялось на основе труда, а содержание учебных программ базировалось на общественно-полезных делах. На основе проективной методики была создана комплексная система обучения, по которой учебные предметы заменялись выполнением практических проектов. Абсолютизация метода привела к резкому снижению общеобразовательной подготовки. В результате, проективная методика была осуждена и до 90-х г.г. XX века в практике советской школы не использовалась.

Цель работы.

Целью данной работы является обобщение собственного опыта применения проективной методики на уроках истории и во внеурочной деятельности.

Задачи:

1.Определение содержания проективной методики как образовательной технологии.

2.Краткая классификация видов школьной проектной деятельности.

3.Описание опыта применения метода проектов.

4.Составление методики работы над исследовательскими проектами.

5.Определение перспектив дальнейшей работы.

Выполнение данных задач поможет автору сформировать собственную систему проектной деятельности с учащимися, повысить качество преподавания истории и внеклассной работы по предмету.

При подготовке доклада были использованы работы Г.В.Балаян, В.Н.Буркова, Д.А.Новикова, В.В.Васильева, В.В.Гузеева, Н.Ю.Ерофеевой, Т.А.Новиковой, Г.Г.Новиковой, В.И.Слободчикова, И.Д.Чечель, Т.И.Шамовой, А.Н.Малинина, А.С.Сиденко и др.

В современном российском образовании различают широкое толкование проекта как понятия и образовательную технологию-“метод проектов”.

Метод проектов (проективная методика), как образовательная технология-это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.

Исходя из преобладающего метода или вида деятельности, выделяют прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые проекты.

Прикладные проекты отличают следующие черты:

  • четко обозначенный результат деятельности;
  • тщательное продумывание структуры проекта;
  • четкое распределение функций между участниками;
  • оформление итогов деятельности с последующим их представлением и рецензированием;

Исследовательские проекты подразумевают:

  • деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом;
  • наличие этапов, характерных для любой научной работы.

Информационные проекты направлены на изучение характеристик процессов, явлений, объектов и предполагают анализ и обобщение выявленных фактов. Структура информационного проекта похожа на структуру исследовательского, что часто служит основанием для их интеграции.

Структура ролево-игровых проектов только намечается. Для них характерно:

  • конструирование гипотетической игровой ситуации;
  • исполнение определенных ролей, имитирующих деловые, социальные и другие отношения;
  • результат остается неизвестным до конца работы.

Ролево-игровые проекты позволяют участникам приобрести определенный социальный опыт.

В соответствии с предметно-содержательной областью выделяют монопроекты и межпредметные проекты.

По характеру контактов проекты бывают локальными, внутришкольными, региональными, национальными, международными; по количеству исполнителей– индивидуальными и коллективными; по продолжительности проведения – краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочными.

В реальной практике чаще всего происходит интеграция различных видов проектов, что обусловлено конкретными целями и задачами.

Метод проектов на уроках истории.

В своей работе автор применяла различные виды проектной деятельности. Так, в 5 классе, при изучении истории Древнего мира, мы с учащимися разрабатывали прикладной проект “По следам древних людей”. Целью работы было научиться всему, что когда-то открыл древний человек; попробовать все своими руками. Мы лепили глиняные горшки, украшали их первобытным способом и, таким образом, “открыли” керамику. В мастерской “первобытного художника”, с увлечением, выцарапывали наскальные рисунки на гипсовых заливках. Ученики пробовали создать модель доисторического жилища из “костей” и “шкур” мамонта; ткали материю на первобытных ткацких станках из картона. Во время изучения тем по культуре Древнего Египта рисовали иероглифы, а на уроках по аналогичной теме из истории Междуречья учились писать “клинописью” на глиняных табличках. Пятиклассники с большим интересом работали над проектом и лучше усваивали соответствующий учебный материал.

На уроках истории в 6, 7, 8-х классах мы разрабатывали разнообразные ролево-игровые проекты. Примером может служить проект “Деятельность парламента в средневековой Англии”. Для выполнения проекта конструировалась гипотетическая среда средневековой Англии. Среди участников распределялись роли депутатов палаты лордов и палаты общин; избирался спикер парламента. В процессе подготовки проекта мы изучали историю возникновения, традиции работы средневекового парламента, костюмы представителей различных сословий. Пришлось даже изготовить оригинальное “кресло” для спикера – мешок, набитый шерстью. По этому поводу даже возникла дискуссия: почему спикер парламента в средневековой Англии во время заседаний сидел на мешке с шерстью? В итоге было воспроизведено заседание английского парламента со всеми атрибутами. Шестиклассники не только хорошо усвоили эту тему, но и приобрели определенный опыт общественной деятельности.

Особый интерес для автора представляют исследовательские проекты как наиболее перспективные в преподавании истории в старших классах. Рассмотрим систему работы над исследовательскими проектами на примере проекта “XX век в истории России и моей семьи”.

Вид проекта: исследовательский, монопроект, внутришкольный, индивидуальный, средней продолжительности.

Основой для деятельности послужил конкурс исследовательских работ учащихся “История моей семьи в истории моей страны” (одним из соучредителей которого была редакция газеты “Первое сентября”), проводившийся в 1999-2000 годах общественной организацией “Исторический конкурс”. Работа над проектом проводилась в январе-марте 2004 года. Выбор темы определялся следующими факторами:

  • рассказы родных- свидетелей и очевидцев событий оживляют историю, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, приближают ее к ребенку, дают прочувствовать ее особенность и уникальность;
  • исследование истории своей семьи способствует развитию интереса к исторической науке и формированию личностно-ориентированных знаний;
  • возможность соотнести историю семьи с историей страны формирует у ребят ощущение исторической эпохи, способствует осознанию и сохранению связи поколений;
  • события, недавно завершившегося XX века, теперь интересно осмыслить и обобщить;
  • разнообразие информации позволяет учесть индивидуальные склонности и интересы каждого участника проекта;
  • работа над темой позволяет развивать творческие способности, формировать навыки проведения исследований, работы с документами, оформления и представления результатов своей деятельности.

Конечным продуктом проекта стали доклады одинадцатиклассников об истории своих семей в разные годы XX века. Учебным результатом стал опыт проектировочной деятельности, способность создавать и защищать собственный продукт.

Цели и задачи проекта:

  • создать целостное представление об истории России XX века;
  • выяснить связи между историей семьи и историей страны;
  • повысить интерес к изучению истории;
  • вызвать чувство гордости за своих предков;
  • формировать умения школьников самостоятельно определять цели и задачи своей работы, искать материал, интерпретировать результаты;
  • способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.

Мы разделили время работы (три месяца) на шесть этапов:

Этап Содержание
1. Информационный Установочное занятие, сообщение о целях и задачах проекта, формирование мотивации к выполнению проекта, обмен мнениями, определение общего направления работы.
2. Плановый Определение конкретной цели индивидуального проекта, его задач. Структуры, формы; обдумывание условий, необходимых для реализации проекта, определение поля деятельности.
3. Поисковый Сбор и анализ информации, работа с источниками
4. Обобщающий Структурирование информации, систематизация данных, построение логической схемы, выводов.
5. Этап представления и защиты проекта. Итоговое представление проекта, демонстрация приобретенных знаний и умений; анализ проблем, определение перспектив дальнейшей работы.
6. Аналитический. Рефлексия.

Самостоятельно учащиеся не могут овладеть проективной методикой. Педагог как инициатор, организатор и равный участник проекта играет важную роль на всех этапах деятельности. Он анализирует ситуацию, выдвигает идеи, консультирует. Самое главное для учителя, способствовать самостоятельной работе детей, удерживаясь от прямых подсказок.

У учеников возникают трудности в постановке целей и задач, при осуществлении выбора и его аргументации, при сравнении полученного результата с задуманным, при оценке результатов своей деятельности. Таким образом, на каждом этапе детям необходима поддержка, регулярное консультирование, помощь в систематизации и обобщении материала и при проведении анализа проделанной работы.

Одиннадцатиклассники представили двадцать пять проектов под общим названием “XX век в истории России и моей семьи”. Учитывая то, что не все семьи знают свою родословную, детям было разрешено выбрать для работы любые годы XX века. Из двадцати пяти проектов десять освещали время Перестройки, пять – годы брежневского “застоя”, пять – годы Великой отечественной войны, пять – весь XX век. Показателен тот факт, что только пять проектов, так или иначе, затрагивали весь ХХ век. Печально, что многие ребята не знают своих предков дальше бабушек и дедушек. Это еще больше убеждает в необходимости проектной деятельности по изучению семьи, рода.

У тех ребят, которые плохо знают историю семьи, проекты получились бедными, вымученными. В них превалировала теоретическая часть. Более того, некоторые родители выражали недовольство подобной нестандартной работой. Однако, даже эти ученики многому научились в процессе своей проектной деятельности: проводить исследование, оформлять и представлять доклад, анализировать его и т. д.

Иное дело – проекты ребят, в семьях которых уважают традиции и память предков. На защите таких работ время пролетало незаметно. Даже учитель истории открывала для себя новые факты и подробности. Мы узнавали о том, как важные события в истории страны сводили людей или разбрасывали семью по всему свету; как встретились ссыльная ленинградская немка и бурятский парень; как складывалась история старообрядческой семьи после установления советской власти и многое другое.

“Жизнь человека, не знающего истории своей семьи, вряд ли можно считать полноценной.

Еще великий русский историк В.О. Ключевский писал: “Изучая дедов, узнаем внуков, т.е. узнаем себя”. Так начинает свою работу Роза М. Далее она обосновывает тему своего исследования: “Показательна в этом плане судьба моего родственника Алексеева Николая Константиновича. Я остановилась на его личности по той причине, что такие события ХХ века, как раскулачивание, коллективизация, Великая Отечественная война отразились на его жизни”. Коля Э. в заключение пишет: “Мои предки – сильные люди. Своими поступками, всей своей жизнью они завещали быть сильными и посвящать порывы души своей отчизне. В результате своей работы я много узнал о близких и родных мне людях. Поистине я могу гордиться ими. Все они были истинными патриотами своей страны. Я считаю, что каждый человек должен внести вклад в жизнь своей страны”.

При проведении анализа работы ребята сравнивали задуманный результат с реальным и отвечали на вопрос: Что вам дала проектная деятельность на уроках истории? Суммируя ответы, можно отметить следующее:

- изучая историю семьи в контексте истории страны, ребята узнавали о своих родных совершенно новые, порой неожиданные факты;

- они лучше узнали историческую эпоху “изнутри”;

- в процессе работы укрепились психологические контакты детей с родителями и учителем истории; педагогика сотрудничества стала реальностью;

- работа способствовала сохранению традиций, исторического опыта;

- многие ребята прониклись уважением к своим предкам, близким людям, прожившим интересную и трудную жизнь.

Некоторые проекты оказались настолько интересными, что их материалы были опубликованы в улусной газете “Дабаан”, т.е. результат действительно получился практическим. Ряд ученических проектов был представлен на I Улусной конференции работников образования “Современный урок: проблемы, поиск, идеи” и получил высокую оценку.

Метод проектов во внеклассной работе по истории.

Главными направлениями нашей внеклассной работы по истории являются:

  • развитие исследовательской деятельности учащихся;
  • закрепление и развитие знаний об исторической науке;
  • развитие исторического мышления;
  • выработка умения пополнять знания из разнообразных источников информации;
  • распространение опыта творческой деятельности учащихся;
  • приобретение учащимися опыта публичных выступлений.

На подготовку проектов отводится 3 – 6 месяцев. Время работы делится на этапы, о которых было рассказано выше. Ученики сами выбирают тему и форму проекта. После того, как проект полностью готов к представлению, начинается подготовка авторов к публичному выступлению. В ходе защиты исследовательского или творческого проекта, автор должен уметь обосновать выбор темы, проинформировать о целях и задачах работы, кратко ознакомить с теоретическим обоснованием проекта, изложить его содержание, аргументировано сделать выводы и определить перспективы работы.

Лучшие исследовательские проекты по истории представляются на гуманитарной секции школьного этапа ежегодной конференции “Шаг в будущее”. В ходе обсуждения задаются вопросы, часто возникают дискуссии, которые выявляют основательность и глубину исследования. Компетентное жюри выдает экспертную оценку, согласно которой лучшие работы рекомендуются к представлению на улусном этапе конференции “Шаг в будущее” и на других конференциях и конкурсах.

Интересным примером такого проекта является работа ученицы 11 класса Надежды Ш. “Рассказы по истории Якутии”. Результатом деятельности стало учебное пособие для учащихся начальной школы по истории родного края. Помощь учителя здесь заключалась в консультировании по структуре работы, возрастным особенностям младших школьников, отбору содержания, коррекции стиля. Рассказы были отрецензированы учителями истории, литературы и начальных классов. Защита проекта прошла на улусной конференции “Шаг в будущее”, где работа была награждена Дипломом I степени. На региональном этапе “Шаг в будущее” проект был награжден Дипломом III степени. “Рассказы по истории Якутии” получили высокую экспертную оценку на всероссийском конкурсе “Первые шаги”. Дипломами были награждены как автор проекта, так и ученик 10 класса Андрей Ж., оформивший рассказы оригинальными рисунками. Материалы проекта используются учителями начальных классов на уроках истории.

Применение проективной методики на уроках истории и в процессе внеклассной работы очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.

Конечно, необходимо учитывать и недостатки проективной методики:

  • неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности;
  • повышение эмоциональной нагрузки на учителя и учеников.

Однако плюсов у метода гораздо больше. Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы. Однако результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в процессе работы, помогут выпускникам расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал.

Литература:

1.Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии, 1997, №1., с.116-119.

2.Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование, 2000, №9, с.177-180.

3.Митрофанов К., Богоявленский Б. О конкурсах исследовательских работ. // Первое сентября. История, 2000, №24, с.1-3.

4.Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, №7, с.151-157.

5.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч, 2003, №6, с.36-44.

Приложение 1. (назад)

Исследовательский проект может быть индивидуальным и групповым.

1.Информационный этап.

Проводится установочное занятие с учащимися, на котором им сообщается о целях и задачах данного исследовательского проекта, формируется мотивация к выполнению проекта, определяется общее направление работы.

На этом этапе учителю необходимо:

-обратить внимание учащихся на общую тему и подтемы проекта;

-проинформировать о ходе, сроках и этапах работы над проектом;

-создать ситуацию, стимулирующую к самостоятельному исследованию.

2.Плановый этап.

Проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеями (“круглый стол”, “мозговой штурм” и др.). Определяются цели, задачи, структура и форма индивидуальных и групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле деятельности. Составляется план работы.

На этом этапе учителю необходимо:

-проанализировать и сгруппировать выдвинутые идеи;

-выделить среди них наиболее удачные;

-помочь учащимся составить план работы над проектом.

3.Поисковый этап.

Определяется комплекс необходимых данных. Выбираются способы сбора информации (наблюдение, анкетирование, социологический опрос, интервью, работа со СМИ, работа с литературой). Начинается отбор информации. Участники проекта получают навыки отбора, классификации и анализа информации.

На этом этапе учителю необходимо:

-составить список возможных источников информации;

-следить за ходом исследования;

-проводить консультации по методике сбора и обработки информации;

-корректировать деятельность участников проекта;

-обобщать промежуточные результаты.

4. Обобщающий этап.

Производится обработка полученной информации. Интерпретируются факторы, делаются выводы, формируется собственное суждение автора. Уточняется и корректируется структура исследования.

На этом этапе учителю необходимо:

-организовать консультирование по обобщению материалов;

-помочь участникам проекта в выявлении проблем и поиске путей их решения;

-продумать формы совместного обсуждения полученных результатов;

-выбрать форму представления проектов.

5.Этап представления и защиты проекта.

Учащиеся представляют и защищают свои проекты, демонстрируют приобретенные знания и умения, анализируют проблемы, определяют перспективы дальнейшей работы.

На этом этапе учителю необходимо:

-определить время и форму защиты проектов;

-подготовить сценарий защиты проектов;

-оказать помощь учащимся в подготовке защиты проектов.

6.Аналитический этап.

Анализируются результаты работы над проектами.

На этом этапе учителю необходимо помочь учащимся определить результаты, достижения и проблемы, а также перспективы дальнейших исследований.




В продолжение темы похожие новости:
Семейное право
Разработка интегрированного урока "Человек на войне" (по "Севастопольским рассказам" Л.Н. Толстого). Крымская война 1853–1856 гг
Интегрированный урок литературы, истории и географии в 7-м классе "Петербург в истории и литературе"
Урок "Твой выбор – твое будущее" (по избирательному праву. 11-й класс)
Урок по теме "Из истории благотворительности династии Боратынских"
Методическая разработка исторической игры "Блеф-клуб"
| метод | методо | проектов | проекты домов | уроках | конспект урока | истории | классы история | внеклассной | внеклассные мероприятия | работе | вакансии работа | предмету | игры предметы | история и обществознание | Метод проектов на уроках истории и во внеклассной работе по предмету


Календарь новостей