Методическая разработка урока истории

1) Цели урока: систематизация качество знаний учащихся по изученному разделу; сформировать представления о достигнутых успехах и неудачах; помочь выбрать собственную оценку этого периода.

2) Этапы урока:

а) оргмомент;
б) работа с группой заданий на хронологию событий;
в) работа с заданиями по систематизации фактов;
г) анализ исторических версий и оценок;
д) подведение итогов, выставление оценок.

3) Содержательные элементы.

ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы конца 50-х-начало 60-х гг. Политика мирного сосуществования. Советское общество и духовная жизнь конца 50-х-начало 60-х гг.

4) Умения и навыки, закрепленные на уроке.

Знание дат и периодизации Отечественной истории; знание основных фактов, явлений; знание исторических понятий и терминов; причин и следствий событий; установление последовательности исторических событий; группировка исторической информации; анализ исторической ситуации, исторических версий и оценок; умение различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения; умения извлекать информацию из источника, анализ позиции автора описываемых в источнике событий.

Виды заданий.

а) работа с группой заданий на хронологию событий.

1) какие мероприятия предлагал провести Маленков в экономической политике страны?

А) ускоренное развитие тяжелого машиностроения
Б) повышения личной заинтересованности колхозников в результатах труда
В) перенос центра тяжести на развитие легкой промышленности
Г) продолжить развитие ВПК СССР

2) Когда состоялся ХХ съезд партии?

А) 1952;
Б) 1953;
В) 1956;
Г) 1964.

3) Во время отставки Хрущев был обвинен:

А) в волюнтаризме;
Б) в сокращении армии;
В) в развенчании “культа личности”;
Г) в заключении договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах.

4) Каких успехов добилась советская наука в годы “оттепели”:

А) высадка человека на луну;
Б) строительство атомного ледокола;
В) создание реактивного пассажирского лайнера;
Г) запуск первого в мире искусственного спутника.

5) В каком году была образована ОВД:

А) 1953;
Б) 1955;
В)1957;
Г) 1959.

6) Какие соглашения были заключены между СССР и США после Карибского кризиса?

А) демонтаж советских ракет на Кубе;
Б) вывод американских ракет из Турции;
В) отказ СССР от экономической помощи Кубе;
Г) закрытие американской базы на Кубе.

7) В какую страну Восточной Европе ввел свои войска Советский Союз в 1956 г.:

А) Болгария;
Б) Чехословакия;
В) Венгрия;
Г) ГДР.

8) К какому году относятся описанные события?

“Приговор был вынесен 29 июня. Деятельность “антипартийной группы Маленкова, Кагановича, Молотова и примкнувшего к ним Шепилова” была признана фракционной, то есть несовместимой с ленинскими принципами “партии нового типа”, их лишили всех постов и вывели из состав членов ЦК”.

А) 1955;
Б) 1956;
В) 1957;
Г) 1950.

б) работа с заданиями по систематизации фактов.

1. Расставьте события в хронологической последовательности:

А) спуск на воду атомного ледокола “Ленин”;
Б) полет Ю.А. Гагарина в космос;
В) ввод в действие Обнинской АЭС;
Г) полет космических кораблей “Восток-3” и “Восток-4”.

1

2

3

4

       

2. Соотнесите имена деятелей культуры и сферы их творчества:

1) А. Фадеев; А) режиссер;
2) С. Прокофьев; Б) писатель;
3) Л. Латынина; В) физик;
4) О.Ефремов; Г) композитор;
Д) гимнастка.

3. Прочитайте фрагмент записки Н.С.Хрущева и напишите, как называют земли, об освоении которых идет речь:

“Важным и совершенно реальным источникам увеличения производства зерна является расширение в ближайшие годы посевов зерновых культур на ….. землях в Казахстане, Западной Сибири, а также частично в районах Поволжья и северного Кавказа и проведение мероприятий по всемерному повышению урожайности во всех регионах страны. На 1954-1955 годы имеется возможность увеличить посевы зерновых культур в районах освоения новых земель на 13 миллионов гектаров”.

в) анализ исторических версий и оценок.

Назовите успехи советской науки в 1953-1964 гг. Укажите не менее трех черт. Приведите не менее двух примеров.

г) анализ исторической ситуации.

Ниже приведены две точки зрения на выступления Н.С.Хрущева на ХХ съезде КПСС:

  1. Доклад Н.С.Хрущева с разоблачением культа личности И.В.Сталина был предательским шагом по отношению к истории страны, к человеку, который имел много заслуг перед народом.
  2. Доклад Н.С.Хрущева имел большое значение для жизни страны, оказал огромное влияние на общественное сознание, привел к некоторым демократическим преобразованиям в СССР.

Укажите какая из названых точек зрения вам представляется наиболее предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения.

Документы:

Из постановления Пленума ЦК КПСС “Об антипартийной группе Маленкова Г.М., Кагановича Л.И., Молотова В.М.”

… В то время, когда партия под руководство Центрального комитета, опиралась на всенародную поддержку, ведет огромную. Работу по выполнению исторических решений ХХ съезда, направленных на дальнейшее развитие народного хозяйства и непрерывный подъем жизненного уровня советского народа, на восстановление ленинских норм внутрипартийной жизни, ликвидацию нарушений революционной законности, на расширение связи партии с народными массами, развитие советской социалистической демократии, на укрепление дружбы советских народов, проведение правильной национальной политики, а в области внешней политики – на разрядку между народной напряженно, в целях обеспечения прочного мира; и когда достигнуты уже во всех областях серьезные успехи, о которых знает каждый советский человек,– в это время антипартийная группа Маленкова, Кагановича и Молотова выступала против партии…

…Тт. Маленков, Каганович и Молов упорно сопротивлялись тем мероприятиям, которые проводил Центральный комитет и вся наша партия по ликвидации последствий культа личности, по устранению допущенных в свое время нарушений революционной законности и созданию таких условий, которые исключают возможность повторения их в дальнейшем.

В то время как рабочие, колхозники, наша славная молодежь, инженерно-технические и научные работники, писатели, вся интеллигенция единодушно поддержали мероприятия партии, проводимые на основе решений ХХ съезда КПСС…

Вопросы к документу:

  1. Какие качества Хрущева проявились во время борьбы за власть?
  2. Какие из обвинений в адрес политических противников Хрущева выглядят надуманно, неправдоподобно?

Из постановления президиума правления СП СССР, бюро оргкомитета СП РСФСР и президиума правления Московского отделения СП РСФСР о Пастернаке

…Литературная деятельность Пастернака давно иссякла в эгоцентрическом затворничестве, в самоизоляции от народа и времени. Роман “Доктор Живаго”, вокруг которого поднята пропагандистская возня, обнаруживает только непомерное сомнение автора при нищете мысли, является воплем перепуганного обывателя, обиженного и устрашенного тем, что история не пошла по кривым путям, которые он хотел бы ей предписать.

Идея романа фальшива и ничтожна, вытащена с декадентской свалки.

Б.Пастернак порвал последние связи со своей страной и ее народом, превратил имя и свою деятельность в политическое оружие в руках реакции. Присуждение Пастернаку Нобелевской премии, по существу, за роман “Доктор Живаго”, наспех прикрытое высокопарным фразам о его лирике и прозе, в Действительности подчеркивает политическую сторону нечистоплотной игры реакционных кругов…

Вопросы к документу:

  1. Что было поставлено в вину Б.Л.Пастернаку за его роман “Доктор Живаго”?
  2. Как относились власти к новым веяниям культуры?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арасланова О.В., Поздеев А.В. А.В. Поурочные разработки по истории России ХХ – начало ХХI века. 9 класс
  2. Бурлацкий Ф.М. Вожди и советники: О Хрущеве, Андропове и не только о них …
  3. Н.Ю.Бухарева. История 11класс: поурочные планы по учебнику Н.В. Загладина, С.И. Козленко, С.Т. Минакова, Ю.А. Петрова “История России. ХХ – начало ХХI века”.
  4. ЕГЭ универсальные материалы для подготовки учащихся. История. 2009-2011 гг.



В продолжение темы похожие новости:
Программа элективного курса "От морали к закону (отражение норм морали в законах Древней Руси и современном законодательстве)"
Урок истории по теме "Россия на рубеже XIX–XX веков "
Использование технических средств обучения на уроках истории. Из опыта работы
Контроль знаний в 8-м классе по теме "Личность и общество"
Проект "Московский край XVII века"
Нетрадиционный урок изучения нового материала "Западная Азия в древности. Ассирийская держава" в форме устного журнала
| методическая | методические рекомендации | разработка | разработки уроков | урока | конспект урока | истории | классы история | история и обществознание | Методическая разработка урока истории


Календарь новостей