Нестандартные формы уроков по истории

Урок зачет – взаимного опроса.

Тема: «Домонгольская Русь»

Цели:

  1. Углубить знания и представления школьников об особенностях Древней Руси об образовании государства Киевская Русь. Обобщить исторический материал IX – XIII веков.
  2. Воспитание у ребёнка ответственности, любознательности и целеустремленности в работе над текстом при подготовке вопросов к зачету, тактичности и терпения при знакомстве с ответами на вопросы.
  3. Развитие у детей умений: самостоятельно повторять изученный материал, подготовить вопросы классу, внимательно исправлять ошибки и анализировать ответы одноклассников.

Основное содержание: Первое упоминание о государстве «Русь», Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Владимир - Красно Солнышко, Святослав. Принятие христианства. Правление Ярослава Мудрого. «Русская правда». Съезд князей в Любече. Федеральная раздробленность. Правление Владимира Мономаха «Повесть временных лет». Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо, «Слово о полку Игореве». Культура Руси Х – начала ХIII в.

Оборудование урока:

Карты:

1. Киевская Русь в IX в. - начале XIII в.

2. Феодальная раздробленность Руси в XII в. – первой четверти XIII в.

Художественные иллюстрации по теме.

Учебник А.Н. Сахаров, В.И Буганов «История России с древнейших времен до конца XVII века».

Ход урока:

1 этап. Вводная часть. Объяснение целей и задач урока. Пояснений правил: все фамилии учеников написаны на доске, каждый по порядку задает свой вопрос, а за ответы отвечающий получает 1 балл за полный ответ, за неполный ответ 0, 5 балла.

2 этап. Учитель записывает баллы на доске – все наглядно видят результаты своего труда.

3 этап. Итоги урока подводятся коллективно, все посчитывают свои баллы, каждый знает свою оценку за урок. Учитель благодарит класс за работу.

4 этап. Домашнее задание: Подготовить сообщение об одной исторической личностей этой эпохи.

Урок - семинар.

Тема: «Образование единого централизованного государства».

Цели:

  1. Углубить знания учащихся по истории России в XIII – XV вв: анализ жизни и деятельности исторических личностей от Ивана Калиты до Ивана III. Проследить причину и процесс образования единого государства.
  2. Осознать место России в мире Средневековья, отметить героический подвиг России перед Европой в борьбе с монголо – татарским нашествием, сформировать и воспитать у учащихся глубокое уважение и гордость за русский народ на примере Дмитрия Донского и Ивана III.
  3. Развить у учащихся умение пересказывать, анализировать исторические события, самостоятельно изучать дополнительный материал при подготовке к семинару. Развить в детях активную жизненную позицию и патриотизм.

Методы обучения:

Продуктивный, частично – поисковый, эвристический.

Оборудование:

  1. Портреты Рюриковичей.
  2. Карта «Образование и расширение Российского государства XIV – XVI вв.»

Ход урока:

1 этап. Вводно – мотивационный. Учитель начинает урок с приветствия детей, объявляет тему, цели и задачи урока. Настраивает всех на успешную работу, подчеркивая историческую важность этой темы. Затем выясняет наличие докладчиков и распределяет выступления по очереди. Темы сообщений написаны на доске.

2 этап. Доклады на тему: «Причины возвышения Москвы»

«Правление Ивана Калиты и его сыновей»

«Дмитрий Донской и слава Куликовской битвы»

«Сергий Радонежский»

«Правление Ивана III»

«Реформы Ивана III».

После выступления каждого докладчика учитель задает классу несколько вопросов, соответствующих теме доклада, обостряя внимание учеников на конкретных исторических фактах.

3 этап. В конце урока учитель подводит итоги работы, отмечает заслуги докладчиков и ответивших на дополнительные вопросы, объявляет оценки и благодарит всех за участие в работе.

4 этап. Объявление домашнего задания – повторить главу 3 и подготовиться к конкурсу по теме:«От Руси к России» (О борьбе народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII – XV вв.).

Урок - игра « соревнуются сильнейшие».

Тема: «От Руси к России».

Цели:

  1. Углубить знания учащихся по истории России в XIII – XV вв, анализ жизни и деятельности исторических личностей от Ивана Калиты до Ивана III. Проследить причину и процесс образования единого государства.
  2. Осознать место России в мире Средневековья, отметить героический подвиг России перед Европой в борьбе с монголо – татарским нашествием сформировать и воспитать у учащихся глубокое уважение и гордость за русский народ на примере Дмитрия Донского и Ивана III.
  3. Развить у учащихся умение пересказывать, анализировать исторические события, самостоятельно изучать дополнительный материал при подготовке к уроку. Развить в детях активную жизненную позицию и патриотизм.

Методы обучения:

Продуктивный, частично – поисковый, эвристический.

Оборудование:

  1. Портреты Рюриковичей,
  2. карты: борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII – XV вв.; «образование и расширение Российского государства (XIV – XVI вв.).

Ожидаемый результат: достижение целей урока, доставить удовольствие детям и получить удовлетворение в совместной игре с детьми.

Ход игры

Учитель приветствует детей, распределяет их по командам в общей аудитории, объясняет условия игры. Знакомство с членами жюри, объявление системы оценивания..

Этапы игры:

1. Конкурс «Что? Где? Когда?». Командам раздаются документы, прочитав, дети должны сказать: где и когда это событие произошло? Описание события. Оценка до трех баллов.

2. Каждой команде раздаются схемы династии Рюриковичей от Ивана Калиты до Ивана IV.

Необходимо дописать пропущенных Рюриковичей и охарактеризовать их. Оценка по одному баллу.

3. Нарисовать карту (по памяти):

Первая команда – «Невская битва»

Вторая команда – «Ледовое побоище»

Третья команда – «Куликовская битва».

Каждой команде выделяются фломастеры, карандаши и бумага. По готовой карте участник игры объясняет ход битвы. Оценка до пяти баллов.

4. «Как это было в истории». Командам раздаются иллюстрированные эпизоды из игры «Ты – на княжеской службе» из журнала «Наша школа». В каждом эпизоде - четыре задания. Оценка по одному баллу за каждое задание.

5. Командам раздаются тесты с объяснениями устаревших слов (темник, посадник, тать, сбитень, подклеть, толмач, треух и т.д.). Оценка по одному баллу за правильный ответ.

Игра окончена. Учитель благодарит детей, призывает их внимательно изучать историю России, развивать в себе патриотизм и национальную гордость за героическое прошлое в борьбе с монголо – татарским нашествием. Недаром сказал Александр Невский: «Кто с мечом придет, тот от меча и погибнет!». Имена Дмитрия Донского и Александра Невского увековечены в нашей истории: в июне 1942 года учрежден боевой орден Александра Невского.

Жюри подвело итоги, объявляются победители и отличившиеся в игре. Награждение.

Домашнее задание. Читать дополнительную литературу.




В продолжение темы похожие новости:
Урок обществознания в 9-м классе "Международное гуманитарное право"
Урок "Лучше год условно и дома, чем два реально и в армии". 11-й класс
Повторительно-обобщающий урок по истории Средних веков в 6-м классе "Своя игра"
Активные формы обучения
Русская православная церковь во второй половине XIII – середине XV веков
Конспект учебного занятия "Природа и люди Древней Индии"
| нестандартные | нестандартные уроки | формы | скачать форму | уроков | конспект урока | истории | классы история | история и обществознание | Нестандартные формы уроков по истории


Календарь новостей