Обобщающий урок в 10-м классе по теме: "Феодальная раздробленность на Руси"

ЦЕЛЬ УРОКА: повторение и систематизация пройденного материала, закрепление таких понятий как феодальная раздробленность, удельные княжества, политическая организация удельных княжеств, татаро-монгольское иго, повторение важнейших дат.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

  • карта “Русские земли в XII–XIII вв”;
  • карточки с терминами;
  • карточки, которые можно прикрепить на доске с помощью магнита (для задания 5 и 10);
  • билеты с именами Илларион, Батый, Владимир Мономах, Андрей Боголюбский, Александр Невский (для задания 9);
  • заранее подготовленные тесты.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент - 1 мин.

П. Работа по повторению и систематизации пройденного материала.

1. Письменный опрос на знание терминов. (Учащиеся получают карточки с 3-мя терминами).

1 вариант Вотчина, фреска, войско Чингисхана
2 вариант Старшая дружина, кормление, летопись
3 вариант Феодальная иерархия, вече, былины
4 вариант Младшая дружина, митрополит, плинфа
5 вариант Домен, церковно-учительская литература, татаро-монголы
6 вариант Посадник, десятина, проповедь
7 вариант Феодализм, аристократическая республика, фольклор
8 вариант Феодальный иммунитет, бояре, оброк
9 вариант Дворянство, улус, крестово-купольное строение
10 вариант Поместье, баскак, барщина

(5 мин)

2. Игра.

Класс делится на две группы. Одна группа придумывает вопросы второй, затем они меняются местами. (5 мин.)

3. Работа с таблицами. (10 мин.)

1). Учащиеся получают распечатку следующей таблицы, которую они должны заполнить.

(5 мин)

1-я группа

Владимиро-Суздальское княжество
особенности территориаль ные  
экономические
социально-

политические

2-я группа

Галицко-Волынское княжество
особенности

 

 

территориаль ные  
экономические  
социально-

политические

 

3-я группа

Новгородская земля
особенности

 

территориаль ные  
экономические  
социальнополитические  

 2). На доске начерчена следующая таблица, ученики по очереди выходят и заполняют ее на доске. (5 мин).

Имя князя Дата правления Место княжения
Юрий Долгорукий    
Даниил Романович    
Всеволод Большое гнездо    
Александр Невский    
Андрей Боголюбский    
Юрий Всеволодович    
Юрий Игоревич    

4. Тестовые задания. (2 мин).

1 вариант.

ТЕСТ № 1

Укажите, какие причины вызвали:

1. Завоевательные походы монголо-татар на Русь и в Западную Европу.

2. Быстрое завоевание русских земель монголо-татарами.

а) Жесткая дисциплина монголо-татар;
б) стремление расширить свои владения за счет соседей;
в) отсутствие единства русских княжеств;
г) необходимость расширения пастбищ;
д) возможность обогащения в результате военных походов;
е) княжеские усобицы.

2 вариант.

ТЕСТ № 2.

Укажите, какие даты относятся к:

1. Периоду борьбы русских княжеств против агрессии немецких и шведских рыцарей.

2. Периоду монголо-татарского завоевания.

а) 7 февраля 1238 г;
б) 5 апреля 1242 г.;
в) 4 марта 1238 г.;
г) 1202 г. ;
д) 31 мая 1223 г.;
е) 1206 г.;
ж) 1237 – 1238 гг;
з) 1240 г.

5. Работа у доски.

1. К доске вызывается ученик и показывает на карте, какие города входили в состав: Владимиро-Суздальского княжества к середине XIV в ; Галицко-Волынского княжества; Новгородской республики. (3 мин).

2. К доске вызывается ученик и показывает завоевательный поход хана Батыя в 1236-1242 гг. (3 мин).

3. К доске вызываются 5 учеников, вытягивают заранее подготовленные билеты со следующими именами: Илларион, Батый, Владимир Мономах, Андрей Боголюбский, Александр Невский.

Ученики кратко должны рассказать о деятелях русской истории и культуры. (10 мин).

4. К доске вызываются 2 ученика. Они должны связать термины и события, даты и имена.

(12 мин)

Задания Ответы
Убийство Ю.Долгорукого,

1223 г., 1237 г., 1157 г., битва на Калке, церковь Покрова на Нерли, 1240 г.,

Ярослав Осмомысл, Ливонский орден, 1165 г.,

1153-1187 гг., взятие Киева монголо-татарами, 1254 г., коронация Даниила Галицкого.

 
Волжская Булгария, 1157г,

1262 г., битва на Чудском озере, Дмитриевский собор во Владимире, 4 марта

1238 г., 1185 г., восстание в Новгороде против татаро-монгольских переписчиков, битва на р.Сити, 1242 г., поход князя Игоря на половцев, 1194-1197 г.

 

III. Подведение итогов. (2 мин)

IV. Домашнее задание.

Составить ученикам свои кроссворды по изученной теме.

Приложение (Архив)




В продолжение темы похожие новости:
Применение программы PowerPoint на уроках истории
Методическая разработка урока "Сельскохозяйственная политика Н.С. Хрущева"
Нестандартные формы уроков по истории
Урок истории "Русь и Орда", 6-й класс
Дуэль и русская культурная традиция: проблема чести и милосердия
Урок истории по теме "Сословная политика Екатерины II". 10-й класс
| обобщающий | обобщающий урок | урка | классе | гдз класс | теме | и тем и тем | феодальная | феодальная раздробленность | руси | руся | история и обществознание | Обобщающий урок в 10 м классе по теме Феодальная раздробленность на Руси


Календарь новостей