Отечественная война 1812 года

Цель: (1,2 слайд)

  • Показать учащимся, что Отечественная война 1812 года была справедливой войной народа за свободу и независимость своей Родины.
  • Показать, что, народ, задавленный крепостным гнетом, вынес на себе основную тяжесть войны.
  • Отметить, что Бородинское сражение было решающей битвой, изменившей ход войны в пользу русского народа.
  • Научить учащихся самостоятельно определять причины явлений исходя из полученных знаний.
  • Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и национальной гордости за свою Родину и ненависть к иноземным захватчикам.

Оборудование: Карта "Отечественная война 1812", мультимедийное оборудование.

План урока:

I. Оргмомент.

II. Сообщение новой темы и цели урока.

III. Изучение нового материала.

IV. Закрепление и подведение итогов.

V. Домашнее задание.

Межпредметные связи: Литература: Лермонтов М.Ю. "Бородино", география.

Тип урока: Урок изучения нового материала

На доске:

Эпиграф: "Французы показали себя достойными одержать победу, а русские сыскали право быть непобедимыми" /Наполеон о. Святой Елены/

Соотношение сил:

  • Франция 640 тыс.
  • России 590 тыс.

Задание: Определите причины первых неудач русской армии?

ХОД УРОКА

Оргмомент.

Сообщение новой темы и цели урока.

Изучение нового материала.

1. Начало войны:

а) накануне войны; (рассказ учителя)

б) вторжение;

в) причины первых неудач;

Задание: Определите причины первых неудач русской армии?

Презентация.

К началу XIX века Россия стала одним из самых могущественных государств Европы. По размерам территории она в несколько раз превосходила крупные европейские державы, имела сильную армию и флот. Сокрушить могущество России, захватить её богатства, покорить её народ не раз пытались чужеземные захватчики.

В это время грозная опасность нависла над нашей страной. Все страны Западной Европы, за исключением Англии, были включены в состав Французской империи или стали её вассалами. На европейском континенте лишь Россия продолжала вести самостоятельную политику и Наполеон начал готовить новую войну, войну против России "Я буду властелином мира - остается одна Россия, но я раздавлю её".

Готовясь к войне, Наполеон засылал разведчиков в Россию - польских и немецких купцов, гувернеров, учителей, потратив на это от 3-5 млн. франков из государственной казны, хотел завербовать русских генералов. Наполеон изучал историю поражения Карла XII под Полтавой. Он хотел расчленить Россию, создав на оккупированной территории несколько вассальных государств: Великое княжество Литовское, Прибалтийское и два на Украине (Наполеонида, Украина, Крым, Дон). На военные нужды Наполеон мобилизовал экономику Франции и почти всей Европы. Ему удалось создать огромную армию-1млн.200тыс., в которую входили солдаты из захваченных стран, её называли "армией двунадесяти языков". Эта армия более чем в два раза превосходила русскую армию.

Французская армия - массовая, собранная на основе всеобщей воинской повинности, а русская - рекрутская (25 лет, остальные не обучены военному делу). К началу вторжения Наполеона Россия вела войны на Кавказе: с Ираном (1804-1813) и Турцией (1806-1910). Войну с Турцией удалось завершить в 1812г. до вторжения Наполеона, благодаря полководческому мастерству М.И.Кутузова, назначенному сюда в последний момент главнокомандующим.

А в это время Наполеон большую часть своей армии сосредоточил на границе с Россией. (3 слайд)

12 июня 1812 г. 640 тыс. французская армия переправилась через реку Неман и вторглась в пределы Российского государства без объявления войны. Армия состояла из старой гвардии - испытанных ветеранов наполеоновских войн во главе с талантливыми маршалами Мюратом, Удино, Неем и новая гвардия, сформированная из австрийских, немецких, польских солдат.

(4 слайд) "Если я возьму Киев - я возьму Россию за ноги, если я овладею Петербургом, я возьму её за голову, заняв Москву, я поражу её в самое сердце", говорил Наполеон.

(5 слайд) Русская армия расположилась вдоль западной границы и была меньше -590 тыс., она была разделена на 3 части: 1-по реке Неман-под командованием военного министра, генерала Михаила Богдановича Барклай- де Толли; 2- под командованием генерала Петра Ивановича Багратиона; 3- на Украине - под командованием генерала Александра Петровича Тормасова. (6и7слайд)

Единого командования не было. Первоначально функцию главнокомандующего взял на себя царь Александр 1, но он был бездарным полководцем и только мешал делу. Командование перешло к военному министру генералу Барклаю.

Все это давало Наполеону преимущества, и он хотел разгромить русскую армию поодиночке, дав генеральное сражение. Для русской армии это было равносильно гибели, поэтому она начала вынужденное отступление, чтобы объединить 1 и 2 армии. Наполеон как мог, стремился этому помешать.

Отступала армия оборонительными боями, стремилась изматывать силы врага, задержать его продвижение. Каждый шаг по русской земле дорого стоил захватчикам. Весь народ поднялся на борьбу, которая приобрела национально-освободительный характер. Для русского народа - это была справедливая, оборонительная война за свое Отечество, где воедино сражались представители разных народов многонациональной России (русские, украинцы, белорусы, грузины и другие), представители разных сословий (дворяне, крепостные крестьяне, купечество, казаки) и разных конфессий. Война стала поистине народной, "отечественной".

2. Панорама военных действий: (сообщения учащихся - опережающее задание)

а) Смоленское сражение;

б) Бородинская битва;

а) Смоленское сражение (8 слайд, 1-й ученик) 4 - 5 августа 1812 г.- одна из славных страниц военной истории. Два дня генералы Дохтуров, Неверовский, Раевский вели неравный бой, чтобы соединившиеся 1 и 2 армии под Смоленском, смогли отойти. Город был сожжен, превращен в руины, все жители ушли вместе с армией. Французы взяли "ключ к Москве", так называли Смоленск, но потеряли под его стенами 20 тыс. человек. Сражение за Смоленск не выявило победителя, но перевес сил оставался у Наполеона. Среди командования начались разногласия, а постоянное отступление снижало боевой дух русской армии.

(9 слайд) Тем временем в Петербург вернулся Кутузов, победоносно завершивший войну с Турцией (ему было 67лет). Царь, недолюбливавший его, но в критической ситуации для страны и под давлением общественности пожаловал ему титул светлейшего князя и назначил главнокомандующим.

В армии Кутузова встретили всеобщим ликованием "Пришел Кутузов бить французов". Оценив ситуацию, он принял решение дать генеральное сражение.

б) Бородинская битва: (10 слайд - карта, видеофрагмент (Приложение1), картина, 2- й ученик) 26 августа - в 110 км. от Москвы: русские - 132тыс. Цель - измотать силы противника; французы 153-тыс., цель - выиграть генеральное сражение.

Битва не выявила победителя и русская армия, измотав противника, продолжила отступление.

3. Маневры русской армии:

а) Совет в Филях: (11 слайд) - работа с картиной

1. Кого мы видим на картине? (главнокомандующий - Кутузов и генералы русской армии)

2. Как вы думаете, какой важный вопрос обсуждается на военном совете? (решался вопрос "Сдавать Москву или дать новое сражение?" Кутузов: "Пока будет еще существовать армия: до тех пор останется еще надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия была бы потеряна" и решался вопрос, в какую сторону отступать?)

б) Сдача Москвы: (12,13,14 слайд) - 2 сентября Москва оставлена. Она горела 6 дней, ? городских построек, в том числе провиантские склады сгорели.

в) Партизанская война:(15 слайд) Подмосковье, Смоленщина.

г) Тарутинский маневр: работа с картой - (16слайд) 80 км от Москвы, цель - прикрыть тульские оружейные заводы и плодородные южные губернии. Здесь армия залечивала раны, подтягивали резервы, и совершала рейды в тыл врага.

Наполеон, оказавшись в Москве как в ловушке, стал просить мира, но ни Александр I, ни Кутузов на переговоры с ним не пошли.

4. Завершение войны . (16,17 слайд) - работа с картой

7 октября Наполеон вывел свою армию из Москвы, хотел отступать по Калужской дороге, но русская армия заставила его повернуть на старую смоленскую дорогу, где Наполеона ожидали сожженные и разграбленные села, и озлобленное население.

Отступавшие французские войска (18слайд) подвергались ударам казаков, летучих кавалерийских отрядов, партизан. От голода падали солдаты и лошади, французы бросали артиллерию и награбленное добро. В ноябре начались холода, и положение французской армии стало критическим. Русская армия двигалась параллельно наполеоновской, партизаны и отряды казаков не давали покоя отступающему войску. Армия Кутузова тоже несла большие потери в боях, от холода, плохого питания, усталости.

Переправляясь через реку Березина, Наполеон потерял около 30 тыс. солдат, сам бежал в Париж, бросив терпящую бедствие армию.

В конце декабря 1812 г. остатки наполеоновской армии покинули пределы России. Отечественная война завершилась. (19 слайд)

IV. Закрепление и подведение итогов урока.

Вопросы:

1. В чём вы видите историческое значение победы России в Отечественной войне (20 слайд) (беседа)

  • консолидация всех сил;
  • возвышение Москвы, как духовного центра России;
  • сохранение территориальной целостности и независимости;

2. Как русский народ сохранил память об этой великой победе и ее героях? Назовите героев войны.

3. Работа с документами (Приложение 2).

  1. В чем вы видите причины варварского отношения французских солдат к русским поместьям, городам, к людям?
  2. Какие последствия имел ввиду Кутузов, сдавая без боя Москву?
  3. Как отразилось пребывание в Москве на французской армии?
  4. В чем вы видите главные причины массовых потерь наполеоновской армии в России?
  5. Согласны ли вы с мнением историка Е.В.Тарле о главной причине поражения Наполеона в России? Поясните свой ответ.

4. Термины

5. Кроссворд (если останется время) (Приложение 3)

V. Домашнее задание: п.57 - 58, сообщения о героях войны.




В продолжение темы похожие новости:
Откуда есть пошла Русская земля
Урок-исследование по истории России в 8-м классе.
Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"
Урок-размышление по теме: "Хочу спросить выдающуюся личность: Леонардо да Винчи XX века — ученый, мыслитель, человек — Б.В. Раушенбах"
Урок в 5-м классе по теме: "Древняя Индия"
Семинар-исследование "Золотой век" афинской демократии при Перикле
| отечественная | отечественная война | мировой войны | 1812 | 1812 год | лета | лет | история и обществознание | Отечественная война 1812 года


Календарь новостей