"Оттепель: изменения духовной жизни общества в 50–60 годы XX века"

Цели и задачи урока:

  1. Обобщение, систематизация и углубление знаний по теме “Оттепель”.
  2. Развитие навыка работы с документом, критического мышления, умения рассуждать, делать выводы, применять знания.
  3. Формирование понимания истории России XX века, личностного отношения к историческим событиям и политическим деятелям.

На уроке используется технология критического мышления, сочетающаяся с фронтальной и индивидуальной формами работы.

Оснащение:

  • Портреты: А. Вознесенский, Н.С. Хрущёв, Б. Пастернак и их современников.
  • Документы.

Н.С. Хрущёв

2.jpg (6954 bytes)

Б. Пастернак

3.jpg (5938 bytes)

А. Вознесенский

Урок

Этап целеполагания.

Вводное слово учителя.

На протяжении нескольких уроков мы рассматриваем тему “Эпоха Н.С. Хрущёва”. Мы разобрали вопрос борьбы за власть, проанализировали процесс десталинизации, дали оценку экономическим реформам, а сегодня мы говорим об Оттепели.

Наша задача восстановить в памяти основные события периода, связанные с ними даты, имена, разобраться в сути названия периода, рассмотреть его проблемы, и в итоге оценить место и роль “Оттепели” в истории страны.

Этот особый период развития культуры вы уже изучали в 9-м классе, он не является для вас новым и неизвестным. Однако надо многое восстановить в памяти.

Проведём небольшой мозговой штурм и вспомним даты, понятия, имена, связанные с этим периодом.

Стадия вызова.

Учитель на середине доски пишет слово “Оттепель”, затем вокруг записывает понятия, даты, имена, которые называют дети, объясняя их связь с данным периодом.

Стадия осмысления.

Слово учителя.

Итак, мы восстановили в памяти знания по Оттепели. Однако возникают вопросы, почему именно так назван этот период, с какими проблемами сталкивалось общество, когда и почему он закончился? Об этом мы заслушаем сообщение ученика, который изучает данную тему, пишет по ней реферат.

Следует сообщение ученика, объясняющее название “Оттепель”, доказывающее, что это именно оттепель, период с определённой долей свободы и ограничений. (Возможна подготовка презентации, иллюстрирующая выступление ученика).

Слово учителя.

Прослушав сообщение, мы окончательно вспомнили материал темы, и переходим к следующему этапу работы – анализ документа.

Ребятам раздаётся текст документа. Они знакомятся с ним, проводя инсерт – приём маркировки чтения текста со следующими значками:

  • “+” – согласен
  • V – это известно
  • ? – непонятно
  • “-” - не согласен
  • ! – не известно

 Андрей Вознесенский. “Н.С.Хрущёв: “В вопросах искусства я сталинист”

Из интервью газете Советская культура”

“…В те годы я написал о поколениях – “горизонтальном” (по возрасту) и “вертикальном” (по совести и таланту). Эти слова о “вертикальном” поколении, доносительски исказив, процитировали, чтобы вывести из себя Н.С. Хрущёва, на злополучной встрече с интеллигенцией в Кремле. Он потребовал меня на трибуну.

Трибуна для выступающих стояла спиной к столу президиума,…за которым возвышались – Хрущёв, Брежнев, Суслов, Козлов и Ильичёв…Их десятиметровые портреты украшали улицы по праздникам. Их несли над колоннами.

Хрущёв был нашей надеждой, я хотел рассказать ему как на духу о положении в литературе, считая, что он всё поймёт.

Но едва я, волнуясь, начал выступление, как кто-то из-за спины стал меня прерывать. Я продолжал говорить. За спиной раздался микрофонный рёв: “Господин Вознесенский!” Я просил не прерывать. “Господин Вознесенский, - взревело, - вон из нашей страны, вон!”… Я обернулся. В нескольких метрах от меня вопило искажённое злобой лицо Хрущёва….Глава державы вскочил, потрясая над головой кулаками. “Господин Вознесенский! Вон! Товарищ Шелепин выпишет вам паспорт”.

За что?! Или он рехнулся?.. “Это конец”, - понял я. Только привычка ко всякому во время выступления удержала меня в рассудке.

…..Как остановить этот ужас? Все-таки я прорвался сквозь ор и сказал, что прочитаю стихи. “Никаких стихов! Знаем! Долой! Вон!” - неслось мне в спину.

И тут в перекошенном лице Главы я увидел некую пробивающуюся мысль, догадку, будто его задело что-то, пробудило сознание, …..будто он увидел в ревущей, торжествующей толпе свою будущую гибель, почуял стихийную силу неподконтрольной номенклатуры. Через год она свернёт ему шею. Набычась , он обиженно протянул: “Нет, пусть прочитает”.

Когда я дошёл до строк: “ Какая пепельная стужа сковала б Родину мою! Моя замученная муза, что пела б в лагерном краю?” - зал злорадно затих. В те дни, теряя контроль над процессом, Глава уже давал в политике задний ход….

Я потом долго не мог уразуметь, как в одном человеке сочетались и добрые надежды 60-х годов, мощный замах преобразований, и тормоза старого мышления, это купеческое самодурство.

Помню, я как в тумане прослушал доклад Хрущева, где уже хвалился Сталин, прошёл через оживлённую толпу. Около меня сразу образовалось пустое место, недавние приятели отводили глаза, испарялись.

- Всем нам ещё предстоит понять причины силы и бессилия такой яркой и далеко не однозначной личности, как Н.С. Хрущёв. Для этого нужно вспомнить всё, до мельчайших деталей, чтобы воздать должное, чтобы извлечь уроки из ошибок. Но одни вспоминают 50-60-е годы как время революционных перемен. Другие с болью, кто-то с обидой, а кто-то с гневом. Кто прав?

….Думаю, одна из ошибок Хрущёва в том, что он не доверял интеллигенции. Все свои обиды за хозяйственные неудачи он вымещал не на своих соратниках, а на художниках и поэтах. Помню, в зале обескураженное лицо Олега Ефремова, Ю. Завадского, когда он на меня кричал.

Мне рассказывали, как Хрущёв топал ногами на тоненькую Алигер. Как крохотная старушка Шагинян ушла пешком с его дачи, выдернув из ушей слуховой аппарат, чтобы не слышать того, что премьер кричал ей вслед. Мало читая сам, он оценивал с чужих слов, доверился наушникам и интриганам. Трагедия с романом “Доктор Живаго” написана ими же. Хрущёв не доверял демократизации, не позволял народу самому судить о сталинских преступлениях, он разрешал это лишь себе в кругу высшей элиты.

Хрущёв – в истории фигура трагичная. Его доклад на XX съезде – акт безоглядного риска и чести. Кстати, пора доклад обнародовать. Люди должны знать истину.

Я год скитался по стране. Где только не скрывался; до меня доносились гулы собраний, на которых меня прорабатывали, требовали покаяться, разносные статьи.

…Через год, будучи на пенсии, Хрущёв передал мне, что сожалеет о случившемся и о травле, что потом последовала. Я ответил, что не держу на него зла. Ведь главное, что после пятьдесят шестого года были освобождены люди”.

Проработав текст, ведём разбор:

  • Непонятных моментов;
  • Неизвестных мест;
  • Выявляем, с чем не согласны;

После чего предлагаются вопросы к тексту:

  • Кто Андрей Вознесенский? Что вы о нём знаете?
  • Можно ли сопоставить противоречивость эпохи противоречивости личности Хрущёва?
  • В чём заключалось “дело Пастернака”?
  • Где происходило событие, о котором говорится в документе?
  • Какое отношение у Вознесенского к Хрущёву?
  • Показана ли в документе “эпоха Оттепели”?
  • Как понять фразу Н.С. Хрущёва: “В вопросах искусства я сталинист”?

Стадия рефлексии.

Слово учителя.

Мы много сегодня говорили о таком непростом периоде нашей истории как Оттепель, в завершении я прошу вас написать “пятиминутное эссе”: “Какое место занимает “Оттепель” в истории нашей страны”?

Ребята выполняют письменную работу до конца урока, затем учитель подводит итоги, собирает работы.




В продолжение темы похожие новости:
Урок истории в 9-м классе по теме "Реформы Столыпина: «тихая революция»"
Интеллектуальная игра, посвященная 200-летию Царскосельского лицея "Вы помните: когда возник лицей..."
Презентация кафедры истории
Урок истории в 11-м классе (базовый уровень). Организация исследования
Повторительно-обобщающий урок в 10-м классе по теме: "Россия в XVIII веке"
Историческая пропедевтика в работах К.Д. Ушинского и С.И. Гессена
| оттепель | период оттепели | изменения | изменения 2011 | духовной | духовный | жизни | жизнь человека | общества | акционерное общество | 50–60 | лета | лет | веко | история и обществознание | Оттепель изменения духовной жизни общества в 50–60 годы XX века


Календарь новостей