Патриотическое воспитание школьников на уроках истории и во внеурочной деятельности. "Люди, покуда сердца стучатся, помните"

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились типы молодежных организаций, содержание информации, подаваемой в средствах массовой информации. Вследствие этого выдвигаются новые задачи по формированию у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важная роль отводится патриотизму.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью воспитания в целом, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан России высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.

Постепенное становление категории патриотического воспитания как неотъемлемой части общегражданского образования происходило в мировой истории, начиная с Древнего мира.

Так в плане военно-патриотического образования подрастающего поколения в Древнем мире особо выделяется Спарта. Главное внимание спартанцы обращали в большей степени на развитие физической силы и выносливости, чем на выработку культурных навыков, хотя каждый спартанец непременно должен был уметь читать, писать, обучался музыке, пению и танцам.

В Древней Греции физическая подготовка молодежи и культурное развитие, тренировка мышления занимали равное положение. Крупным представителем древнегреческой военно-теоретической мысли был Ксенофонт (родился в 430 г до н.э.). В своих работах Ксенофонт учил, что воспитание и обучение должны привить подрастающему поколению уважение к старшим, выносливость, физическую и моральную устойчивость, единодушие, взаимную поддержку, храбрость, дисциплину.

Эпоха Возрождения оказала заметное влияние на систему военно-патриотического образования подрастающего поколения. На первый план наряду с развитием физическим выходит идея духовного развития личности, способной на самостоятельные и общественно-полезные действия.

Позднее Я.А.Коменский, В. Ратке и др. объективно сформировали теоретические основы воспитания патриотов, людей, готовых и способных с честью и достоинством исполнять обязанности человека и гражданина.

Подпрограмма Министерства Образования Российской Федерации обозначает необходимость духовно-нравственного становления детей и молодежи, их подготовку к самостоятельной жизни.

Проблема патриотического воспитания детей стала одной из наиболее актуальных, приобретает новые характеристики, появились новые подходы к ее решению как составной части целостного процесса социальной адаптации. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и молодежи.

Как учитель истории с 30-летним опытом работы считаю необходимым развитие духовных качеств личности на уроках истории, а также на внеклассных занятиях. Необходимо создавать реальные возможности и осуществлять целенаправленные усилия для развития патриотических качеств у школьников. Мои ученики постоянно участвуют в городских и региональных конкурсах по военно-патриотической тематике. Кроме этого, ученики нашей школы заслуживают право нести почетный караул у Вечного Огня на мемориальном комплексе г. Комсомольска-на-Амуре. Старшеклассниками осуществляется программа помощи ветеранам Великой Отечественной войны. Подобная деятельность способствует духовному самоопределению молодежи, освоению и пониманию ими истоков родной культуры и истории, а также воспитывает стремление к созданию собственных творческих ценностей.

Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных Победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции, а также электронные носители звукового сопровождения.

Библиография.

  1. Подпрограмма Министерства Образования Российской Федерации. Приложение к приказу Минобразования России.
  2. Методические пособия и материалы.
  3. Военно-патриотическое образование/ В.Ю.Микрюков // Преподавание истории в школе, 2005, №2

Ведущий: 60-летию Великой Победы над фашистской Германией посвящается.

Мы в 90-х рождены,
Войны не знали мы, и все же
В какой-то мере все мы тоже
Вернувшиеся с той войны.

Звучит вальс из к/ф “Московская сага” (хор 6-10-е кл)

Танцуют пары (в бальных платьях, другие – в военных гимнастерках)

Ведущий: Год 1941 22 июня.

Чтец 1:

Казалось, было холодно цветам
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам
Обшарили немецкие бинокли.

Чтец 2:

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки,
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.

Чтец 1:

Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то 5 минут осталось.

Голос Левитана (От Советского информбюро…)

Звучит фонограмма – гул самолетов, свист разрывных бомб дорожка 1

Гаснет свет, проекция на экран, фильм, все сопровождается песней “Вставай, страна огромная!” дорожка 2

Чтец 3: 22 июня…

Этот день вечно будет отбрасывать нашу память в 1941 год.

22 июня 1941 года фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Это была смертоносная лавина, закованных в круповскую сталь, прекрасно обученных, дисциплинированных немецких солдат. Они уже захватили Европу. 190 дивизий (5,5 миллионов человек), около 5 000 самолетов, свыше 3 000 танков, изрыгающих огонь и свинец – все это двигалось на нашу землю.

Чтец 4:

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.

Чтец 5:

Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что 40 лет и 60
Живым не верится, что живы.

Песня “Память”

Чтец 6:

Солдаты в окопах шалели
И падали в смертном бою,
Но жизни своей не жалели
За горькую землю свою.

Чтец 1: Велики подвиги тех, кому пришлось принять первый удар врага. На стене Брестской крепости простой солдат написал кровью: “Я умираю, но не сдаюсь! Прощай Родина!”

Чтец 2: Да, они стояли насмерть. Даже получив разрешение на отход, бойцы 28 отдельного пулеметного батальона не оставили своих позиций. Бетонные укрытия – дот за номером 28 – бил врага до последнего патрона. Солдаты знали цену каждой пяди родной земли. Они платили за нее своими жизнями.

Чтец 3: Даже когда кончались боеприпасы, последний солдат, зажав в руках бутылку с горючей смесью, шел на вражеский танк, и лучшая в мире фашистская броня трещала и лопалась.

Чтец 4: В те дни, когда враг рвался к Москве, весь мир узнал имена панфиловцев. 28 солдат из дивизии генерала-майора Панфилова под командованием политрука Клочкова залегли у станции Дубосеково (восточнее Волоколамска). На них шло 50 немецких танков. Этот рубеж стал линией смерти. Наши не дрогнули – отступили враги. 18 машин сгорело на месте.

Чтец 5: 11 саперов под командованием лейтенанта Фирстова у деревни Строково весь день удерживали батальон пехоты и 20 танков.

Чтец 6: Тогда же под Москвой первый воздушный таран совершил герой Советского Союза Виктор Талалихин.

Отрывок из фильма дорожка 3

Чтец 1:

Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет!

Чтец 2: 8 сентября 1941 года над городом Ленинградом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей.

Чтец 3:

Да, Ленинград остыл и обезлюдел,
И высятся пустые этажи.
Но мы умеем жить, хотим и будем,
Мы отстояли это право – жить!

Чтец 4:

Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких
И этот город тем непобедим,
Что мы за чечевичную похлебку
Достоинство свое не продадим!

Чтец 5:

Есть передышка – мы передохнем.
Нет передышки – снова будем драться
За город, пожираемый огнем.

Чтец 6:

Казалось, что конец земли,
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли:
Он жив еще! Он рядом где-то.
На Ленинград! На Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.

Чтец 1:

И было так: на всем ходу
Машина задняя осела,
Шофер вскочил, шофер на льду
“Ну, так и есть, мотор заело”
Ремонт на 5 минут – пустяк,
Поломка эта – не угроза,
Да рук не разогнуть никак –
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет
Стоять. А хлеб. Других дождаться!
А хлеб – 2 тонны? Он спасет
16 000 ленинградцев.

Чтец 2:

И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.

Чтец 3:

Вперед, как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
16 000 матерей
Пайки получат на заре
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.

Ведущий: За 900 дней блокады заводы Ленинграда дали фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4500 полевых орудий разных калибров, 12 000 минометов, 212 000 единиц стрелкового оружия, более 7 миллионов артиллеристских снарядов и мин.

Чтец 4:

Мы чашу горя выпили до дна,
Но враг не взял нас никаким измором.
И жизнью смерть была побеждена,
И победили человек и город!

Ведущий: Великая Отечественная война. Весь народ встал на защиту своей Родины, своей свободы, но даже в это страшное время они хранили в своем сердце любовь к дорогим людям и старались выжить ради них, ради своей любви к ним.

Песня “Огонек”

Чтец 5:

Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца тебя понять.

Чтец 6:

Огонек чадит в землянке.
Дым махорочный столбом.
5 бойцов сидят в землянке
И мечтают кто о чем.

Чтец 1:

В тишине да на покое помечтать – оно не грех.
Вот один боец с тоскою, глаз сощуря,
Молвил: “Эх!” - и замолк, второй качнулся
Подавил протяжный вздох
И с улыбкой молвил: “Ох!”
“Да”, - ответил третий, взявшись
За починку сапога, а четвертый,
Размечтавшись, пробасил в ответ: “Ага”

Песня “В землянке”

Ведущий:

В минуты передышек солдаты писали письма.
Треугольником сложен пожелтевший листок –
В нем и горькое лето, и сигналы тревог.
Даже смерть отступала хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.

Чтец 2: Письма с фронта вобрали судьбу и любовь

И бессонную правду фронтовых голосов.

Песня “Синенький платочек”

Ведущий: Война Великая Отечественная. Черное искореженное железо и оплавленный камень. 19 ноября 1942 год контрнаступление советских войск под Сталинградом. Визг бомб и мин смешивался с гулом рушащихся построек. Это был ад. Ощетинился каждый дом, каждый камень, каждая улица превратилась в неприступную крепость.

Отрывок из художественного фильма дорожка 4

Чтец 3: 2 февраля советские войска силами трех фронтов ликвидировали окруженную фашистскую группировку фельдмаршала Паулюса. 22 дивизии и свыше 160 воинских частей – 330 000 человек.

Чтец 4:

Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят,
На 63 километра в длину
Раскинут Сталинград.

Чтец 5:

Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперек России
И всю ее прикрыл собой.

Ведущий: Восемьсот тысяч женщин ушли на фронт – летчицы, снайперы, стрелки, автоматчицы, зенитчицы, танкисты.

Чтец 6:

Землю жгли смертельные метели.
Небеса и тени знались нам
В серые солдатские шинели
Наряжала девушек война.

Песня “Фронтовой вальс”

Ведущий: 5 июля 1943 года началось сражение, окончательно переломившее ход военных событий. Курская битва. Наши войска обрушили на врага мощный артиллерийский шквал. С воздуха бомбовые удары наносила наша авиация. Огнем встретили захватчиков пехотинцы, танкисты, зенитчики. На поле боя горели подбитые танки. Небо заволокли облака дыма и пыли. Словно при затмении, померкло солнце. Орудийный грохот был таким сильным, что люди теряли слух, пороховые газы слепили глаза.

Чтец 1:

Обрушился огонь орудий,
И целых три часа подряд
Не разговаривали люди
И били пули невпопад,
И, навсегда оглохнув, птицы,
Бесшумные, спешили прочь.
За ними вслед, сверкнув зарницей,
На запад отступала ночь.
Громада огненного вала
Шла всем стихиям вопреки,
Дубы с корнями вырывала,
Колола скалы на куски.

Ведущий: А потом был Днепр. Освобождение Европы. Последним шагом к Победе был Берлин.

Отрывок их художественного фильма дорожка 5

Ведущий: Для взятия Берлина необходимо было пробить оборону на Зееловских высотах, для этого в воздух взвились тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. “Это была картина огромной впечатляющей силы, и, пожалуй, за всю свою жизнь я не помню подобного зрелища”, – вспоминал Георгий Константинович Жуков.

Чтец: Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. Берлин был взят.

Чтец 2:

Салют и слава годовщине
Навеки памятного дня!
Салют Победе, что в Берлине
Огнем попрала мощь огня.
Салют ее большим и малым
Творцам, что шли путем одним,
Ее бойцам и генералам,
Героям павшим и живым.

Кадры из кинофильма “Офицеры” дорожка 6

Приложение 1

Приложение 2




В продолжение темы похожие новости:
Демократии Запада 1918–1939. Ответы на вызовы времени
Повторительно-обобщающий урок по истории в 5-м классе по теме: "Древняя Греция"
Подвижническая деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова)
Церковь и государство в конце XV-го – начале XVI века
История России. 10-й класс
Литературно-исторический вечер, посвященный 200-летию со дня открытия Царскосельского лицея
| патриотическое | патриотическое воспитание | воспитание детей | школьников | школьникова | уроках | конспект урока | истории | классы история | внеурочной | внеурочная деятельность | деятельности | виды деятельности | люди | человек паук | покуда | сердца | песня сердце | стучатся | помните | помятые | история и обществознание | Патриотическое воспитание школьников на уроках истории и во внеурочной деятельности Люди покуда сердца стучатся помните


Календарь новостей