"Первобытный мир – детство человечества". 4-й класс

Цель: Обобщить знания детей о первобытном обществе, орудиях труда, охоте этой эпохи. Работать над развитием речи.

I. Мотивационный момент

Благодаря кому мы знаем о первобытном обществе? Для этого мы разгадаем ребус.

- Что вы о них знаете?

- Что они находят? (исторические источники)

Сегодня мы продолжим разговор о первобытном мире. Кто изображен на рисунке-люди или животные? (Иллюстрации с разными стадиями развития чело-века). Обоснуйте свое мнение.

Ребята, а почему тема нашего урока звучит: “Первобытный мир - “детство человечества”?

Рассказ об облике человека. (Рассказывает подготовленный ученик).

Древнейший человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик, под которым глаза скрывались, как под навесом. Походка у людей была еще не вполне прямая, прыгающая. Люди еще не умели разговаривать. Они общались друг с другом, подобно животным, с помощью разнообразных звуков.

Объем мозга у древнейшего человека был больше, чем у обезьяны, но намного меньше, чем у людей нашего времени.

II. Работа в группах

1. У вас у каждой группы лежат иллюстрации орудий труда. Вы должны выбрать те, которые принадлежали первым людям и доказать, что это именно так.

Как можно назвать все эти вещи? Почему?

2. Рассказ об орудиях труда. (Рассказывает подготовленный ученик).

Если бы мы могли понаблюдать за человеческим стадом, то, возможно,

увидали бы такую картину. Люди подошли к речушке, привела их сюда не жажда. Они разыскивают на мелководье камни. Берут не каждый. Один отбросят - не годится. Другой поднимут: этот подходящий! Теперь необходимо заострить его.

Древнейший человек брал в руки гальку – гладкий округлый камень. Ударами другого камня он раскалывал гальку и заострял ее – получалось грубое орудие труда. Но только люди умели заострять камни, чтобы с помощью их обтесывать дубины или обтачивать палки-копалки.

Умение изготовлять орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.

3. Около 100 тыс. лет назад на земле началось похолодание. Теплолюбивые животные вымерли или ушли на юг. Но люди устояли перед наступлением ледников.

- Подумайте, что было необходимо древним людям, чтобы выжить в холодные зимы?

4. Овладение огнем.

- Как же человек овладел огнем? (Рассказывает подготовленный ученик).

Разные опасности подстерегали человеческие стада. Одной из самых страшных был огонь. Представим себе, молния зажигала кустарники и траву, кругом заполыхало. Огня боится все живое: подальше от пожара улетают птицы, спасаются бегством и звери, и люди.

Как человек овладел огнем? Этого никто не знает. Быть может, однажды, превозмогая страх, смельчаки приблизились к огню.

Это могло быть зажженное в грозу дерево или горящая лава из вулкана. Тогда и было сделано великое открытие: сунешь ветку в пламя – поймаешь огонь! Теперь он твой!

На стоянках людей запылали огни. Мясо, испеченное на углях, оказалось вкусней и питательней сырого. Яркий огонь обогревал холодной ночью, разгонял мрак, отпугивал диких зверей.

Так жили наши предки. Им предстоял еще долгий путь развития, прежде чем стать такими, как совершенные люди.

III. Физминутка

- А сейчас представим, как же могли танцевать первые люди у костра?

IV. Работа в группах

Составьте краткий рассказ об охоте первобытных людей;

Как же охотились первые люди? (Рассказ подготовленного ученика).

Действуя слаженно и дружно, десятки мужчин гнали стадо лошадей, оленей, бизонов к крутому обрыву, в болото или глубокий овраг, откуда им было трудно выбраться. Охотились также на животных, которых ныне уже нет на Земле, - на мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей. Самой желанной добычей был мамонт – огромный слон с длинной желтовато-бурой шерстью и сильно изогнутыми бивнями. Как на него охотились? Точно это не известно. Некоторые ученые считают, что люди рыли ямы - ловушки на тропах к водопою. При этом пользовались палками – копалками и ребрами прежде убитых мамонтов. Землю относили в сторону на шкурах животных. На дне ям забивали острые колья. Ловушки замаскировывали жердями и зелеными ветками. Затем ждали, пока один из шествующих на водопой мамонтов не попадет в ловушку. А могли поджечь траву и кустарники вокруг пасущихся животных, напугать их огнем и дымом, заставляя устремиться в сторону ловушек. Попавший в ловчую яму мамонт был еще полон сил, он яростно боялся за свою жизнь, наносил раны нападавшим на него охотникам.

3. А сейчас мы посмотрим как делили добычу. (Сценка, подготовленная со стр. 58).

V. Работа с учебником

1. Какова же была мораль каждого племени? Подтвердите словами из текста учебника.

2. Вопрос № 4, стр. 58.

VI. Итог урока

Кроссворд

1. Ученый, ведущий раскопки.

2. Коллектив родственников.

3. Изобретение человека, для поражения животных на расстоянии.

4. Вера людей в злых и добрых духов.

VII. Домашнее задание

Составьте свой кроссворд по этой теме.

Приложение




В продолжение темы похожие новости:
Урок истории России в 11-м классе на тему: "Внешняя политика России в 2001-2007 гг."
Урок — ролевая игра "Выборы президента"
Модель урока краеведения в 5-м классе "Что в имени моем…"
Урок истории с элементами проблемного обучения и ИКТ по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь. Установление ордынского ига". 10-й класс
1 сентября. День в истории (урок Мира)
Урок истории в 7-м классе по теме "Значение реформ Петра I"
| первобытный | первобытные люди | миро | мирой | детство | песня детство | человечества | история человечества | класс | гдз класс | история и обществознание | Первобытный мир – детство человечества 4 й класс


Календарь новостей