Познавательная игра "Отмена крепостного права в России"

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА “ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ”

Цель: повторение и углубление знаний учащихся по теме: “Отмена крепостного права в России”.

Задачи:

  • выявить уровень усвоения учащимися программного материала;
  • привить интерес к предмету;
  • воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование:

  • репродукции картин по теме; портреты Александра II, Я.И. Ростовцева, Н.А. Милютина;
  • карточки с заданиями;
  • текст документа “Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 года” (извлечения).

Подготовка к игре ведется на протяжении всех уроков по данной теме. Учащиеся делятся на две команды из 6 человек, остальные болельщики. Команды заранее готовят кроссворды из 8-10 слов по теме.

I конкурс “Исторический футбол”

Вопросы задаются поочередно каждой команде. Если одна команда затрудняется ответить – право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Какое произведение русской литературы убедило Александра II в необходимости отмены крепостного права? (“Записки охотника” И.С. Тургенева)
  2. Предпринимались ли в России попытки отмены крепостного права до этого? (В Латвии, Эстонии в 1816 году; крестьяне получили личную свободу, но без земли)
  3. Кто автор “Записки об освобождении крестьян”? (К.Д. Кавелин)
  4. Какое прозвание получил Александр II в народе? (“Освободитель”)
  5. Когда был впервые зачитан Манифест и почему? (5 марта 1861 года, из-за опасения народных волнений)
  6. Где и перед кем Александр II лично зачитал Манифест? (В Михайловском манеже перед гвардией)
  7. Кем были в период реформы декабрист А.Е. Розен и Л.Н. Толстой? (Мировыми посредниками)
  8. Назовите названия селений, где сопротивление крестьян реформе отличалось особым драматизмом? (Бездна, Кандеевка)
  9. Назовите автора картины “Освобождение крестьян”. (Б.М. Кустодиев)
  10. Назовите автора поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, характеризующей период отмены крепостного права в России. (Н.А. Некрасов)

II конкурс “Темная лошадка”

Команды по очереди отгадывают участников процесса подготовки отмены крепостного права в России и получают баллы в зависимости от того, с какой подсказки они отгадали нужное имя.

I команда:

(Правильный ответ: глава Редакционных комиссий – Яков Иванович Ростовцев)

1-я подсказка: Военный и государственный деятель эпохи Александра II.

(10 баллов)

2-я подсказка: В молодости поддерживал тесные связи с руководителями “Северного общества”.

(9 баллов)

3-я подсказка: Сообщил Николаю I о готовящемся выступлении декабристов, не называя имен, и не скрывая свой шаг от друзей.

(8 баллов)

4-я подсказка: Дал клятву своей семье – служить честно крестьянскому делу.

(7 баллов)

5-я подсказка: Во время подготовки крестьянской реформы был членом Секретного и Главного комитетов по крестьянскому делу.

(6 баллов)

6-я подсказка: В 1859 – 1860 гг. возглавлял Редакционные комиссии.

(5 баллов)

II команда:

(Правильный ответ: заместитель министра внутренних дел – Николай Алексеевич Милютин)

1-я подсказка: Племянник крупнейшего реформатора эпохи царствования общества”. общества”.

(10 баллов)

2-я подсказка: С 50-х годов XIX века начинается его деятельное участие в подготовке крестьянской реформы.

(9 баллов)

3-я подсказка: Свои взгляды о крестьянской реформе изложил в “Записке” об освобождении крестьян в имении тетки Александра II великой княгини Елены Павловны.

(8 баллов)

4-я подсказка: Большую помощь в этом ему оказывал славянофил Ю.Ф.Самарин.

(7 баллов)

5-я подсказка: Был другом Кавелина и старался реализовать основные положения его “Записки”.

(6 баллов)

6-я подсказка: Был заместителем министра внутренних дел и в его руках сосредоточились все текущие дела по подготовке реформы.

(5 баллов)

III конкурс (конкурс болельщиков)

Болельщикам каждой команды предлагается разгадать зашифрованное в ребусе слово и продолжить фразу по смыслу. За правильный ответ по 2 балла командам.

Ребус для болельщиков I команды.

Рисунок: ложка, сверху на ней написаны буквы ПО, а справа сверху “ (две запятые, символизирующие отнятые с конца слова буквы); веник, справа и слева по одной запятой (отнятой букве); ель и справа от нее “ (две запятые).

Ответ: полож + ени + е = “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной неволи”

Ребус для болельщиков II команды.

Рисунок: рубаха с карманом, на кармане знак вопроса, слева от рубахи “‘ (три запятые, символизирующие три отнятые буквы в начале слова); буква И; крест, над ним надпись 1,2 = Ф.

Ответ: ман + и + фест = “Манифест об освобождении помещичьих крестьян из крепостной неволи”.

IV конкурс “Ты мне, я тебе”

Команды обмениваются заранее подготовленными кроссвордами по теме. За правильно решенный кроссворд - 3 балла.

V конкурс “Расчетный”

Задание: решить задачу по теме. Команда, решившая задачу первой, получает 2 балла.

Задача:

До отмены крепостного права крестьянин платил помещику оброк, равный 12 рублям. Какова будет выкупная сумма?

Выполнение расчетов:

После освобождения крестьянина помещик переставал получать оброк. В то время деньги можно было поместить в банк под 6 % годовых. За выкупаемую землю крестьянин должен был заплатить столько, чтобы, положив эти деньги в банк под 6 % годовых, помещик ежегодно получал бы прибыль равную сумме Х (сумме оброка, которую до реформы платил крестьянин) Х= 6 %.

(12 руб.? 100 % : 6 % = 200 руб.)

Ответ: 200 рублей.

VI конкурс “Заморочки ”

Задание командам на карточках : восстановить причинно-следственную связь. Правильный ответ – 3 балла.

I команда

А) Слабое развитие капиталистических отношений в деревне.

Б) Наемный труд не мог получить широкого распространения.

В) Крепостное право.

Г) Тормоз в развитии капиталистической промышленности.

Ответ: В – А – Б - Г

II команда

А) Поражение России в Крымской войне.

Б) Технико-экономическая отсталость.

В) Угроза потерять статус великой державы.

Г) Крепостное право.

Д) Отмена крепостного права.

Ответ: Г – Б – А – В – Д

VII конкурс “Литературный” (для болельщиков)

За правильный ответ на вопрос – 2 балла команде.

Задание для болельщиков I команды.

Н.А. Некрасов “Кому на Руси жить хорошо”

Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..

Вопросы:

Как вы понимаете слова Некрасова?

Можно ли сказать, что отмена крепостного права в России – это единовременный акт?

Задание для болельщиков II команды.

Н.А. Некрасов “Кому на Руси жить хорошо”

В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень –
Заплатова, Дырявина,
Разутова,
Горелова, Неелова,
Неурожайна тож.

Вопросы:

Определите время, когда могло происходить действие поэмы.

Объясните, почему автор дал именно такие названия губернии, уезду, волости и деревням?

VIII конкурс “Восстанови историческую правду”

Задание командам на карточках:

Многие крестьяне не хотели верить тому, что было написано в царском манифесте. Среди крестьян появлялись люди, которые убеждали их в том, что царский манифест подменен чиновниками, и предлагали свои толкования этого документа. Прочитайте “Манифест о воле”, составленный крестьянами Лебединского уезда Харьковской губернии в апреле 1861 года. Напротив статей крестьянского манифеста запишите, какие меры были предусмотрены по этим проблемам в правительственном варианте.

Для ответа на вопрос можно использовать текст документа “Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 года” (извлечения) в учебнике: Зырянов П.Н. История России XIX век: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2000.

I команда

Крестьянский манифест Царский манифест
Статья 2. Работать на барщине мужикам два, а женщинам один день с тягла…

(Тягло – единица обложения крестьян повинностями в пользу помещика)

 
Статья 3. Во время жатвы на работу к помещикам не ходить, пусть собирает хлеб со своим семейством, что соберет, то и его, а если будет оставаться несобранный хлеб, то собрать миром и миром разделиться.  
Статья 4. Податей и повинностей пять лет никаких не платить, государь прощает.  

II команда

Крестьянский манифест Царский манифест
Статья 5. Помещик должен пахать на своем участке сам сохою, и если не умеет направить сохи, то крестьянин, который тут случится, и пан его будет просить, должен направить, но не смеяться…  
Статья 7. Дворовым каждому семейству пан должен построить хату с постройками, дать лошадь, корову, соху, борону, и все хозяйственные принадлежности, и по 100 руб. серебром на каждого, а буде сего не исполнит, то все его имущество и постройки продать и раздать на мир.  
Статья 8. Помещику остается земли пахотный участок на его семью такой же, как и мужику, а больше ничего.  

В конце игры подведение итогов и награждение победителей.




В продолжение темы похожие новости:
Урок обществознания по теме "Избирательная система Российской Федерации" (9-й класс)
Бородинское сражение в истории России и романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
Тема урока "Жанна д'Арк" (6-й класс)
Гражданская война: люди и события
Урок истории "Внешняя политика России в начале XVIII века. Начало Северной войны"
Использование новых информационных технологий на уроках истории
| познавательная | познавательная деятельность | игра | бесплатные игры | отмена | отмена права | крепостного | праві | россии | футбол россии | история и обществознание | Познавательная игра Отмена крепостного права в России


Календарь новостей