Преподавание вопросов внешней политики XVII века на примере Тридцатилетней войны (1618–1648)

Вопросам внешней политики и военной истории традиционно уделяется большое внимание как в курсе Отечественной, так и Всемирной истории. Позвольте представить Вашему вниманию разработку урока “Тридцатилетняя война (1618-1648) как первый общеевропейский конфликт” для 7 класса.

Цели урока:

  1. Образовательные: сформировать представление о специфике Тридцатилетней войны как конфликта, происходившего на рубеже средневековых представлений о вооруженном противостоянии и войн Нового времени.
  2. Развивающие: продолжить формирование навыков работа с документом, исторической картой, умения вычленять главное и сопоставлять полученные сведения. Применение на практике знаний и умений, полученных на уроках иностранного языка.
  3. Воспитывающие: на основании фактического материала, показать несоответствие целей войны и цены одержанных побед; показать необходимость мирного решения конфликтов, толерантного поведения, мирного сосуществования.

В ходе урока происходит работа учащихся с раздаточным материалом (текстом исторического источника и рабочим листом урока) и историческими картами (рисунок 1, рисунок 2, рисунок 3), которые целесообразно продемонстрировать учащимся в виде учебной презентации, что позволит сэкономить время при их смене.

Ход урока

В вводном слове учителя называется тема урока и обозначаются основные вопросы, которые будут рассмотрены в ходе урока: причины Тридцатилетней войны, ход военных действий, положение населения Германии в годы войны, Вестфальский мир и его последствия.

Рассмотрение вопроса о причинах Тридцатилетней войны начинается с выступления ученика, получившего опережающее домашнее задание. Представляясь классу Фердинандом II, он рассказывает о причинах, побудивших его начать войну. Речь этого учащегося может иметь следующий вид:

“Здравствуйте, позвольте представиться. Меня зовут Фердинанд II. Я – император Священной Римской империи. Взойдя на престол в 1619 г., я уже знал, что мне предстоит совершить. Во-первых, я должен был покончить с протестантской ересью. Начать пришлось с Чехии, где ересь пустила глубокие корни. Представляете, даже местное дворянство отказывалось подчиняться имперским чиновникам. Лишь военная мощь смогла привести их к повиновению и позволила отправить в провинцию иезуитов. Они вернут протестантов в лоно католической церкви, чьим истинным защитником я являюсь. Во-вторых, мне необходимо было восстановить влияние моей династии в Европе. Прошло немного времени с тех пор, когда нашему роду принадлежали Германия, Нидерланды, Испания и Италия. В некоторых из этих стран теперь сильно влияние протестантов. Но с этим также можно покончить силой оружия. Я считаю, что вся Европа должна входить в единую империю. В таком государстве не было бы места ереси. Естественно, возглавить такую империю может только католический император, поддержанный Папой Римским. Мне кажется очевидным, что среди всех католических монархов на эту роль больше всего подошел бы представитель династии Габсбургов. Меня поддерживают многие германские князья. Надеюсь, с их помощью я смогу осуществить свои планы, даже если мне придется вести долгую и кровопролитную войну”.

После данной речи в ходе беседы с учащимися выявляются причины, побудивших Фердинанда II развязать войну:

А) стремление утвердить католицизм в землях протестантов;

Б) желание создать универсальную католическую империю в Европе и восстановить влияние Габсбургов.

Результаты беседы фиксируются учащимися в рабочем листе урока, имеющем следующий вид:

Тридцатилетняя война как первый общеевропейский конфликт

Рабочий лист урока

1. Причины войны

А.

Б.

В.

Г.

2. Состав коалиций:

Подчеркните ручкой названия государств – противников Габсбургов.

Австрия, Речь Посполитая, Швеция, Пруссия, Голландия, Испания, Дания, Англия, северные немецкие княжества, южные немецкие княжества.

3. Ход военных действий:

Расставьте события в хронологическом порядке

№№ Дата Вступление в войну Франции
    Битва на Белой Горе
    Вторжение войск датского короля на территорию Священной Римской империи
    Высадка войск Густава II Адольфа на Балтийском побережье
    Победы Валленштейна
    Битва у Лютцена
    Восстание в Праге

Условия Вестфальского мира

Территориальные изменения Внешняя политика Религия
     

Затем в ходе работы с исторической картой “Распространение католической и протестантской религий к началу Тридцатилетней войны” (рисунок 1) выявляется состав коалиций, участвующих в Тридцатилетней войне, результаты этой работы закрепляются при выполнении задания 2 рабочего листа урока.

Возникающий вопрос о месте Франции в Тридцатилетней войне разрешается после выступления ещё одного учащегося, получившего опережающее задание. Он произносит речь от имени кардинала Ришелье:

“Здравствуйте, я – кардинал Ришелье. Несмотря на то, что я занимаю высокий пост в католической иерархии, меня, прежде всего, волнуют интересы Франции. Я не могу допустить, чтобы внутри страны протестанты имели какую-нибудь автономию. Их привилегии подрывают единство Франции. Но я поддержу борьбу протестантов с Габсбургами. Нашему королевству необходимо разорвать кольцо из вражеских земель, ослабить влияние наших противников в Европе. Я беспокоюсь о безопасности границ Французского королевства. Я считаю, что они должны проходить таким образом, чтобы их было удобно защищать. Значит, они должны иметь естественные рубежи обороны – реки или горные хребты. Взгляните на северо-восток страны. Мы граничим там со Священной Римской империей, но защищаться от угрозы со стороны Габсбургов на этом рубеже сложно. Почему бы Франции не воспользоваться войной между Габсбургами и немецкими протестантами? Мы нанесем удар одновременно и по австрийским, и по испанским Габсбургам. Это ослабит их силы. Нам не нужно будет опасаться создания мощной католической империи и утраты независимости Франции. Более того, если мы победим, то отодвинем свою северо-восточную границу дальше на восток, к Рейну. Таким образом, какими бы ни были мои религиозные взгляды, я выступаю за войну на стороне протестантов. Государственные интересы Франции превыше всего. Защищая их, я не буду смотреть на вероисповедание союзников или противников. Я буду делать то, что выгоднее для моего королевства”.

В ходе беседы с учащимися, причины, побудившие Ришелье вступить в войну на стороне протестантов, заносятся в рабочий лист урока.

Ход военных действий в период Тридцатилетней войны освещается учителем. Его рассказ сопровождается обращением учащихся к карте “Ход Тридцатилетней войны” (рисунок 2) и выполнением задания 3 в рабочем листе урока (восстанавливается хронология событий - 7,2,3,5,4,6,1).

Речь учителя может быть следующей:

“Поводом к началу Тридцатилетней войны послужили попытки германского императора восстановить в подвластной ему Чехии католический культ в полном объеме. В ответ в 1618 г. произошло восстание в Праге, Во время которого из окон пражской ратуши были выкинуты несколько имперских чиновников. Это восстание было подавлено. Основные силы восставших разгромлены в сражении на Белой Горе в 1620 г. После чего Чехия была превращена в австрийскую провинцию Богемию, в ряде её районов осталось не более трети прежнего населения, поместья дворянства были розданы новым хозяевам, там вводилось крепостное право. Гонениям подверглась чешская культура. Победа императора вызвала тревогу среди сторонников Евангелической унии в Германии, а также в протестантских государствах Европы и Франции. Датский король, заключив договоры с Англией и Голландией, в 1625 г. собрал на деньги союзников большую армию и приступил к активным боевым действиям на севере Германии. Поначалу его действия были успешны. Но после того, как во главе имперских войск был поставлен Альбрехт Валленштейн, датчане начали терпеть поражение. Один из секретов успеха Валленштейна заключался в создании большой армии (50 – 100 тыс. чел.). Эта армия состояла из наемников, а обеспечивала себя по принципу “война кормит войну”. Наемники получали своё жалованье из военной добычи или, если её не было, сами добывали пропитание и средства к существованию за счет местного населения. В 1626 г. Валленштейн разбил основные силы датчан, а в 1629 г. датский король был вынужден выйти из войны. Но поддержка Валленштейном абсолютистских устремлений Фердинанда II сделала его непопулярным среди католических немецких князей, в 1630 г. его отправили в отставку. В этом же году Ришелье удалось добиться вступления в войну на стороне протестантов Швеции. Шведский король Густав II Адольф стремился захватить южное побережье Балтики и ослабить влияние католицизма (лютеранин). В 1630 г. его регулярная, хорошо обученная и дисциплинированная армия высадилась в Германии. Использование подвижной кавалерии, полевой артиллерии, усовершенствование тактики пехотного боя привели к тому, что шведские войска стали одерживать одну победу за другой в Южной Германии. Положение Фердинанда II стало катастрофическим, в 1632 г. к командованию вернулся Валленштейн. В ноябре 1632 г. в битве при Лютцене шведы разгромили Валленштейна, но в сражении погиб Густав II Адольф. Оставшиеся после его смерти в Германии войска, пополнявшиеся наемника, превратились в такие же банды грабителей, как и войска Валленштейна. Валленштейн был убит в 1634 г. А в 1635 г. в войну вступила Франция. Армии опустошали Германию. К 1648 г. французы одержали ряд важных побед, что вынудило нового германского императора, Фердинанда III, пойти на заключение мира”.

Для выяснения вопроса о положении населения Германии в годы Тридцатилетней войны учащимся предлагается обратиться к историческому источнику - отрывку из произведения Гриммельсгаузена “Похождения Симплиция Симплициссимуса”:

“…Потом каждый солдат занялся своим делом, и были следствием этих дел гибель и разорение. Одни занимались тем, что резали, варили и жарили так, что было похоже на приготовление к пиру. Другие ломали и громили дом сверху и снизу, словно искали потайную кладовую, в которой надеялись найти золотое руно Колхиды. Третьи складывали сукно, платье и домашнюю утварь в тюки, как будто собирались везти их на рынок. А то, что не могли забрать с собою, было разломано и разбито. Иные рылись шпагами в сене и соломе, как будто не довольно перекололи ими свиней и овец. Иные выпускали пух из перин и набивали их мясом и салом, как будто так мягче было спать. Некоторые выбивали двери и окна, как бы желая возвестить вечное лето. Медную и оловянную посуду били одну об другую, а потом тоже запаковывали в тюки в погнутом и испорченном виде. Кровати, столы, стулья, скамейки пошли в топку, хотя во дворе лежало сколько угодно дров. Словом, каждый измышлял свою пытку для крестьян, ни один не избежал мук…”

Вопросы к тексту:

  1. Почему грабежи и жестокое отношение к мирному населению не пресекались военным командованием?
  2. Почему именно крестьянское имущество становилось легкой добычей солдат – своих и чужих?
  3. Как вам кажется, существовала ли связь между войной, голодом и эпидемиями?

В качестве комментария к тексту источника учитель может отметить, что писатель жил в XVII веке. Он был очевидцем происходивших в Германии во время Тридцатилетней войны событий. Какие именно солдаты грабят деревню, в тексте не упоминается, так как на их месте мог быть кто угодно – и солдаты Валленштейна, и просто наемники-мародеры, и солдаты протестантских князей.

В ответах на первый вопрос учащиеся отмечают наличие принципа “армия кормит сама себя”, нехватку денег на выплату жалованья и невозможность сдержать такое количество солдат у обеих сторон конфликта. В ответах на третий вопрос отмечается связь войны, голода и эпидемий, так как еду и имущество мирных жителей уносят солдаты, они уничтожают скот, убивают людей. Отсюда, проистекает возможность голода, а голодный человек легче становится жертвой болезни. Возникновению и распространению эпидемий также способствуют не захороненные тела жертв грабежей, армейский быт и перемещение армий по стране.

Затем с помощью исторической карты “Европа в 1848 году” (рисунок 3) учитель рассматривает вопрос о территориальных изменениях в Европе по условиям Вестфальского мирного договора:

“Вестфальский мир 1648 г. заложил основы новых отношений между государствами Европы. Самые крупные территориальные изменения произошли в Северной Германии, где Швеция получила обширные земли в устьях крупнейших рек, впадающих в Балтийское и Северное моря – Одера, Эльбы и Везера. Франция добилась некоторого расширения своих владений на левом берегу Рейна (права на Верден, Мец, Туль в Лотарингии), присоединила небольшие территории в Эльзасе. Ряд протестантских княжеств Германии (Брауншвейг, Бранденбург, Саксония) увеличил свои владения за счет конфискованных у католической церкви. Республика Соединенных провинций (Голландия) добилась официального признания своей независимости от Испании.

Но все эти территориальные изменения были достаточно скромными по сравнению с масштабами войны, затраченными средствами и бедствиями людей.

Вестфальский мир – важный этап становления международного права. Наличие общепринятых норм и правил отношений между государствами облегчало в дальнейшем поиск мира. Независимые государи Европы были уравнены в правах с императором, ранее считавшимся главным среди монархов. Главную роль в международных отношениях стали играть суверенные государства, а не монархи. В результате сложилось определенное равновесие в силах между крупнейшими государствами того времени.

Вестфальский мир положил конец вражде католиков и протестантов. Он узаконил конфискацию церковных земель, осуществленную до 1624 г., отменил принцип “чья страна – того и вера”. Был провозглашен принцип веротерпимости, в соответствии с которым христиане любого вероисповедания могли свободно отправлять свой культ в любой части империи”.

По мере рассказа учащиеся выполняют задание 4 на рабочем листе урока.

В конце урока учащимся предлагается ответить на вопрос: “Каковы главные особенности Тридцатилетней войны? К каким изменениям в европейской дипломатии и военном деле она привела?” При ответе на него учащиеся могут указать следующие особенности:

А) победа принципа существования национальных государств в Европе;
Б) победа принципа “государственного” интереса во внешней политике;
В) начало перехода к регулярной армии;
Г) установление “баланса сил”, “политического равновесия” в Европе;
Д) прекращение религиозных войн.

После записи домашнего задания (соответствующий параграф и вопросы после него, в нашем случае - § 10 учебника Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Новая история зарубежных стран. Кон. XV – кон. XVIII в. 7 класс. – М.: Дрофа, 2002) учитель может проверить выполнение заданий на рабочих листах учащимися.

Из опыта проведения урока:

Данный урок был проведен в гимназии № 1529 (г. Москва) как интегрированный, с привлечением знаний учащихся по преподаваемым в образовательном учреждении вторым иностранным языкам – французскому и немецкому. Выступления учащихся от имени Фердинанда II и кардинала Ришелье готовились на языках, после выступления та часть класса, которая изучала соответствующий язык – французский или немецкий, давала ответ на поставленные к выступлению вопросы на русском языке и поясняла позицию каждого из государственных деятелей для второй половины класса. Разумеется, текст выступлений был адаптирован учителями иностранного языка к уровню подготовки учащихся.

При подготовке данного урока были использованы иллюстрации и информация, содержавшиеся в следующих учебниках, учебных пособиях, монографиях и на СD:

  1. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Новая история зарубежных стран. Кон. XV – кон. XVIII в. 7 класс. – М.: Дрофа, 2002.
  2. Власть. Политики. События. (“Великое наследие”. Ч. 1).
  3. Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Репников А.В., Рогожкин В.А. Всемирная история Нового времени. Кон. XV – XVIII в. 7 класс. – М.: Баласс, 2002.
  4. История Европы. Т.3. – М.: Наука, 1993.
  5. Лебедева Е.И., Ревякина Е.Ю. Рабочая тетрадь к учебнику “Новая история. 1500 – 1800”. 7 класс. – М.: Просвещение, 2003.
  6. Ревякин А.В., Черных А.П. Новая история. 1500 – 1800. – М.: Просвещение, 2001.
  7. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история. 1500 – 1800. 7 класс. – М.: Просвещение, 2004.



В продолжение темы похожие новости:
Урок истории в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей"
"Легенды Тамани"
Интегрированный урок изобразительное искусство + история "Путешествие по древнему Керамику"
Интегрированный урок (литература + экономика + история) по теме «Человек и время в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"»
Внеклассное мероприятие по истории в форме игры "Звездный час" по теме "По страницам родной истории"
"Русь. Россия. Родина моя"
| преподавание | методика преподавания | вопросов | квартирный вопрос | внешней | внешняя политика | политики | политикой | xvii | xvii век | века | веко | примере | решение примеров | тридцатилетней | война тридцатилетняя | войны | мировой войны | 1618–1648 | история и обществознание | Преподавание вопросов внешней политики XVII века на примере Тридцатилетней войны 1618–1648


Календарь новостей