Путешествие в средневековую Европу

Повторительно-обобщающий урок в 6-м классе

Цель урока: повторить основные понятия темы, сделать обобщающие выводы, заинтересовать учащихся в углубленном изучении истории, развивать эстетический вкус.

Ход урока

1. Путешествие (рассказ учителя) сопровождается показом презентации и вопросами. Ребята, представьте, что мы перенеслись в средние века. По дороге движется вооруженный купеческий караван, а с ним группа студентов, спешащих на занятия в одном из прославленных университетов Европы. Среди этих молодых людей и мы с вами. Студенты ведут горячий спор, о чем же он? Давайте прислушаемся.

- Самый лучший университет в Европе - Болонский, - горячо убеждал юноша итальянец. Нигде так детально не изучают римское право. У некоторых знаменитых профессоров так много слушателей, что они вынуждены читать лекции на площадях города.

Итальянцу возразил немолодой уже человек, в одежде медика:

- Много лет изучаю я медицину. Бывал и в Испании в знаменитом университете города, Саламанки, учился у прославленных докторов университета французского города Монпелье. Но нет школы лучше и известней, чем итальянская медицинская школа в Салерно. Недаром только ей даровано королями право присваивать звание врача.

В спор вступил юноша англичанин.

- А я утверждаю, что нет университета лучше, чем Оксфордский в Англии. Где полнее, чем там, преподают математику, астрономию и физику?

- Мы напрасно спорим, - примирительно сказал молодой француз, - Каждый университет имеет знаменитых в своей области науки профессоров, к которым стекаются многочисленные ученики, и прославленные факультеты.

Вопрос: почему в одном университете могли обучаться люди разных национальностей? (Они понимали друг друга, т.к. говорили на латыни.)

Загадочное слово “университет” вызывает в представлении огромное здание, профессора в мантии, проповедующего знания с кафедры.

Вопрос: что в средние века означало слово университет? (союз преподавателей и студентов)

Путешественники приближались к городу. Лесистая дорога петляла по холму. Перед нами открылась панорама большого города, опоясанного высокой каменной стеной. Над крепостными стенами возвышаются башни и шпили соборов. Город царит над окружающей местностью.

В город ведет подвесной мост, перекинутый через ров с водой. Мы проходим по нему и попадаем на узкую улицу.

Задание: опишите средневековый город (кривые, грязные улицы, дома в несколько этажей, один нависает над другим)

Улица вывела студентов на городскую площадь, где возвышается красивое здание с башней и часами наверху - ратуша. Еще от одного здания невозможно отвести глаз - это собор. Он очень красив! Каменное кружево - вот подходящие слова! Но какой нужен был труд простых людей, чтобы построить такую красоту.

Вопрос: В каком стиле построен собор? (готический)

 

 Задание: Найдите исторические ошибки в тексте.

Вильгельм, подмастерье одного из мастеров цеха хлебопеков, спешил по широкой, прямой, как стрела улице на цеховое собрание. Старейшины цеха собирались, чтобы обсудить неотложные дела.

Вдруг Вильгельма кто-то окликнул. Из окна второго этажа, где располагалась мастерская оружейника, выглядывал Ганс, подмастерье, недавно переселившийся в город. Подумать только еще 3 месяца назад он был зависимым крестьянином, а сейчас – свободный человек!

А вот и рыночная площадь. У городской стены недоверчивые покупатели взвешивают товар. Торговец посудой подсчитывает прибыль. Внезапно он замечает Вильгельма и, хмуро оглядев его, торопится уйти. Вильгельм узнает торговца – прежде он тоже состоял членом союза, но более удачливые собратья по цеху переманили у него всех заказчиков и покупателей. Разорившиеся члены цеха тотчас же исключались из него – так гласил устав.

Но вот наконец и дом одного из старейшин, где обычно проходили цеховые собрания…

Задание. Продолжи рассказ. Вызываются два человека. Они должны по одному предложению рассказать о средневековом городе. Один начинает, другой продолжает. Выигрывает тот, чье предложение стало последним.

Задание. Отметьте здания, построенные в романском и готическом стилях. Обоснуйте, почему вы так думаете.

Отдохнув после долгой дороги, студенты записались в университет.

Давайте послушаем, чему обучались в университете.

Но прежде, чем обучаться новичков посвящали в студенты, как это происходило.

Не успели новички после лекции выйти на улицу, как их окружила шумная толпа студентов. Каждому из новеньких нацепили на голову рога какого-нибудь животного - козла, барана, коровы - и с озорными шутками повели по городу. И лишь вдоволь нагулявшись и насмеявшись, торжественно сняли рога - символ глупости. Так завершалось вступление в ряды студентов. Праздник закончился угощением, и еще долго бродили студенты по улицам города, тревожа спящих горожан криками и пением.

Вопрос: по каким книгам обучались студенты? Как изготавливали книги? Кто впервые изобрел книгопечатание и когда? (1445 Иоганн Гутенберг)

Смотрите ребята, а вот листы из книги со стихами.

Задание. По отрывкам произведений определите, к какому виду средневековой литературы они относятся.

1. О славном парне будет речь,
Он звался Робин Гуд.
Недаром память смельчака
В народе берегут.
Еще он бороду не брил,
А был уже стрелок.
И самый дюжий бородач
Тягаться с ним не мог.
2. Почуял граф – приходит смерть ему,
Холодный пот струится по челу.
Идет он под тенистую сосну,
Ложится на зеленую траву,
Свой меч и рог кладет себе на грудь.
К Испании лицо он повернул,
Чтоб было видно Карлу королю,
Когда он снова с войском будет тут,
Что граф погиб, но победил в бою.
3. Но скоро в злую кутерьму
Хитро ввел друга своего:
Монахом сделал я его
И убедил его со зла
Во всю звонить в колокола;
Священник с сотней мужиков
Приспел, и все давай орать,
Да бить, - едва успел удрать.
Потом его же на пруду
Сидеть заставил я на льду…

Вопрос: что способствовало развитию образования? (развитие хозяйства, ремесла, рост городов и торговли, изобретение книгопечатания и т.д.)

Задание. Соотнесите отрывки из сочинения Роджера Бэкона и современные технические открытия

1) Можно сделать повозки без всякой запряжки, могущие кататься с поразительной быстротой…

2) Летательные машины, сидя в которых человек может приводить в движение крылья…

3) На невероятном расстоянии можно будет читать мельчайшие буквы, рассматривать звезды: где пожелаем, скрытное станет видимым…

4) Можно построить приспособление для плавания без гребцов, так что самые большие корабли приводились бы в движение силой одного человека…

Вот мы и побывали в средневековом городе, а чтобы интереснее было возвращаться, проведем викторину.

1) По какой лестнице никто никогда не ходил? (феодальной)

2) Когда в истории воевали цветы? (война Алой и Белой розы в Англии)

3) В названии какой войны указывается ее продолжительность? (столетняя)

4) Два исторических деятеля жили в одном веке, в одной стране, имели одинаковые имена, боролись против церкви и стали национальными героями? (Ян Гус и Ян Жижка, Чехия, 15 век)

5) Если в названии спортивного снаряда заменить букву, то получится состязание средневековых рыцарей. (турник - турнир)

6) Первый слог - крик барана, второй - часть игры. Вместе - английский ученый 13 века? (Бе - кон)

7) Первый слог - домашние птицы, второй - местоимение. В целом - участники борьбы против католической церкви в 15 веке в Чехии? (Гуси - ты)

8) Первый - бог солнца в Египте, второй - торжественное музыкальное произведение, третий - начальная буква алфавита. В целом здание совета в средневековом городе? (Ра - туш - а)

9) Первую часть поймет любой - это цыгане бредут толпой, затем союз, потом местоимение, в целом - участники средневекового освободительного движения. (табор - и - ты)

10) Там, вверху, в каморке малой, мастер с длиной бородой
Резал буквы из металла, в ряд их складывал рукой.
Сверху мазал краской черной, зажимал винты станка,
Мысль работала упорно, и не мешкала рука,
Чтобы строчки выходили на листе в единый миг,
Чтоб легко и просто было напечатать много книг.
(Иоганн Гутенберг)

Подведение итогов.

Д/з. Составить кроссворд, нарисовать рисунки, мини-сочинение.

См. видеоприложение 1.

См. видеоприложение 2.

См. видеоприложение 3.




В продолжение темы похожие новости:
Понятие рынка
История Средних веков. Тема урока: "Нарастание народного недовольства в Чехии в XIII – XIV в.в. Причины и начало гуситского движения"
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории
Урок по обществоведению в 8-м классе по теме: "Предпринимательство"
Урок истории "Первая российская революция 1905–1907 годов"
Метод проектов на уроках истории и во внеклассной работе по предмету
| путешествие | путешествие в петербург | средневековую | европу | европа плюс | история и обществознание | Путешествие в средневековую Европу


Календарь новостей