Разработка урока "Традиционная система питания кубанского казачества"

Цель: познакомить учащихся с традиционными блюдами кубанской кухни, которая является составной частью быта Кубанского казачества, определявшего обычаи и нравы людей.

Задачи:

  1. Рассмотреть традиции питания в культуре кубанского казачества.
  2. Изучить традиционный рацион семей кубанских казаков.
  3. Продолжить воспитание гражданственности, патриотизма, любви к истории своей страны, родного края, города.
  4. Совершенствовать умения и навыки учащихся работать с дополнительной литературой.
  5. Развивать память, внимание, логическое и творческое мышление, познавательный интерес, мотивацию поисковой и исследовательской деятельности учащихся, культуру речи, расширять кругозор, совершенствовать умение понимать неразрывную связь “прошлого и настоящего”.

Основные понятия: узвар, борщ, лапша, уха, щерба, этикет, “хворост”, “орешки”,поляница, пампушка, каравай.

Оборудование: магнитофон, мультимедийный проектор тематическая выставка книг, иллюстрации, фото, домашняя утварь. (Занятие проводится с использованием мультимедийной презентации)

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия.

1. Звучит отрывок из песни “Варэнычки…”.

Вводное слово учителя: Скажите ребята, о каком блюде идет речь в этой песне? (о варениках), А какая станица Краснодарского края носит подобное вкусное название? (ст. Варениковская). А знаете ли вы, что в станице Варениковской гостям вместо привычного “хлеб соль”, подают вареники в макитре. А что такое вареник? (блюдо, еда, пища). А как вы думаете, казаки любят вареники, а вы любите? Вы, наверное, догадались, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Правильно, о питании кубанских казаков.

(Слайды 2-3).Пища – не только ассортимент блюд, но и связанные с ними обряды, символы, представления, застольный этикет, приемы обработки и хранения. Сегодня мы с Вами познакомимся с традиционной системой питания кубанского казачества. (Предварительно нескольким учащимся даются опережающие задания, подготовить сообщения по темам: 1. Приготовление еды, система питания, 2. Молочные и мясные продукты, блюда из овощей и фруктов. 3. Мучные блюда).

Учащийся 1. Приготовление еды, система питания. (Слайды 3-4)Основой питания казаков были продукты земледелия, животноводства, рыболовства, овощеводства и садоводства. Среди известных способов приготовления и употребления пищи доминировали украинские традиции, однако сильным было влияние русской кухни. В приёмах обработки, хранения и консервации пищевых продуктов обнаруживается немало заимствований из кулинарии народов Кавказа.

Еду готовили рано утром, на весь день. Замешивали тесто на хлеб. Обычным меню были суп-лапша, картошка в мундире, яичница, сало, борщ, вареники, творог со сметаной. Большую роль в питании играли крупы, каши на воде и молоке, в них добавляли овощи (тыкву и морковь). На основе каш готовили блюда наподобие пудинга — пшенники (из пшена и риса), с добавлением яиц и масла.

Летом и осенью пища была более разнообразной из-за включения в рацион большого количества овощей и фруктов. Ужин, как правило, не готовился, подавали на стол, то, что осталось от завтрака и обеда. В праздники готовили особенные блюда разнообразные пироги, колбасы. Напитки были разнообразными: квас, компот (узвар), кислое молоко, разведенное водой, сыта из меда, буза из солодкового корня и др. Хмельные напитки подавались к праздничному столу: — молодое виноградное вино, самогон (горилка). Среди казаков большой популярностью пользовался чай.

Питание в казачьих семьях зависело от достатка.

Учащийся 2. Молочные и мясные продукты, блюда из овощей и фруктов.

(Слайды 5-6) Молочные блюда — важная часть повседневного рациона. Основой для приготовления многих блюд было кислое молоко. Из него делали варенец, ряженку, сметану, творог. Кубанские казаки делали сыр аналогично традициям адыгейской кулинарии.

Из мяса готовили первые блюда (борщ, лапша, похлебка, суп), вторые блюда (жаркое с овощами, каша с мясом), начинку для пирогов.

Блюда из рыбы — основа питания кубанских казаков. Рыбу варили (уха, щерба), жарили (жарина), томили в печи. Из рыбного филе готовили котлеты. На праздничный стол подавали пироги с рыбой, заливную и фаршированную рыбу. Рыбу сушили, коптили, вялили (балык).

Блюда из овощей и фруктов отличались большим разнообразием. Самым популярным овощным блюдом у кубанских казаков был борщ с мясом. Готовили блюда из баклажанов, помидор. перца и др., аналогично традициям кавказской кухни. Овощные блюда с квасом (окрошка, редька тертая) были так же популярны.

Бахчевые культуры — арбузы, дыни и тыквы доминировали в пище казачьих семей в летнее время. Арбузы и дыни солили. Мякотью арбуза заливали соленые помидоры, огурцы, капусту.

Дикорастущие (терн, вишня, смородина, алыча, яблоки, груши, орехи, шиповник) употреблялись повсеместно. Из кукурузы варили мамалыгу, парили её в печи, отваривали. Из фасоли, гороха и бобов варили каши и жидкие блюда.

Учащийся 3. Мучные блюда. (слайды 7-8)

Приготовление хлеба сопровождалось молитвой, крестным знамением. Нельзя было печь хлеб в пятницу, либо когда в доме был покойник. В то время когда замешивали тесто, нельзя было детям бегать, шуметь и громко разговаривать. Наиболее распространенным был хлеб из кислого теста на дрожжах или закваске. Хлеб выпекали в печи (на поду или в формах), из кислого теста пекли пироги, пирожки, шаньги, булки, блины, оладьи и др. Пироги — праздничное и повседневное блюдо с начинкой из рыбы, мяса, овощей, круп, фруктов, ягод.

Любимое блюдо во время поста пампушки, которые подавались к столу с приправой. Из теста так же готовили вареники с разнообразными начинками, галушки и лапшу. Из пресного теста делали “хворост” и “орешки”. Их обжаривали в масле. Лепешки нередко готовили на сковороде без жира Из муки варили кисель для поминальной и постной трапезы. Из кислого теста пекли блины и оладьи. Ну как ребята интересно?

III. Физкультминутка.

Казак по лесу гулял,
Свою шашку потерял. (Ходьба на месте.)
Кто же казаку подскажет,
Где искать ему пропажу? (Хлопки в ладоши.)

IV. Работа в группах. Класс предварительно делится на три группы.

Задание 1. Сложить из предложенных букв поговорку.(1.Хлеб всему голова, 2. голодной куме все хлеб на уме. 3. живем да хлеб жуем).

Задание 2. Разгадать кроссворд.

Кроссворд 1.

1. изделие из мяса, которое можно свернуть колечком. 2. Их готовят с творогом, с картофелем, с фруктами. 3. Ею богаты лиманы, реки и моря Краснодарского края, 4. Блюдо приготовляемое из крупы. 4. компот из сухофруктов, 5. Её готовят из мякоти фруктов, расстилают, для просушки, а затем сворачивают в трубочки. 5. самый важный ингредиент яичницы.

Кроссворд 2.

1. Без этого злака нельзя испечь каравай. 2. Самое известное и любимое первое блюдо на Украине и Кубани. 3. Пейте дети … будите, здоровы. 4. Её готовили так: в топленое молоко, закладывалась закваска. 5. Кисломолочный продукт, с которым казаки любили, есть борщ, вареники и т.д. 6. Их готовили из пресного теста и обжаривали в масле.7. наличие его говорило о достатке в доме, самый известный украинский продукт.

Кроссворд 3.

1. Крупа желтого цвета, для приготовления каш и запеканок, 2. Напиток, который готовили из фруктов с добавлением сахара. 3. Ее готовили из пресного теста, тонко раскатывали, просушивали, затем варили в бульоне. 4. Самый вкусный суп из рыбы. 5. Это традиционное угощение из дрожжевого, сдобного теста дают гостям на свадьбе. 6. Это блюдо ценили за быстрое приготовление. Тесто замешивалось без яйца, раскатывалось в тонкий лист, его резали или отрывали по кусочку и кидали в бульон.6. Напиток, изготавливаемый из воды и хлеба.

V. Итог занятия.

Молодцы справились с заданием. Какие у нас получились слова? Поляница, каравай, пампушка. Ребята, а кто знает значения этих слов? Это различные виды хлеба. Хлеб это главный продукт питания, его надо беречь. У казаков было святое отношение к хлебу, потому что он тяжело доставался.

Фронтальный опрос.

Что являлось основой питания кубанской казачьей семьи? Какие обряды соблюдали при выпечке хлеба? Что готовили из теста кубанские хозяйки?

VI. Домашнее задание. Составить недельное меню для традиционной казачьей семьи.

Литература:

  1. История Кубани//Поурочные разработки и методические рекомендации, для интегрированного курса “Кубановедение”, 5-11 кл/ под ред. А.Г. Еременко. Краснодар: “Вика-Принт”. 2005.
  2. Матвеев О.В. История Кубанского казачества: учебник для 5 кл.Краснодар: Традиция, 2007. 160с.
  3. Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 год / под редакцией В.Н. Ратушняка. - Краснодар, 1996
  4. Прошлое и настоящее Кубани в курсе отечественной истории. Краснодар. 1994.
  5. Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 г., составитель Б.А. Трехбратов. – Краснодар, 1994.



В продолжение темы похожие новости:
Урок философии "Как жить? Моральный выбор человека: добро или зло?"
Использование различных методов и форм в изучении краеведения
Урок истории по теме "Россия в XVII веке"
Внеклассное мероприятие по теме: "Наследство"
Лабораторные работы по истории России в 10-м классе
Родословная московских князей. Конец монголо-татарского ига
| разработка | разработки уроков | урока | конспект урока | традиционно | традиционный | система | поисковые системы | питания | блок питания | кубанского | кубанский хор | казачества | история казачества | история и обществознание | Разработка урока Традиционная система питания кубанского казачества


Календарь новостей