Россия в Первой мировой войне

Цель урока: определить причины первой мировой войны, выяснить цели стран-участниц войны; охарактеризовать основные военные операции русской армии в 1914–1916 гг. и особенности военных действий; проанализировать влияние войны на положение российского общества, отношение к войне партий и народа; показать кризис власти.

Задачи урока:

  1. Обучающие: самостоятельное конструирование новых знаний.
  2. Развивающие: способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать оценочные суждения, аргументировать свою точку зрения, делать выводы, работать с информацией.
  3. Воспитательные: формировать у учащихся гуманизм, патриотизм, толерантность, содействовать моделированию собственной системы ценности.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок – исследование на основе групповой работы.

Методы урока: По источнику восприятия информации – практические; по степени самостоятельности мышления – проблемные, исследовательские.

Опережающее задание. Познакомиться по учебнику с информацией о Первой мировой войне.

Для проведения исследования класс делится на 5 групп (“историки”, “военные”, “социологи”, “экономисты”, “политики”). Каждая группа работает с учебником и пакетом документов, далее знакомит класс с результатами своих изысканий. Учитель совместно с учащимися подводит итоги исследования.

План урока:

  1. Причины Первой мировой войны. Характер войны. Цели и планы воюющих держав.
  2. Особенности военных действий. Основные события на Восточном фронте.
  3. Влияние военного фактора на социально-экономическое положение в стране.
  4. Отношение политических партий к войне. “Верхи” в условиях войны. Нарастание политического кризиса в стране.

Вводное слово учителя:

Противоречия между ведущими европейскими державами, обострение борьбы за сферы влияния привели к их открытому столкновению. Война сразу же приобрела общеевропейский характер и вскоре превратилась в мировую. В ней было вовлечено 38 государств с населением свыше 1,5 млрд. человек.

Каждая страна – участница войны преследовала в ней свои цели и несла свою долю ответственности за разжигание мирового конфликта. На уроке мы проведём исследование по проблеме: “Как отразилась мировая война на истории России”. Мы определим причины, характер, цели, планы воюющих держав (задача “историков”); каковы особенности военных действий и основные события на Восточном фронте (задача “военных”); как сказалась война на экономическом (задача “экономистов”); социальном (задача “социологов”), политическом (задача “политиков”) положении в стране.

Ход урока

1. Причины войны. Характер, цели и планы сторон.

Задание для “историков”. Проанализируйте информацию учебника, историческую карту, документальный материал. Определите причины Первой мировой войны, охарактеризуйте цели и планы сторон.

Документ № 1.

Отрывок из дневника Н. Окунева:

“Кто истинный виновник войны четырнадцатого года?

Одни историки будут винить в этом сербов, другие австрийцев, третьи русских, четвёртые германцев. В их руках будут недоступные простому смертному документальные доказательства, но я, ничтожный современник этих великолепных событий, виню в войне всех четырёх. Народ сербский давно уже скомпрометировал себя домашним цареубийствами и, вероятно, позапачкал свои руки в крови несчастного австрийского престолонаследника Фердинанда Эсте и его совершенно непричастной к политике супруги. Но Австрия могла бы удовлетвориться коротким ответом Сербии на свой драконовский ультиматум”.

2. Особенности военных действий. Основные события на Восточном фронте.

Задание для “военных”: проанализируйте карту, информацию учебника, документальный материал и подготовьте рассказ об особенностях военных действий и ходе военных действий на Восточном фронте.

Документ № 2.

Описание военных действий, данное Н. Яковлевым

“Как исполинская гнусная тварь, германские войска наползали на русские позиции – “когтистыми лапами” была пехота, а “хвост” тяжёлая артиллерия – находился вне пределов огня нашей полковой и дивизионной артиллерии. Вражеские батареи с безопасной дистанции методически разрушали первые линии траншей. Когда воронки, перекрывая друг друга, превращали позиции в страшное месиво, громыхающая гадина трусливо вытягивала лапы: немецкая пехота совершала осторожный бросок и с лихорадочной поспешностью закреплялась. Следовала неизбежная русская контратака, её отбивали сравнительно легко, с помощью уже выдвинувшейся вперёд немецкой лёгкой артиллерии. А тем временем подтягивался “хвост”... и всё начиналось сначала” (Яковлев Н. 1 августа 1914).

Документ № 3.

Из воспоминаний А.И. Деникина.

“Весна 1915г останется у меня навсегда в памяти. Великая трагедия Русской Армии отступление из Галиции. Ни патронов, ни снарядов. Изо дня в день кровавые бои, изо дня в день тяжкие переходы, бесконечная усталость – физическая и моральная, то робкие надежды, то беспросветная жуть.

Помню сражение под Перемышлем в середине мая. Одиннадцать дней жестокого боя 4-й стрелковой дивизии... одиннадцать дней страшного гула немецкой тяжёлой артиллерии, буквально срывающей целые ряды окопов вместе с защитниками их. Мы почти не отвечали – нечем. Полки, истощённые до последней степени, отбивали одну атаку за другой, -штыками или стрельбой в упор, лилась кровь, ряды редели, росли могильные холмы... два полка, почти уничтожены, одним огнём.

Господа французы и англичане! Вы, достигшие невероятных высот техники, вам небезынтересно будет услышать такой нелепый факт из русской действительности.

Когда, после трёхдневного молчания нашей единственной шестидюймовой батареи, ей подвезли пятьдесят снарядов, об этом сообщено было по телефону немедленно всем полкам, всем ротам, и все стрелки вздохнули с радостью и облегчением.”

3. Влияние военного фактора на социально-экономическое положение в стране.

Задание для “экономистов”: проанализируйте информацию учебника, документальный материал и охарактеризуйте влияние войны на экономику Российской империи.

Документ № 4.

Из записи министра внутренних дел А.Д. Протопопова.

“Финансы расстроены, товарообмен нарушен ... пути сообщения ~ в полном расстройстве ... Двоевластие (ставка и министерство) на железных дорогах привело к ужасающим беспорядкам ... Наборы обезлюдили деревню, остановили землеобрабатывающую промышленность ... Общий урожай в России превышал потребность войска и населения; между тем система запрета вывозов сложная, многоэтажная реквизиции, коими злоупотребляли, и расстройство вывоза создали местами голод, дороговизну товаров и общее недовольство ... Многим казалось, что только деревня богата; но товара в деревню не шло, и деревня своего хлеба не выпускала. Но и деревня без мужей, братьев, сыновей и даже подростков тоже была несчастна. Города голодали, торговля была завалена, постоянно под страхом реквизиции. Единственного пути к установлению цен конкуренции – не существовало ... Таксы развили продажу “из-под полы”, получилось “мародёрство” не как коренная болезнь, а как проявление недостатка производства и товарообмена ... Армия устала, недостатки всего понизили её дух, а это не ведёт к победе”.

Задание для “социологов”. Проанализируйте информацию учебника, документальный материал и сделайте выводы о влиянии войны на положение народа.

Документ № 5.

Письмо с Западного фронта в Орловскую губернию.

“Дорогие вы мои мамаша, лучше бы вы меня на свет не родили, лучше бы маленьким в воду утопили, так ваш сыночек мучается. До чего надоела эта война, до чего опротивела, что даже свет Божий не мил стал.

Здесь как, на позиции? Стоим в окопах. Холод, грязь, паразиты кусают, кушать один раз в сутки дают в 10 часов вечера, и то чечевица чёрная свинья не будет, есть, а хлеб такой, что об дорогу бей. Чем дальше живётся тем хуже. Начальство наше душит нас, выжимает последнюю кровь, которой уже очень мало осталось. Офицеры совсем как звери. Бьют прямо в лицо да приговаривают: “Солдатское личико вроде как бубен: чем звонче бьёшь, тем сердцу веселей”. Солдаты на это, ясное дело, злобой отвечают, а после боя таких извергов находят с пулей в спине, ясное дело, кто стрелял. И правда проклята будь эта война!”

4. Задание для “политиков”. Отношение политических партий к войне “Верхи” в условиях войны. Нарастание политического кризиса в стране.

Проанализируйте информацию учебника, документальный материал. Раскройте причины катастрофического падения престижа царской власти и предположите пути выхода из политического кризиса.

Документ № 6.

Из записки П.Н. Дурново.

“Главная тяжесть войны выпадает на нашу долю. Роль тарана, пробивающего толщу немецкой обороны, достанется нам ... Война эта чревата для нас огромными трудностями и не может оказаться триумфальным шествием в Берлин. Неизбежны и военные неудачи будем надеяться, частичные, неизбежными окажутся и те или другие недочёты в нашем снабжении ... При исключительной нервности нашего общества этим обстоятельствам будет придано преувеличенное значение ... Начнётся с того, что все неудачи будут приписываться правительству. В законодательных учреждениях начнётся яростная компания против него ... В стране начнутся революционные выступления ... Армия, лишившаяся наиболее надёжного кадрового состава, охваченная в большей части стихийно общим крестьянским стремлением к земле, окажется слишком деморализованной, чтобы послужить оплотом законности и порядка. Законодательные учреждения и лишённые авторитета в глазах населения оппозиционно-интеллигентские партии будут не в силах сдержать расходившиеся народные волны, ими же поднятые, и Россия будет ввергнута в беспросветную анархию, исход которой не поддаётся даже предвидению”.

Документ № 7.

В.В. Шульгин о Распутине

“Царской семье он обернул своё лицо “старца”, глядя в которое царице кажется, что дух божий почивает на святом человеке. А России он повернул развратную рожу, пьяную и похотливую рожу лешего-сатира из Тобольской тайги. Ну из этого – все.

Ропот идёт по всей стране, негодующие на то, что Распутин в покоях царицы.

А в покоях царя и царицы – недоумение и горькая обида. Чего эти люди беснуются? Что этот святой человек молится о несчастном наследнике? О тяжело больном ребёнке, которому каждое неосторожное движение грозит смертью, что их возмущает? За что? Почему?

Так этот посланец стал между троном и Россией. Он убивает, потому он двуликий. Из-за двуличия его обе стороны не могут понять друг друга. Царь и Россия с каждым часом нарастающей обиды в сердце ведут друг друга за руку в пропасть”.

Документ № 8.

Из письма великого князя Александра Михайловича Николаю II от 25 декабря 1916 г.

“Мы переживаем сейчас опасный момент в истории России: вопрос стоит, быть ли России великим государством, свободным и способным самостоятельно развиваться и расти, или подчиниться германскому безбожному кулаку... Ив это святое время... какие-то силы внутри России ведут Тебя и, следовательно, Россию вполне сознательно, так как Россия без царя существовать не может, но нужно помнить, что царь один править таким государством, как Россия, не может; это надо раз навсегда себе усвоить... ...Все министры должны быть выбраны из числа лиц, пользующихся доверием страны и деятельность которых общеизвестна. Такое министерство должно представить Тебе подробную программу тех мер, которые должны проводиться в связи с главной задачей момента, т. е. победы над германцами, и включать те реформы, которые могут проводиться попутно, без вреда для главной цели, и которых ждет страна”.

После выступлений представителей групп учитель подводит итоги урока. В заключительном слове отмечается, что в 1914г. Россия была втянута в мировую войну, к которой не была готова. Поражение русской армии и утрата авторитета правящими кругами привели к новому витку противостояния между властью и обществом.

Домашнее задание:

Философ Ф. Степун писал: “В сердце не убить веры, что, не случись войны, Россия могла бы избежать революции”. Напишите эссе по этому высказыванию.

Литература:

  1. Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М.Ю. История России, XX – начало XXI века: учеб. для 9 кл. М. : Просвещение, 2006 г.
  2. Документы и материалы к учебнику по отечественной истории (сост. О. Е. Лебедев М. 1992 г.).
  3. Первая мировая война: 1914–1918 (неизвестные страницы)// Родина. 1993 г. .№ 8–9.
  4. Яковлев Н. 1 августа 1914 г. М., 1993 г.



В продолжение темы похожие новости:
Урок обществознания по теме "Гражданин – Отечества достойный сын". 6-й класс
Английские колонии в Северной Америке
Урок в 6-м классе "Культура и быт России в XIV–XVI веках
Интегрированный урок (история + обществознание) "Российский парламентаризм: опыт и уроки"
Литературно-исторический материал к разделу "Россия в XIX веке"
Культура и быт России в XVI веке
| россия | футбол россии | первой | первый на первом | мировой | мировая | войне | мировой войны | история и обществознание | Россия в Первой мировой войне


Календарь новостей