Тема урока: "Короли, президенты, граждане". 4-й класс

Пояснительная записка

Пропедевтический курс истории Д.Д. Данилова входит в образовательную область “Окружающий мир”, в рамках образовательной системы “Школа-2100”.

Изучение курса начинается с третьего класса, представленного учебно-методическим комплектом “Моё Отечество”. Комплект посвящён нашей стране России. Изучение общества начинается со знакомства с национально-государственными ценностями, достижениями, на примерах раскрывается важнейшие общественные взаимосвязи.

Курс четвёртого класса представляет учебно-методический комплект “Человек и человечество”. К уровню “моя страна – Россия”, добавляются новые знания “человечество как самый широкий уровень моего общества”.

Хотелось бы отметить, что практически каждый урок курса – это открытие нового знания, в том числе и урок, который представлен здесь.

Этот урок является первым в 4 разделе учебника “Многоликое человечество”.

Основная задача раздела: раскрыть неоднородность современного человечества, обозначить те крупные общности, из которых оно состоит. Определить к какой части человечества принадлежит каждый из учеников.

Данный урок построен с использованием новых мультимедийных технологий, что позволило сделать материал урока наглядным, тем самым заинтересовать детей к изучению данной темы. Также в данном уроке использованы методы самостоятельной групповой работы, самостоятельной рефлексии, что позволило детям “пропустить материал урока через себя”. Это привело к лучшему пониманию взаимоотношений в человеческом обществе.

Тема урока: “Короли, президенты, граждане”.

Главная познавательная задача: Осмысление того, что единое человечество складывается из общностей граждан разных государств. Важно при этом, что любое государство, вне зависимости от его размеров, местоположения, цветов флага, имеет право на суверенитет и самостоятельное решение своих внутренних проблем.

Познавательные задачи второго порядка: Осознание учениками различий между государствами, которое достигается при знакомстве с первичными представлениями о таких видах государств, как монархия и республика, демократическое государство и недемократическое государство (диктатура) и существующих в них органах власти – парламент, президент, диктатор.

Знакомство с основными политическими правами человека: право на участие в управлении собственным государством, свобода слова.

Оборудование: учебник Д.Д. Данилова “Человек и многоликое человечество”, рабочая тетрадь Д.Д. Данилова, политическая карта мира, мультимедиапроектор, слайдовая презентация урока

Ход урока

Деятельность учителя Действия, ответы учеников
I. Организационный момент

II. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации

2.1 – Скажите, кто изображён на заставке нашего урока? (слайд №1)

- Что общего у всех этих иллюстраций?

- Как мы называем всех людей, живущих на земле?

- Прочитайте, как называется новая глава учебника и первый урок этой главы?

- Почему в заставке нашей главы и урока иллюстрации?

2.2 Использование приёма “Знаем, не знаем”:

Знаем Не знаем
Короли и президенты главы государств.

Государство – способ управления обществом с помощью правительства, законов, армии, милиции.

Государств много, на карте их изображают разными цветами.

Гражданин – человек, связанный с каким-либо государством, считающий его своим, пользующийся его защитой.

Здесь изображены разные представители человечества.

Как связаны изображённые на фотографиях люди с темами “Многоликое человечество”, “Короли, президенты, граждане”?
Ответы детей

Человечество

“Многоликое человечество”

“Короли, президенты, граждане”

Ответы детей

 

Таблица составляется из ответов детей

III. Открытие нового знания
- Давайте разберёмся, кто же здесь изображен.

3.1 Слайдовая презентация:

- Фидель Кастро – председатель верховного совета (президент) республики Куба.

- Елизавета II - королева Великобритании.

- Мао Дзе Дун - политический деятель Китая (дети – граждане Китая).

- В.В. Путин президент Российской Федерации.

/ по мере того как называются государства, они показываются учителем на политической карте/

- Подведём итоги: здесь изображены королева одного государства, президент второго, граждане третьего. Что у них общего? Чем отличаются?

3.2 – Давайте проверим правильность нашего вывода, обратимся к тексту учебника.

Все люди, которые составляют единое человечество.

Представляют разные государства

Читают текст с. 87 до основной мысли

IV. Расширение нового знания:
4.1 – Какие государства вы знаете?

- А как вы думаете, сколько всего государств на Земле?

- Как отличить одно государство от другого?

Рассказ учителя:

В современном мире существует около 200 государств. Каждое из них имеет свою территорию и границы. Здесь живут граждане государства, действуют его законы, поднимается его флаг, звучит гимн. Все эти символы указывают на независимость государства и его самостоятельность.

Самым большими государствами в мире являются: Россия, Канада, США, Китай (показ на карте). Их территории огромны и для того, чтобы какую-нибудь из этих стран пройти пешком, например, с Запада на Восток, может потребоваться больше года. Даже на самолёте придётся лететь несколько часов. А есть и очень маленькие государства, такие как Сан-Марино – одна большая гора в Европе или Науру маленький остров в Тихом океане. Эти государства можно обойти пешком за пол дня.

4.2 Работа с контурной картой.

- Откройте, пожалуйста, свои рабочие тетради и на контурной карте обведите границы самых больших государств. Опираться можно на карту в учебнике.

4.3 Смысловой фрагмент “Монархия и республика”.

- Скажите, государства отличаются только размерами и флагами?

- Давайте причитаем, чем ещё могут отличаться государства друг от друга?

- Чем отличаются государства друг от друга?

- Какие формы правления вы узнали?

- Отличаются ли они друг от друга?

-Сейчас я предлагаю вам разбиться на две группы и определить:

1 группе – признаки республики;

2 группе – признаки монархии.

- Слово

1 группе

2 группе

Как итог сравнительная таблица (слайд):

монархия республика
Глава государства
Король (царь, император) президент
власть
Передаётся по наследству Передаётся в результате народных выборов

- В нашей стране форма правления, какая? Докажите.

4.4 Работа с иллюстрацией:

- Обратите своё внимание на иллюстрации в учебнике стр. 90. Определите, на каких изображены главы республик, а на каких главы монархий?

4.5 Смысловой фрагмент “Демократия и диктатура”

- Ещё государства можно разделить на демократические и недемократические. Вспомните, пожалуйста, что такое демократия?

- А как же тогда государства могут быть недемократические? Предлагаю вам самостоятельно найти ответ на этот вопрос в учебнике на стр. 91-92.

- Как по-другому можно назвать управление в недемократических государствах?

- Что такое парламент? В чём заключается его деятельность?

- что же в современном мире считается общечеловеческим законом?

4.6 Посмотрите на иллюстрации:

“Свобода и несвобода в современном мире”.

- В каких случаях на рисунках изображены жители демократических государств, а в каких – жители диктаторских государств?

Ответы детей

Работают в тетради

Нет

Читают текст учебника с. 90

Формой правления

Монархия и республика

Да

Работа в группах

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Народовластие

Самостоятельная работа

Диктатура

Собрание народных депутатов, законодательная функция

Ответы детей

Ответы детей по рисункам

V. Итог урока:

- В общем тема урока исчерпана. И я хотела бы дать вам домашнее задание. Но для того чтобы определить сможете ли вы его выполнить, предлагаю вам оценить себя по тесту.

1 Единое человечество состоит из граждан разных государств.

2 Монархией называют те государства, в которых главой является президент, власть передаётся в результате народных выборов.

3 Республиками называют те государства, в которых главой является король, власть передаётся по наследству.

4 Государства можно разделить на демократические и недемократические.

5 В современном мире считается общечеловеческим правилом – законом - право каждого человека на участие в управлении своим государством.

6 Человек может спорить и осуждать существующее правительство в газетах, на телевидении, по радио, даже если он кого-то оскорбляет и нарушает закон. Это свобода слова.

- Перед вами 6 утверждений – ваша задача определить какие из них верные, поставить знак “+”, какие неверные поставить знак “- “.

(тест есть у каждого ребёнка)

Ключ:

1 +

2 –

3 –

4 +

5 +

6 -

Самооценка
VI Домашнее задание:
Учебник стр. 87 – 92 читать, отвечать на вопросы на стр. 92. Запись д/з в дневник.



В продолжение темы похожие новости:
Урок по окружающему миру (история) с использованием информационно-коммуникационных технологий по теме "Правление Александра I. Война 1812 года. Бородинское сражение"
Патриоты России
Разработка урока истории по теме: "Быт и нравы" (6-й класс) и Классный час "Дружба настоящая и мнимая"
Крестьянский вопрос (XIX). Отмена крепостного права
Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности". 8–9-й классы
Урок-диалог в 8-м классе "Их вечен с вольностью союз..."
| тема | и тем и тем | урока | конспект урока | короли | король и шут | президенты | президент рф | граждане | иностранные граждане | класс | гдз класс | история и обществознание | Тема урока Короли президенты граждане 4 й класс


Календарь новостей