Тема урока: "Путешествие в древность". 5-й класс

Цели:

  • создание условий для формирования глубокой заинтересованности в изучении исторических явлений и процессов, овладения элементарными методами исторического познания;
  • развитие коммуникативных навыков посредством активизации учебной деятельности школьников;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к истории, уважения к исследовательскому труду;
  • освоение новых знаний и закрепление материала, изученного учащимися ранее в курсе Истории Древнего мира.

Техническое обеспечение урока:

  • компьютер;
  • CD проигрыватель;
  • проекционная система.

Подготовка к уроку.

Заранее ученикам раздается список литературы по теме, предлагается самостоятельно придумать рекламу одной из трех культур (египетской, греческой, римской), объясняются правила игры, приводятся примеры возможных заданий. Готовится иллюстрированный материал: тематические презентации, карточки с заданиями для групп, подбираются видеоматериалы.

Основные этапы урока.

1. Мотивация на активное сотрудничество.

2. Знакомство с цивилизациями: египтяне, греки, римляне.
2.1 Интеллектуальная разминка.
2.2 Рассказ о стране.
2.3 Реклама страны.
2.4 Театральные этюды.

3. Экскурсия по маршруту “Семь чудес света”. Презентация учителя, сопровождается выступлениями детей-экскурсоводов.

4. Разминка, занятия на концентрацию внимания.

5. Работа исследовательских групп.
5.1 Работа с картой.
5.2 Работа с историческими источниками.
5.3 Работа с исторической литературой.
5.4 “Своя игра” (игра в игре).
5.5 Работа с зашифрованными надписями (при нехватке времени можно не проводить)

6. Оценка работы групп.

7. Дерево решений “Достижения древних народов”.

8.Домашенне задание.

Время урока: 2 учебных часа. (80 минут)

ХОД УРОКА

Первый учебный час

1. Разминка:

Вам, пришедшим сюда, к состязанию готовым,
Слово привета свое я обращаю.
Вам пожелаю я, о сыновья Геродота:
Честно сражайтесь под сводами храма науки
Пусть же дарует великая Ника
Победу тем, кто достойнее будет
И знанья покажет искусней.
Муза истории — Клио — Вас приглашает.

Учащиеся становятся в круг. Проводится упражнение “Эхо” (учащиеся отвечают на звук хлопка учителя; если на хлопок преподавателя классу удается ответить дружным хлопком в том случае, если все присутствующие не замкнуты на себе, а открыты для работы с другими; можно усложнить упражнение (цель: тренировка внимания) – один ученик громко хлопает в ладоши, следующий тише, затем еще тише и так до последнего учащегося, и в таком же порядке только наоборот; звук то возрастает, то убывает.

Древние города / Греческие боги (учащиеся называют города древности или имена греческих богов, если кто-то не может этого сделать, то он хлопает в ладоши)

Повторение упражнения “Эхо” (Можно заменить произнесение “волшебных” слов, которые помогут концентрации внимания.)

Распределение по группам

Учащиеся самостоятельно берут со стола заранее приготовленные карточки: кружки, квадраты, треугольники (красного, синего и желтого цветов).

И разделяются на 3 группы по цветам, сохраняя взятую карточку.

Желтый - Египет

Красный - Рим

Синий - Греция

2. Учащиеся разделились на три группы, и заняли свои места.

Учитель: Дорогие друзья сегодня у нас необычный урок. В ходе урока мы попытаемся первоначально погрузиться в древнюю эпоху, представив себя гражданами трех великих цивилизаций, затем перенесемся в лабораторию, и Вам будет дана возможность продемонстрировать свои интеллектуальные умения, умения работать в группе, умение общаться представлять и отстаивать свою точку зрения.

Итак, настало время перевоплотиться. Закройте глаза и представьте себе, как быстро течет время, перед Вами проносятся города и цивилизации.

На мониторе появляется слайд с изображением вымышленного хранителя времени.

Учитель: Представьте, что Мы с Вами во дворце церемоний. Вы представители Древних народов и вам предстоит познакомиться Друг с Другом. Но прежде чем Вы произнесете хоть слово, и представите свои народы и государства, хранитель времени решил щедро поделиться запасами золотых и серебряных монет.

Каждый из Вас – будет зарабатывать эти монеты для себя лично. Они в последствии могут Вам пригодиться.

Итак, начинаем первое испытание. “Богатым станет тот, кто всех мудрей и всех хитрей, кто сможет знаки древних разгадать, кто будет быстр и лаконичен”.

2.1 Интеллектуальная разминка. (Индивидуальный тур - За правильный ответ учащиеся получают серебряную монету, которую сохраняют у себя до окончания игры).

Учитель задает вопросы, а учащиеся отвечают на них.

  1. Чего больше иероглифов или букв, и почему? (Иероглифов, потому что иероглифы обозначают слова, а слов больше чем букв).
  2. Какую пользу египтянам приносила кошка? (Поедала мышей и крыс, которые питались зерном и переносили заболевания).
  3. Как египтяне превращали тело умершего в мумию? Зачем они это делали?
  4. Кто такой Имхотеп? (Архитектор, верховный жрец бога Тота, врач.)
  5. Каких животных использовали египтяне при посеве зерна? (Свиней.)
  6. Кто или что спасло книги библиотеки царя Ашшурбанапала после великого пожара? (Их спас огонь, потому что в Ассирии писали на глиняных табличках – глиняные книги не горят, они становятся прочнее.)
  7. Почему все боги Эллады похожи на людей, а большинство богов Египта похожи на животных? (Боги Египта считали силы природы, греки считали, что человек сильнее природы).
  8. Кого в древней Греции называли педагогом.? (раба-калеку, который провожал ребенка в школу)
  9. Как проходило голосование в Древних Афинах? (Видео-ответ.)
  10. Какова кличка коня Александра Македонского (Буцефал.)
  11. Когда начинался новый год в Древнем Риме? Подсказка: (Сентябрь по-английски September, а что он означал по латыни.) (Март.)
  12. Кто в Риме носил Красную тогу? (Сенатор.)
  13. Говорят, что в Спарте не было ни одного поэта, скульптора, ученого; даже театра не было. Правда ли это и почему? (Все занятия второстепенные кроме жречества и военного дела.)

Учитель: Вы справились со сложным заданием. И заработали немного монет. Теперь послушаем Вас

2.2 – 2.4 Работа групп. (В ходе работы групп выполняются этапы урока 2.2- 2.4.)

1-е задание

Составьте рассказ о своей стране, используя данные вам слова. Если вы сможете использовать все слова в своем рассказе, то каждый член команды получит по серебряной монете.

Египтяне Греки Римляне
Оазис

Шадуф

Каналы

Жрецы

Иероглифы

Полис

Ареопаг

Амфора

Пираты

Колонии

Патриции

Плебеи

Республика

Рабы

Народный трибун

2-е задание

Составьте короткую рекламу вашей страны. (Предварительная подготовка к этому заданию проводится заранее) Чтобы нам захотелось приехать в эту страну. Победит команда, которая использует максимальное число исторических понятий и географических названий. Все участники команды получат по серебряной монете.

3-е задание

Перенесемся в театр и посмотрим умеете ли вы перевоплощаться. Вам предстоит сейчас подготовить и показать нам сценку на определенный сюжет. Побеждает та команда, за которую проголосует большее число зрителей. Все участники команды получат по серебряной монете.

Египет:

Когда ты заходишь на западе –
Земля погружается во тьму,
Подобную смерти
Во мраке выходят из своих логовищ
хищники и выползают ядовитые гады.
Когда ты восходишь на востоке – земля торжествует.
От лучей твоих оживают растения на полях
Птицы вылетают из гнезд и поют тебе хвалу.
Сияние твое проникает в глубину вод, и на поверхности реки плещутся рыбы.
Люди просыпаются и поднимают руки к тебе.

Греция

Ведущий: Однажды боги устроили роскошный пир. На него позвали всех кроме богини ссор и раздоров Ириды.

Ирида: Я все равно испорчу Вам праздник. Вот яблоко. Сейчас я на нем напишу.

Ведущий: Ирида явилась на пир и незаметно бросила среди пирующих золотое яблоко с надписью “Прекраснейшей”.

Афина: это мое яблоко.

Гера: нет мое.

Афродита: верните мое яблоко, Зевс рассуди нас.

Ведущая: По велению Зевса спор между богинями должен был решить Парис сын троянского царя

Гера: Я Великая богиня Гера обещаю тебе власть над всей Азией.

Афина: Я дочь Зевса Афина и если ты отдашь яблоко мне, то я, помогу тебе совершить великие подвиги и прославиться.

Афродита: Я богиня любви и красоты Афродита, я отдам тебе в жены самую красивейшую женщину в мире.

Рим.

Заседание сената

Сенатор 1: А не начать ли нам войну.

Сенатор 2: Должны мы в мире жить с соседями давайте торговать.

Сенатор 3: Да нет, пойдемте в Колизей посмотрим новое представление.

В Колизее.

Сражаются гладиаторы. Один побеждает другого. И заносит клинок, чтобы убить его, но поднимает глаза на сенаторов.

Те поднимают палец вверх, давая побежденному надежду на жизнь

Один из сенаторов: Сегодня мы не приняли ни одного решения, зато спасли одну жизнь.

Учитель: Друзья мои вы доказали, что вы лучшие представители своих великих народов и в качестве награды хранитель времени дарит вам тур по известным местам древности “Семь чудес света”, но чтобы проехать весь маршрут Вам нужно будет представить себя экскурсоводами и рассказать о каждом чуде света. Ваш рассказ – пропуск к следующему чуду.

3. Видео путешествие и рассказ учащихся о чудесах света. Презентация на тему “7 чудес света”

Второй учебный час (проводится разминка и смена групп).

4. Разминка:

Учащиеся становятся в круг. Проводится упражнение “Эхо”.

Древние города / Греческие боги (учащиеся называют города древности или имена греческих богов, если кто-то не может этого сделать, то он хлопает в ладоши)

Повторение упражнения “Эхо” (Можно заменить произнесение “волшебных” слов, которые помогут концентрации внимания.)

Распределение по группам:

У ребят в руках уже выбранные карточки, только теперь они распределяются не по цветам, а по геометрическим фигурам.

И разделяются на 3 группы по геометрическим фигурам, сохраняя взятую карточку

Рассаживаются за парты на 3 группы (треугольники, квадраты, кружки).

Учитель: Дорогие друзья – теперь вы исследователи и должны в ходе своей деятельности получить как можно больше монет.

5. Работа групп. (В ходе работы групп выполняются этапы урока 5.1-5.5.)

1. Конкурс - Поиск клада.

Предполагается работа учащихся с картой учебника. Группы получают одинаковое задание и должны измерить протяженность Великого шелкового пути по карте.

Задание “Поиск клада”

Начни свой путь из города Пекин,
плыви по Хуанхэ, и встреть зарю у Лояна.
Последуй с караваном по великому пути
и через месяц ты достигнешь Мараканда
Через полгода пред тобою Вавилон.
Во всем своем торжественном величии
И на стене у золотых ворот
прочти послание на языке древнейшем
Лишь тот Великий клад найдет
Кто сможет точно указать
Длину Великого пути
Узнай заветные 4 цифры
И начертав их на стене
Откроешь быстро дверь ты.

(Для выполнения задания Вам необходима нитка, линейка, знание масштаба и математические умения.)

/ Ученики должны измерить ниткой длину Великого шелкового пути, причем путь, проходящий через город Мараканд, нитку приложить к линейке, выяснив длину пути на карте в сантиметрах и умножить полученное число на масштаб карты/

Учитель: Клад Вами найден. Но вот новое задание три рукописи. Попытайтесь определить кто автор, когда написано и при каких обстоятельствах.

/Группы получают по одному тексту, читают его, изучают и должны ответить на вопрос кто автор текста, когда текст написан и при каких обстоятельствах./

2. Конкурс “Неизвестный документ”

Группа 1

“Вспомни, подобный богам Ахиллес, об отце твоем милом!
Так же, как я, стоит на пороге он старости скорбной.
Знает, однако, по крайней мере и слышит, что жив ты,
Радуясь этому сердцем, надеждой всегда преисполнен
Милого сына увидеть пришедшим домой из под Трои.”

Гомер “Илиада”

Группа 2

“Уши товарищам воском тогда я заклеил; меня же
Плотной веревкой они по рукам и ногам привязали
К мачте так крепко, что было нельзя мне ничем шевельнуться.
Снова под сильными веслами вспенилась темная влага.
Но в расстоянье, в каком призывающий голос бывает
Внятен, сирены увидели мимо плывущий корабль наш
С брегом он их поравнялся; они звонкогласно запели.”

Гомер “Одиссея”

Группа 3

“Мать черная, земля многострадальная,
С которой сбросил я позорные столбы,
Рабыня раньше, а теперь свободная
На родину в Афины, в наш прекрасный град,
Вернул я многих на чужбину проданных
Освободил и здесь на милой родине
Рабов, дрожавших перед волею господ”.

Солон “Об отмене долгового рабства”

3. Конкурс “Найди ошибку”.

Команды получают текст рассказа, их задача найти максимальное число исторических ошибок в рассказе, объяснить их и исправить.

- Когда я попал в эту страну, - рассказывал он друзьям, - то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно было перейти вброд…Корабельщики довезли меня по Нилу до первого порога. Я щедро расплатился с ними, взял сдачу – горсть мелких монет и сошел на правый берег. В этом месте была возведена самая большая из пирамид, в которой, как это всем известно, похоронен фараон Тутанхамон. Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться от него в дубровой роще. Переждав дождь, я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, что гробница Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась…

В твоем рассказе с десяток исторических ошибок.

4. Конкурс “Своя игра” (15 вопросов).

Команды принимают участие в конкурсе. На этом этапе урока вновь используется компьютерная презентация. (см. Приложение1) Группы выбирают тему и номер вопроса, а затем получают право ответа на данный вопрос и видят стоимость правильного ответа. За правильный ответ команда получает золотые монеты

 

Религия 1 (2).

За какие заслуги этот египетский бог с головой птицы – ибиса пользовался особым уважением у египтян. (Научил египтян читать и писать.)

Религия 2 (2).

Почему афиняне, построив храм богине Афине внесли в него статую богини Ники (Победы) с подрезанными крыльями. (Чтобы Ника никогда не покидала Афины.)

Религия 3 (2).

Божество, покровительствующее императорской власти в Риме. (Юпитер.)

Культура 1 (3).

Зачем для строительства пирамид фараоны покупали большое количество чеснока и лука? (На строительстве пирамид было много людей, а чеснок и лук использовался для профилактики заболеваний среди строителей пирамид.)

Культура 2 (2).

Назовите два вида представлений, которые господствовали в греческом театре. (Комедия и трагедия.)

Культура 3 (3).

Так назывались специальные сооружения для гладиаторских игр. (Амфитеатр)

Военное искусство 1 (3).

Фараоны совершали множество военных походов.

В Нубию за золотом. В Ливию за рабами.

А за каким металлом они отправлялись на Синайский полуостров. (За медью.)

Военное искусство 2 (3).

“О чужестранец, поведай спартанцам о нашей кончине: верны законам своим, мы здесь костьми полегли” написано на памятнике.

Кому поставлен этот памятник, и кто возглавлял войско (Памятник 300 спартанцам, оборонявшим Фермопильский проход во время Греко-персидских войн; предводитель спартанцев – царь Леонид.)

Военное искусство 3 (3).

Эти военные единицы, входившие в состав войска, стали визитной карточкой именно римской армии.

Великие люди 1 (3) (легион).

Этот фараон отрекся от отца, провел религиозную контрреформу, женился на прекраснейшей египтянке и умер в возрасте 16 лет. Но именно его гробница открыла нам многие тайны древней истории. (Тутанхамон.)

Великие люди 2 (2).

Этот величайший реформатор древности, заложивший основы демократии, вынужден был покинуть свой родной город на 10 лет, чтобы избежать смерти. (Солон.)

Великие люди 3 (2).

Этот военачальник одержал множество побед, стал диктатором, сосредоточив в своих руках огромную власть, но в расцвете сил был убит в стенах Сенат. (Цезарь Гай Юлий.)

5. Зашифрованные надписи.

Команда получает задание в виде набора цифр и картинки пояснения к ним. Если учащиеся правильно расшифруют надписи (замена цифр буквами) то откроется событие изображенное на картинке

1.

3 6 18 23 15 33 33   25 1 19 20 28  
В Е Р Х Н Я Я   Ч А С Т Ь  

 

19 20 16 13 2 1   23 1 14 14 22 18 1 17 10
С Т О Л Б А   Х А М М У Р А П И

2.

19 22 5   16 19 10 18 10 19 1
С У Д   О С И Р И С А

 

3.

 

12 16 13 16 15 15 28   6 4 10 17 6 20 19 12 16 4 16   23 18 1 14 1
К О Л О Н Н Ы   Е Г И П Е Т С К О Г О   Х Р А М А

6. Подведение итогов работы команд. Подсчет заработанных командой золотых монет и сумма серебряных монет, заработанная каждым участником команды. Определение победителя.

7. Дерево решений

Каждая команда получает по два листа (вырезанных по форме обыкновенного листика на дереве).

На доске вывешивается заранее приготовленное нарисованное на ватмане дерево без листьев, корни которого подписаны понятием Первобытность. Задачи команд на листочках написать важнейшие достижения древнейших цивилизаций: Римской, Греческой, Египетской, Китайской, Индийской, Древнееврейской, которые мы используем сегодня.

Итоговый вопрос: Для чего мы должны изучать историю? Что дает нам изучении истории? Какие качества личности воспитывает школьный предмет история?

Литература:

  1. Борцова Л.П. Игры на уроке истории. М.: Владос, 2001. .
  2. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. М.: Просвещение, 2004
  3. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М.: Просвещение, 1983.
  4. Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Современный урок часть 2. Ростов-на-Дону, Изд-во Учитель, 2005
  5. Лебедева И.М. Организация и проведение исторических Олимпиад в 5—9 кл. М.: Просвещение, 1990.
  6. Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1988. Т. 2.



В продолжение темы похожие новости:
Научно-практическая конференция по краеведению для учащихся 3-х классов "Кузбасс — мой край родной"
Урок истории по теме "Вперед, сыны Эллады!" (греко-персидские войны 490-449 гг. до н.э.)
Золотой XIX век. История и культура России
Окончание Смутного времени
Видеоматериал как средство обучения в преподавании истории
Урок-семинар "Итоги и уроки Второй мировой войны"
| тема | и тем и тем | урока | конспект урока | путешествие | путешествие в петербург | древность | класс | гдз класс | история и обществознание | Тема урока Путешествие в древность 5 й класс


Календарь новостей