Урок "Декабристы: люди и судьбы"

Обобщающий комбинированный урок.

Предметы: история, краеведение, литература, музыка.

Цели:

  • углубить знания учащихся о декабристах, познакомить с литературным наследием и судьбами декабристов после восстание 1825 г.
  • эстетическое воспитание
  • патриотическое воспитание

Сценарий хода урока

Эпиграф

“Мы постыдились бы быть в покое,
когда и честь и долг велят сражаться
и мы друг перед другом покажем,
что мы русские и воспитаны в честных
и благородных правилах”.

В. Норов

В начале урока звучит романс П. Вяземского посвящённый друзьям.

Слова учителя истории:

“Это были отважные, свободолюбивые благородные люди. Их ум, талант, одарённость, гуманизм дошли до наших дней. Об этом говорит литературное наследие декабристов”

Выступление учителя литературы. Обобщающие характеристики творчества.

Выступление учащихся

Учащиеся читают стихи К. Рылеева, Г. Батенькова, Ф. Глинки, В. Раевского. Можно прочитать “Послание в Сибирь” А. Пушкина, Ю. Лермонтов об А. Одоевском.

(Учащиеся могут выучить стихотворение наизусть, либо использовать художественное чтение). Можно использовать творчество других декабристов.

Далее выступление учащихся, которые заранее приготовили сообщения. (Сообщения могут быть разными, учитывая краеведческий материал, т.к. в Томске жил на поселении Гавриил Батеньков, есть его дом, площадь его имени, памятник – то этот материал включён в урок)

“Г. Батеньков в Томске”

“Декабристы в Сибири”

“Николай Бестужев”

“Жены декабристы в Сибири” и др.

(Факел 1989 г. историко-революционный альманах. Москва. Издательство политической литературы. 1989 г.)

(Факел 1990 г. историко-революционный альманах. Москва. Издательство политической литературы. 1990 г.)

Рубрика “Знаете ли Вы?”

  1. ……………, что послание А. Пушкина в Сибирь привезла А.Г. Муравьёва
  2. ……………, что декабристы первые в суровой Сибири стали выращивать овощи и научили огородничеству коренных жителей Сибири.
  3. ……………, что один из декабристов Василий Норов вызвал на дуэль самого императора Николая I
  4. ……………, что дольше всех своих товарищей прожил после возвращения из Сибири Д. Завалишин. Последний декабрист умер в 1892 г.

В конце урока все учащиеся выполняют письменную работу “Закончи предложение”

  1. Декабристы, это люди которые ………………………………………………………
  2. Мне кажется их идеи повлияли ………………………………………………………
  3. Героизм этих людей ……………………………………………………………………
  4. Больше всего меня в них поразило или запомнилось ………………………………..
  5. Никогда не надо забывать ………………………………………………………………

Звучит романс на стихи М. Цветаевой “О бедном гусаре замолвите слово”

По окончании письменной работы учащиеся по желанию могут её зачитать перед классом.

Дополнительно можно сделать литературную выставку (историография о декабристах) или художественную выставку картин декабристов.




В продолжение темы похожие новости:
"Холодная война". Выбор политического курса СССР
Урок истории в 5-м классе. Тема: "Рабство в Древнем Риме"
Игра на уроке москвоведения в начальной школе
Вавилония. Царь Хаммурапи и его законы
Жизнь и быт нижегородских татар в XVIII — начале ХХ в." (музейное занятие)
Рабство в Риме. Восстание Спартака
| урок | урка | декабристы | восстание декабристов | люди | человек паук | судьбы | судьба онлайн | история и обществознание | Урок Декабристы люди и судьбы


Календарь новостей