Урок "Древнее Двуречье". Самостоятельность, как фактор личностного развития школьника на уроках истории

Ни у кого не возникает сомнения, что одним из средств воспитания самостоятельности на уроках является самостоятельная работа учащихся. Однако возможности такого известного метода обучения, к сожалению, реализуется педагогами не в полной мере. Учителя, как правило, используют самостоятельные работы в процессе закрепления и контроля учебного материала, выводя их на репродуктивный уровень. Учителя порой не учитывают, что самостоятельную работу можно использовать, выполняя различные дидактические задачи. Так, она может быть этапом освоения новых знаний. Это позволяет активизировать мышление ученика в процессе изучения нового материала, делать его активным участником приобретения знаний, умений и навыков.

Рассмотрим возможность использования самостоятельных работ при обучении учащихся на уроках истории.

Очевидно, что в этой работе должна быть строгая система. В организационном плане она предполагает следующее:

– Включать каждого ученика в процесс самостоятельной деятельности (с учетом его индивидуальных особенностей, уровня подготовленности);

– Осуществлять переход от простых знаний к более сложным;

– Постоянно обеспечивать контроль и руководство со стороны учителя;

– Включать в сферу самостоятельной познавательной деятельности учащихся все разнообразие содержащихся в предмете знаний.

Источниками знаний при организации самостоятельной работы учащихся являются учебники, исторические документы, карты, фотодокументы, статистические данные, справочная и научно-популярная литература, материалы периодической печати и других средств массовой информации, Интернет. Учебник как основной источник знаний наиболее полно используется в 5–8 классах, в старших классах его роль снижается.

Средством систематизации объемного материала учебников истории является самостоятельная работа со статистическими данными. Их использование позволяет наглядно представить некоторые общие процессы, тенденции, особенности развития государств. Статистические данные позволяют не только экономно и наглядно изложить материал, но и приучить учащихся пользоваться ими как веским аргументом при обосновании своей позиции.

В работе с историческими картами наиболее распространенными являются издания, направленные на систематизацию, сопоставление материала, характеристику этапов того или иного события. Например, по карте “Раздел мира в конце XIX – в начале XX в.” и по материалам учебника учащиеся составляют таблицу. В которой отмечают особенности развития крупных западных стран. Они определяют, какие из этих стран захватили территории слаборазвитых государств в Африке, Азии, Латинской Америке и т.д., и делают в последней графе таблицы записи, отвечая на вопрос: для чего крупные западные страны захватили слаборазвитые государства?

Общественно-политические, справочные, научно-популярные и другие издания используются при подготовке сообщений, рефератов. Степень самостоятельности старшеклассников в данном случае значительна. Ученик

должен составить план сообщения, в соответствии с ним изложить материал, сделать выводы.

В конце реферата записывается 5-6 вопросов для закрепления прослушанного материала. С ними докладчик обращается к классу, он также имеет возможность поставить одну-две оценки, учитывая правильность ответов своих одноклассников. Такая организация работы позволяет всем школьникам серьезно относится к изучаемому материалу.

В старших классах объяснение материала целесообразно сопровождать заданиями для учащихся на систематизацию фактов, выявление причин и следствий тех или иных событий. Один из приемов организации работы учащихся – использование памяток во время лекции преподавателя. Например:

– Запишите тему и план лекции;

– Составьте тезисы, запишите выводы;

– Выделите в записях трудные термины и объясните их значение;

– Не упустите трудные даты;

– Конспект лекции дополните сведениями из учебника;

– Подготовьте ответы на вопросы, поставленные учителем перед лекцией.

Если в лекцию включаются сообщения учащихся, классу предлагается дать рецензии на них. В тетрадях школьников записаны рекомендации по составлению рецензий. Они должны соответствовать следующим требованиям: – Правильность приводимых исторических фактов, дат, имен;

– Полнота содержания;

– Последовательность, логичность сообщения;

– Использование дополнительных источников информации, средств наглядности;

– Речь, стиль изложения;

– Умение обобщить, сделать вывод;

– Общая оценка.

Такая рецензия дается учащимся и на ответы одноклассников по домашнему заданию. При этом оценка выставляется и отвечающему, и давшему рецензию.

Самостоятельную работу по истории следует практиковать уже на первом году изучения нашего предмета в школе. Можно предложить школьникам описать отдельные предметы быта, облик людей, городов, составить рассказ по двум или нескольким иллюстрациям в учебнике и т.д.

Необходимо также проводить постоянную словарную работу. Сейчас в новых учебниках почти после каждого параграфа имеется словарик. Дети с помощью учителя записывают значение отдельных слов в тетрадь, запоминают их значение, составляют с ними предложения.

Запоминанию материала, его закреплению и повторению, развитию зрительной памяти и воображения, учащихся чрезвычайно способствует организация игровой деятельности. Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычное обсуждение. Здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные факты, явления, пополнение и расширение знаний, установление связей, сходства или различия между отдельными событиями. Кроме того, игра создает атмосферу здорового

соревнования, заставляющего школьника не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все свои знания, самостоятельно думать, выбирать главное, отбрасывать второстепенное, сопоставлять, оценивать.

Как правило, в ходе игры ученики, отличающиеся “леностью ума”, желающие получать все в готовом виде, незаметно для себя активизируются, увлекаются поиском ответов в книгах, начинают размышлять. Чаще всего оказывается победителем не тот, кто больше знает, а тот, у кого больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто располагает хорошей “кладовой памяти”, но умеет пользоваться ее богатствами. “Слабые” и “средние” учащиеся с большим желанием принимают участие в викторинах, кроссвордах, изготовлении простых пособий. Например, для кабинета истории нашей школе они сделали макеты торговой повозки купцов в период средневековья (XIII в.), хаты бедного крестьянина, жилья первобытного человека, средневекового замка, укрепленного лагеря гуситов и т.д.

О том, какие игры можно использовать на уроках истории, можно узнать в замечательной книге Г.А. Кулагиной “Сто игр по истории” (М., 1983 г.). На некоторых уроках можно проводить театрализованные представления. Хороший эффект дает такое представление при изучении темы “Колониальные захваты европейцев”. Прежде всего, учащимся задаются вопросы: когда начались географические открытия? Почему европейцы захватили новые земли? Каковы причины географических открытий? Каковы последствия географических открытий и колониальных захватов для Европы, Африки и Америки?

Рассмотрев эти вопросы, можно разыграть театрализованное представление. Сюжет намечается учителем и учениками в ходе совместной деятельности, тексты составляют сами учащиеся. Например, на английский корабль, который вез африканцев в Америку, напали пираты. Корабль разграбили и потопили. Спаслось лишь несколько невольников, которых подобрали рыбаки-индейцы. Африканцы рассказывают индейцам о работорговле, индейцы, в свою очередь, повествуют об участии их соплеменников на Кубе, Гаити, в Мексике.

Следует обратить внимание и на использование художественной и специальной литературы. Можно с уверенностью сказать, что она является одним из крупнейших вспомогательных источников изучения истории в школе.

Мною был проведен урок-путешествие по теме “Древнее Двуречье”. Это урок изучения нового материала.

Основная цель урока – познакомить школьников с географическим положением и природой Древнего Двуречья, с занятиями населения, религиозными верованиями и культурой этой страны.

Оборудование урока

  • Карта “Египет и Передняя Азия в древности”.
  • Атлас по истории.
  • Тексты из хрестоматии по истории древнего мира.
  • Пластилиновые таблицы.
  • Наглядный материал.
  • Учебник (Вигасин А.А., Годен Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. М.)

Методы обучения

Выбранные мною методы соответствовали задачам урока, характеру и содержанию учебного материала. Так были использованы следующие методы:

  • Методы устного изложения знаний и активизации познавательной деятельности учащихся: объяснение, беседа с учащимися по теме, рассказ; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала; Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с текстом;
  • Методы учебной работы по применению новых знаний на практике: практическое занятие;
  • Методы проверки знаний, умений учащихся: наблюдение за работой учащихся, устный опрос.

Формы работы

Мною были использованы следующие формы организации учебной работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Структура урока

  1. Создание образовательной среды (информация учителя, вопросы учащихся, небольшая инсценировка). Результат: погружение в атмосферу Древнего Двуречья.
  2. Формулировка проблемы. (Чтение текста учащимися, ответы на вопросы учителя, работа с картой.)
  3. Личное решение образовательной ситуации (работа с картой).
  4. Введение культурно исторической информации (информация учителя, восстановление текста учащимися, беседа). Практическая работа учащихся.
  5. Рефлексия – осознание учащимися своей деятельности.

Урок построен так, чтобы побудить учеников мыслить, рассуждать, что позволило мне ввести в игру не просто занимательный материал, но и весьма сложные вопросы учебной программы. Такая форма проведения занятия существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, развивать самостоятельное мышление и творческие способности. В ходе выполнения заданий проверяется усвоенный материал. Задания, которые предлагаются детям, даются в игровой форме. Элементы игры заставляют учащихся мобилизовать свои силы, знания, умения и навыки.

В подготовке к уроку я использовала материал И. Морозовой “Древние Двуречье”. Я иду на урок истории.

В начале урока повторяем историю Древнего Египта, которую они изучали недавно.

Затем предлагаю отправиться в путешествие, в страну, расположенную рядом с Египтом, в Древнее Двуречье. В вводной беседе делаю небольшой рассказ о стране, с которой мы сегодня познакомимся. В разное время эту страну называли Междуречьем, Месопотамией или Вавилонией. Древнее Двуречье находится на территории Передней Азии, в долине которой протекают реки Тигр и Евфрат, там издревле существовали очаги земледелия. Примерная дата возникновения государства 7000 лет. О древнейшей истории Двуречья знаем довольно мало, так как на месте многих поселений, городов не сохранилось ни руин, ни гробниц подобных Египетским пирамидам, ни остатков храмов – лишь глиняные холмы.

На землях Древнего Двуречья не было ни строительного камня, ни леса, ни полезных ископаемых, а страна была богатой. Почему? Дети выполняют первое индивидуальное задание. Используют описания сделанные Геродотом, путешествуя по Древнему Двуречью. Учащиеся работают с источником, отвечают на поставленный вопрос.

Природа Южной Месопотамии

Вся Вавилония, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. В юго-восточном направлении он течет из Евфрата в другую реку — Тигр. На ней находился город Нин. Из всех стран на свете – эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды Деметры. Напротив, плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изобилии, что урожай возрастает двести, а (в хорошие годы) даже и в триста раз. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четыре пальца в ширину. Что просо и сезам бывают там высотой с дерево, хорошо известно, но не станем рассказывать об этом. Мы знаем, сколь большое недоверие встретит наш рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех, кто сам не бывал в Вавилонии. Оливкового масла вавилоняне совсем не употребляют, но только из сезама. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед...

Далее можно использовать элемент переодевания и предстать перед учащимися в образе бедного крестьянина.

– О, мой Бог Шамаш! Куда это я попал?

Беседу следует построить так, чтобы ребята рассказали о своей стране, городе и школе.

Крестьянин рассказывает о своей школе “доме табличек”, но у них обучение дорого стоит, он беден и не смог получить образование. Поэтому и попал в такую ситуацию, что оказался в чужой стране и не знает, как вернуться домой.

– Ребята, я несколько раз помогал торговцам возить товар в Египет, вот если бы вы мне помогли найти на карте Египет, я бы нашел дорогу домой.

Учащиеся выполняют второе задание, используя атлас по истории Древнего мира, карта № 2, вместе с крестьянином совершают путешествие из Египта в Двуречье. Затем один из детей выходит к карте, и учащиеся вместе с ним проделывают еще раз этот путь, закрепляя материал.

Далее на карту Двуречья креплю аппликацию атмосферных явлений.

– Ребята, посмотрите на эти рисунки. Я хочу рассказать вам какой у нас климат. Летом у нас очень жарко, температура воздуха поднимается до плюс 50 градусов, а зимой идут дожди, после них начинаются разливы рек, мы эти реки любим и боимся.

Как вы думаете почему? Дети высказывают свои предположения. Задают вопросы, почему же боимся.

– После дождей, реки разливаются, но ни так, как Нил, а очень бурно. Часто во время разливов рек поток воды сносит дома, и урожай с полей. Поэтому боимся. Приходится защищать свои дома, строить дамбы. А любим наши реки за то, что после разливов на полях остается плодородный ил, земля дает хороший урожай. Люди моей страны верили, что высоко в горах бог Эа льет воду в реки, и насколько он был милостивым, такими были и разливы рек. Используем хрестоматию, читаем Миф о потопе.

– Чтобы познакомиться с растительным и животным моей страны, давайте, выполним следующее задание. Образуйте группы по четыре человека. У вас на столе лежит текст, написанный на глиняной табличке, но она от времени рассыпалась, чтобы выполнить задание, надо восстановить текст.

1. Специальными дамбами люди защищали свои сады и огороды от разливов, где выращивали зеленый л...,ч..., о...цы.

2. В долинах рек водились дикие ль..., к...ны, г...ли. Там было множество птиц. Самая крупная из которых ..,, при опасности прятала голову в землю.

3. Почвы в Двуречье были так плодородны, что посеянная пш.. .-давала до ста зерен, а ф... пальма – до 50 плодов в год.

4. Некоторые свободные вавилоняне были очень богаты. Они владели многочисленными полями и садами с гра..., я.... У них было множество домашних животных: о..., к...з, л....

5. Люди не отступали перед трудностями. Они рыли к-... лы, с помощью которых орошали земли. На их полях зрел я..., пш.... Вокруг селений зеленели ф... пальмы.

6. Земледельцы и скотоводы начали спускаться с возвышенности в долину двух рек ... и;.., в поисках плодородных полей и хороших пастбищ. Они засевали свои клочки земли пш..., а множество диких ..., пяточками уничтожали их посевы.

– Я часто слышал в ваших рассказах, встречалось растение финиковая пальма. Действительно, плоды пальмы мы едим свежими, сушеными, косточками топим печи, из листьев плетем циновки, веревки, а древесину используем в строительстве. Впрочем, мой дом сделан не из дерева. Догадались из чего? Использую аппликацию глиняного дома.

Действительно из глины. Попробуйте пофантазировать, что еще мы можем делать из глины? Помогаю аппликацией. Кирпичи, дома, посуду, и даже саркофаги.

– Что твориться в Двуречьи во время погребения умерших, я не хочу рассказывать, прочитайте сами текст “Подземные гробницы”. И ответьте на вопрос, почему же мне не хотелось рассказывать о погребениях?

Подземные гробницы

В развалинах Ура, глубоко под землею, археологи нашли гробницы древних правителей этого города. Каждая гробница была похожа на дом. Возле покойного находилось все, что могло ему пригодиться в царстве мертвых, – золотой шлем, кинжал, украшения.

При жизни он привык не только к своим вещам, но и к свите. Рядом с ним лежали его воины с оружием, возница с повозкой, музыканты с инструментами, слуги. Здесь же стояли и кубки, из которых они выпили яд. После кончины своего владыки они все должны были умереть, чтобы служить, охранять и развлекать его в загробном мире.

Ребята, вы умеете писать, а я не умею. Да и тетрадок у нас нет, таких, как у вас. Тетради мы себе делаем сами. Попробуйте угадать из чего?

Дети разного возраста обучались вместе, много лет требуется мальчикам, чтобы научиться письму, счету, астрономии, узнать сказания и мифы. Учиться в школе было трудно. Будущих писцов учителя держали строго. На одной табличке, написанной по шумерски, мы читаем такие жалобы:

В доме табличек надсмотрщнк сделал мне замечание: “Почему ты опоздал?” Я испугался, сердце мое бешено заколотилось, Подойдя к учителю, я поклонился до земли. Отец дома табличек выспросил мою табличку, Он был ею недоволен и ударил меня. Потом я усердствовал с уроком, мучился с уроком. Когда учитель проверял порядок в доме табличек, человек с тростниковой палкой сделал мне замечание:

“На улице надо быть осторожным: рвать одежду нельзя!” — и ударил меня. Отец дома табличек положил передо иной исписанную табличку; Классный надсмотрщик приказал нам: “Перепишите”. Я взял свою табличку в руки, писал на ней, но было на табличке и то, чего я не понимал.

В начале в Двугечьи пытались писать рисунками. Но это очень трудно сделать на толстой глиняной табличке, и со временем стали не рисовать, а оттискивать на глине палочками клинописные знаки. Каждый знак обозначал слово или словосочетание. Посмотрите, как изменились знаки рисунки и что они означали.

У вас на столе лежат макеты глиняных табличек, попробуйте карандашом или ручкой составить на табличке предложение. Трудно было?

О многом мы поговорили, но мне пора в поле. Давайте попробуем с вами закрепить, что вы узнали о моей стране.

Тест “Древнее Двуречье”

1. Выберите правильный ответ. Двуречьем назывались страна, расположенная между реками;

1. Инд и Ганг

2. Евфратом и Тигром

3. Хуанхэ и Янцзы

2. Когда возникло государство Двуречье?

1. Более 5000 лет назад

2. Более 3000 лет назад

3. Более 2000 лет назад

3. Основным строительным материалом в Двуречье были:

1. Дерево

2. Глина

3. Камень

4. Жители Двуречья писали:

1. Иероглифами

2. Буквами

3. Клинописью

Рефлексия. Приготовленные термины, по истории Египта и Двуречья, написанные на крупных полосках, предлагаю закрепить на карте Египта и Двуречья. Исправляем ошибки, если есть они.

Выставляю оценки. Благодарю за урок. Творческое домашнее задание.




В продолжение темы похожие новости:
Открытый урок "Их имена живут в нашем городе". 9-й класс ГОУ ЯКШИ города Якутска по предмету история
Об изучении творческого наследия А.Е. Преснякова в школе
Путешествие во времени. Остановка "Век девятнадцатый"
Разработка урока по истории древнего мира на тему: "Устройство Римской республики". 5-й класс
Урок-семинар по теме "Движение декабристов. События 14 декабря 1825 года"
План-конспект урока по теме "Владимир Мономах и его время"
| урок | урка | древние | древний | двуречье | древнее двуречье | самостоятельность | развитие самостоятельности | Как | фактор | х фактор | личностного | личностно ориентированный | развития | развитие ребенка | школьника | младшие школьники | уроках | конспект урока | истории | классы история | история и обществознание | Урок Древнее Двуречье Самостоятельность как фактор личностного развития школьника на уроках истории


Календарь новостей