Урок "Твой выбор – твое будущее" (по избирательному праву. 11-й класс)

Пояснительная записка

Предлагаемое Вашему вниманию занятие разработано в соответствии с постановлением № 112 Избирательной комиссии Владимирской области от 14. 09.2006г. о конкурсе среди учителей Владимирской области по теме: “ Избирательное право. Избирательный процесс” в 2006-2007 учебном году.

Целый комплекс мероприятий (в том числе и данный урок) разработан в период подготовки и проведения выборов депутата в Законодательное собрание Владимирской области в марте 2007г., выборов депутатов в Государственную Думу в декабре 2007г., выборы Президента Российской Федерации в марте 2008г. и именно поэтому имеет большую ценность и ряд отличительных особенностей в условиях и методах проведения:

  • во-первых, главный акцент во всех мероприятиях необходимо сделать на такие понятия, как “разделение властей” и “система выборов” в РФ по Конституции 1993г.;
  • во-вторых, мероприятия проводятся с активным участием глав администрации области, районов, городов, членов Избирательной комиссии Владимирской области;
  • в-третьих, приоритеты в иерархии целей на этот раз будут отданы не знаниям, умениям и навыкам, а ценностям гражданско-правовой ответственности молодёжи и подростков;
  • в-четвёртых, занятия (или уроки) обязательно должны проводиться в интерактивном режиме, т.е. с применением новейших методов активного обучения, способствующих взаимопониманию, демократизации и самоутверждению учащихся.

Цели:

Обществоведческое образование занимает центральное место в формировании компетентности в сфере гражданско-общественной деятельности. Традиционно цели урока принято планировать с учётом их подразделения на образовательные, развивающие и воспитательные. Однако в соответствии с новыми подходами в образовании, основанными на необходимости формирования компетенций современного человека, гражданина, и, в то же время, не отступая от общепринятой схемы целеполагания, я предлагаю выделить следующие группы целей, формирующих:

1. Когнитивные компетенции (познавательные):

а) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины (законодательная, исполнительная, судебная власть, президентская власть, мажоритарная и пропорциональная избирательные системы и др.);
б) называть и перечислять социально-политические явления, объекты и их существенные свойства (выборы, партии и их программы, идеологические течения и др.);
в) сравнивать и объяснять политические процессы и явления, приводить собственные примеры (политические позиции лидеров различных партий в России).

2. Операционные компетенции (развивающие):

а) совершенствовать умение самостоятельно добывать знания (работа с документами, СМИ, материалами Интернета);
б) систематизировать и творчески перерабатывать знания (заполнение таблиц, подготовка и презентация проектов, анализ и обобщение данных);
в) отрабатывать навыки ведения дискуссии, умение аргументировано изложить свою позицию (беседа, диспут);
г) проявлять коммуникативные умения работы в команде, создание коллективных проектов.

3. Ценностные компетенции (воспитательные):

а) продолжить выработку активной гражданской позиции;
б) формировать чувство ответственности за будущее своей страны;
в) формировать потребность высказывать свои суждения о ценности, уровне и значении социально-политических институтов и механизмов демократической власти в России.

Содержание работы:

  1. Введение. Пояснительная записка.
  2. Цели и задачи урока.
  3. Категориальный аппарат.
  4. Необходимые материалы.
  5. Рекомендуемая литература.
  6. Планирование урока.
  7. Описание хода урока.
  8. Предполагаемые результаты.
  9. Приложения. 

Категориальный аппарат урока

Одной из целей обществоведческого, и в частности правового, знания является усвоение учащимися общественно-политических категорий, понятий, терминов (т.е. категориального аппарата), широко применяемых в СМИ. Необходимо также стремиться к тому, чтобы учащиеся приобретали навыки свободного оперирования ими в устной и письменной речи.

В политико-правовой сфере это следующие термины, понятия и категории, используемые на данном уроке:

  • политическая власть,
  • разделение властей,
  • суверенитет,
  • демократия,
  • избирательная система,
  • референдум,
  • Конституция – Основной Закон государства,
  • формы правления,
  • органы законодательной, исполнительной и судебной власти,
  • гражданин, гражданское общество,
  • гражданская ответственность,
  • функции Президента РФ,
  • формы участия граждан в политической жизни,
  • политические партии,
  • идеология,
  • права человека.

Материалы, необходимые для проведения урока

  • Конституция Российской Федерации 1993 года. – 8–12 шт.
  • Распечатанные таблицы “Разделение властей в РФ. Президентская власть”. – 4 шт. (см. Приложение 2).
  • Определение основных позиций политических партий РФ.
  • Маркеры и фломастеры 4-х цветов по 4 шт.
  • Цветные наклейки (ценники) для голосования. – 1 лента.
  • Таблички на столы: 1) ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ; ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ; СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ; ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ВЛАСТЬ; 2) КПРФ, “ Единая Россия”, ЛДПР, “ Справедливая Россия”.

Рекомендуемая литература.

  1. Конституция РФ 1993г. Любое издание.
  2. “ Избирательный кодекс Владимирской области”, г. Владимир, 2006.
  3. Кравченко А.И. “Обществознание” – учебник для 10–11 кл., М., 2006.
  4. “Человек и общество” – учебное пособие для 10–11 кл. под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., М., 2006.
  5. “Введение в политологию” – книга для учащихся под редакцией Гаджиева К.С., М., 2004.
  6. Мушинский В.О. “Азбука политики” – 10–11 кл., М., 2004.
  7. Мухаев Р.Т. “Политология” – 10-11 кл., М., 2005.
  8. “Политология” под редакцией Марченко М.Н., М., 2004.
  9. Шилобод М.И. и др. “Политика и право”, М., 2005.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3

Ход урока

По типу данный урок можно отнести к повторительно-обобщающим. Место урока в курсе обществознания, по моему мнению, после изучения политико-правового блока, когда учащиеся уже познакомились с основами Российской Конституции, ветвями власти, основными органами и институтами политической власти, правами и свободами граждан, формами участия граждан в политической жизни страны.

Эффективность урока во многом зависит от активных методов обучения, применяемых на уроке. Они позволяют ученикам объединить свои знания и умения в групповой работе, проявить коммуникативные навыки, творчески поработать над общественно – политическими проектами и поучаствовать в дискуссии, выразив и аргументировав свою позицию.

Рассмотрим ход урока в его логической последовательности по этапам (см. Приложение 1)

Учитель говорит коротко о том ЧТО, КАК и ЗАЧЕМ мы будем делать на этом уроке.

ЧТО мы будем делать?

  1. Обобщим наши знания по политико-правовой сфере жизни общества, отметим значение трёх ветвей власти и особенно власти президентской для функционирования демократического государства.
  2. Дадим оценку имеющимся в нашем обществе условиям и формам политического участия.
  3. Индивидуализируем подход к выборам, определим для себя свою гражданскую ответственность в деле демократизации общества.

КАК мы будем это делать?

  1. Всё это мы будем делать в командах, разделившись на группы.
  2. Творчески подходя к заданиям. Мы будем проектировать, писать программы, дискутировать и заявлять свою позицию.

ЗАЧЕМ нам всё это?

  1. Чтобы почувствовать себя причастными к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять: от моей позиции зависит многое в этой стране. Я – её гражданин.

Далее учащиеся делятся на группы и занимают места за столами с соответствующей табличкой. У каждой группы на столе имеется таблица-заготовка для работы по первому заданию (см. Приложение 3) и 2–3 экземпляра Конституции РФ.

I ЭТАП урока мы назвали “Разделение властей в Российской Федерации.
Особенности президентской власти по Конституции 1993 года”

Этот этап урока начинается со слов учителя: “Не случайно наш урок начинается с темы “Разделение властей в Российской Федерации. Особенности президентской власти”. Для вас, граждан России и будущих избирателей, должны быть ясны и понятны демократические принципы, заложенные в основу политической системы Конституцией РФ 1993года.

Разделение властей, как известно, один из основополагающих принципов демократии и правового государства. Впервые он был сформулирован в ХVIII веке французскими и английскими просветителями (в частности, в работах Монтескье и Локка).

– Знаете ли вы, в чём состоит сущность этого принципа?
– Как в Российской Федерации действует этот принцип?
– Как вы думаете, с чем связана эта особенность политической жизни в России?

Нам предстоит выяснить сейчас: Как формируется законодательная, исполнительная, судебная и президентская власть? Какие демократические принципы лежат в основе формирования и функционирования 3-х ветвей власти? Какое значение каждая из них имеет для политической жизни? Что об этом написано в Основном Законе – Конституции РФ?

Учитель инструктирует о методах работы на этом этапе. Учащиеся работают в группах с Конституцией по своей ветви власти, анализируя статьи, отвечают на вопросы, поставленные в таблице, кратко вписывают ответы и указывают номер статьи Конституции.

О значении ветви власти группа формулирует общий вывод на основании полученных данных и собственного опыта. На подготовку своей части таблицы отводится 10-12 минут.

Следующий шаг – обсуждение и презентация результатов работы групп.

Остальные учащиеся в это время слушают и фиксируют в свои таблицы сведения о всех ветвях власти, задают вопросы, комментируют, получают разъяснения учителя. По окончании этого этапа должен быть получен коллективный продукт в виде заполненной группой таблицы по всем ветвям власти, за что группа может получить оценку (выставляется учителем по результатам проверки).

II ЭТАП урока “Формы участия граждан в политической жизни страны”

Учащиеся поделены на группы:

  1. КПРФ,
  2. ЛДПР,
  3. “Единая Россия”,
  4. “Справедливая Россия”.

Учащихся следует уведомить, что, не смотря на то, что они, возможно, не разделяют взглядов, которые им придётся выражать, всё же очень полезно попробовать понять точку зрения оппонента и найти разумный компромисс.

Начинаем этот этап с короткой беседы ведущего:

– Как граждане страны могут проявить своё участие в политической жизни страны?
– Какие российские партии вам известны?
– Кого из партийных лидеров вы можете назвать?
– Какие условия, на ваш взгляд, делают процесс демократизации реальным и необратимыми?
– Что такое избирательное право?
– Каковы принципы участия в выборах?
– Какие избирательные системы вам известны?
– Знаете ли вы механизм выборов в нашей стране?

После такой беседы логично переходим к творческому заданию. Необходимо создать проект программы вашей партии в соответствии с идейными установками, чтобы привлечь на свою сторону как можно больше избирателей. На это отводится 15–20 минут.

Следующий шаг – презентация проекта. В то время как одна группа представляет свой проект, остальные слушают, могут подвергать критике, задавать вопросы, прояснять какие-то положения программы. После каждой презентации 5–7 минут дискуссии. Учитель выполняет роль спикера, предоставляя всем равные возможности высказаться и не допуская личных выпадов или неуважительного обращения. По итогам работы – создание манифеста.

III ЭТАП “Твоя гражданская позиция”

Учитель: “Этот этап урока едва ли не самый важный из всех, т.к. здесь ставится цель активизировать вашу гражданскую позицию, убедить всех в необходимости выполнять свой гражданский долг, голосуя на выборах.” И хотя учащиеся 11-го класса не будут пока принимать участие в выборах 2007 года, однако уже через год вы станете полноправными гражданами своей страны и сможете реализовать своё избирательное право. Вы должны быть убеждены в том, что от позиции каждого человека зависит сохранение и развитие демократических процессов в России. Чем больше избирателей придут на выборы и добровольно отдадут свои голоса за любого из кандидатов, тем меньше будет возможностей для фальсификации и обмана. Нужно помнить, что Ваш голос могут использовать другие для недобросовестных подтасовок результатов выборов. Нельзя этого допускать. Твоя гражданская позиция – это ответственность за всё, что происходит в твоей стране.

Однако очень часто приходится слышать довольно пессимистическое мнение: “Мой голос ничего не решает, всё равно будет так, как захотят власть имущих”. Выполните тест “Я – избиратель”.

Вывод урока:

– Почему важно принимать участие в выборах?
– Объясните выражение “ Твой выбор – твое будущее”.




В продолжение темы похожие новости:
Игра по станциям "Колесо истории"
Урок в 5 классе по истории Древнего мира "В театре Диониса"
Сценарий исторической игры "Знаешь ли ты историю Родины"
Урок обществознания по теме "Нравственные основы семьи, её психологический климат"
Интеллектуальная игра по истории "Умники и умницы"
Урок истории по теме "Эпоха дворцовых переворотов"
| урок | урка | твой | я твоя | выбор | выборы 2011 | твое | будущий | назад в будуще | ИЗБИРАТЕЛЬНОМУ | праву | праві | класс | гдз класс | история и обществознание | Урок Твой выбор – твое будущее по избирательному праву 11 й класс


Календарь новостей