Урок в 6-м классе по теме: "Восточные славяне в древности"

Цель:

Формирование начального представления о восточных славянах, о главных элементах культурного наследия.

Задачи:

Развивающие:

  1. Продолжить формирование навыков работы с источниками (историческими документами, и материалами учебника)и картой.
  2. Развивать умение анализировать источники , работать по алгоритму,делать выводы,

Образовательные:

Дать учащимся представление о прародине древних славян, о нравах, обычаях и традициях.

Воспитательные: способствовать формированию взаимоуважения, стремлению к сотрудничеству для достижения общего положительного результата, развитию толерантности, культуры общения в совместной работе.

Тип урока: Восприятие и осмысление новых знаний (в форме лабораторного занятия).

Оборудование:

  1. Учебный комплект (рабочая тетрадь и учебник) Данилов А.А. и Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века. М., 2006 г.;
  2. Атлас «История России для шестого класса»;
  3. Карта «Славяне и их соседи V-X в.;
  4. Исторические источники.

Формы и методы работы: групповая, частично-поисковая, фронтальная.

Оформление доски:

План:

  1. Происхождение и расселение славянских племен.
  2. Занятие славян.
  3. Быт и нравы.
  4. Верование др. славян.
  5. Управление.

Вопрос урока: (Какие нравы, обычаи и традиции древних славян сохранились до наших дней.) на доске записывается в конце урока после обсуждения и подведения учащихся к самому вопросу.

Мы узнаем: Колонизация, язычество, идол, быт, нравы, вервь, вече.

Схема: 

Ход урока

План

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

1. Приветствие.

2. Запись домашнего задания:

п. № 8 уч. А.А. Данилов Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVI в.»

Творческое задание: «И я там был, мед ведал и славянам удивлялся»

1. Участие в приветствии

2. Запись д.з.

II. Актуализация знаний по пред. теме. 1. Напомните мне тему предыдущего урока.

2. Перед тем как познакомиться с новой темой, давайте поиграем в игру «Веселый мячик»приложение№1, с помощью которой мы вспомним материал предыдущего занятия. Мы с вами вместе отметим наиболее интересные вопросы ребят.

3. Анализ игры (вопросов и ответов учащихся).

1. Введение в историю России. Характеристика вспомогательных исторических дисциплин и источников.

2. Учащийся при получении мячика отвечает на заданный вопрос, при передаче другому участнику задает свой вопрос по предыдущей теме.

III. Переход к изучению нового материала. 1. Сообщение темы занятия

2. Мотивация на выбор темы и формулировку:

- Ребята, как вы думаете, почему для нас сегодня важно изучение данного материала.

3. Определение вида работы:

-Ребята мы сегодня с вами будем проводить исследование по данной теме; цели и задачи занятия. Наша с вами задача в ходе исследования выяснить: (план урока).

Обратите внимание, что сегодня не сформулирован вопрос занятия, по окончанию нашей с вами работы мы вместе должны будем это с вами сделать.

4. Знакомство с текстами на основе, которых организовано лабораторное занятие.

5. Разъяснение инструкций и требований:

Исследование мы будем проводить в микрогруппах 4-5 человек.

В конце урока у нас должно сложиться полное представление по следующим вопросам (см. план).

Каждая группа получает карточку-задание исторический документ с примерными вопросами, с помощью которых вы должны составить краткий рассказ-выступление. Выполнить совместно задание, которое группа должна сдать в конце урока.

Заполнить групповой лист –Выступление 3-4 минуты.

Объяснение критерия оценок – приложение №2.

Сегодня я буду в роли консультанта и координатора ваших действий.

Познакомьтесь с материалом, есть ли вопросы по заданиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Деление на группы.

2. Знакомство с раздаточным материалом.

3. При необходимости задают вопросы.

 

 

IV. Работа учащихся в группах 1. Наблюдение за работой учащихся, ответы на возникшие вопросы, координация действий по необходимости

1 гр. - исследует вопрос расселения и происхождения славянских племен. Карточка-инструкция №1 приложение №3

2 гр. - исследует вопрос занятие славян. Карточка-инструкция №2 приложение №4.

3 гр. - исследует вопрос быт и нравы восточных славян. Карточка-инструкция №3 приложение №5.

4 гр. - исследует вопрос верования славянских племен. Карточка-инструкция №4 приложение №6 .

5 гр. - исследует вопрос управление в славянских племенах Карточка-инструкция №5 приложение №7.

Время работы в группах – 10 минут.

По окончанию работы гимнастика для глаз.( 2 мин)

Приложение № 9.

Работа учащихся в группах по алгоритму.

приложение №8

1. Выбор лидера группы.

2. Выбор хранителя времени.

3. Работа с документами (чтение, выбор главного)

4. Работа с вопросами.

5. Совместное обсуждение.

6. Выполнение задания.

7. Выбор выступающего.

V. Закрепление нового материала. Выступление групп и совместное обсуждение материала 1. Выступление 1 группы:

- выступление учащегося с опережающим домашним заданием о «Повести временных лет» и ее авторе. 3 мин.

Вопросы для совместного обсуждения:

- используя карту, определите, на какие три ветви разделились восточные славяне в ходе своего расселения.

- с какими племенными союзами они граничили.

В ходе расселения мы видим процесс колонизации.

- выступление учащегося с опережающим домашним заданием (Найти термин «Колонизация» и дать его определение).

2. Выступление 2 группы:

- выступление учащегося с опережающим домашним заданием о

Прокопии Кесарийском и о Маврикии Стратеге.

Вопросы для совместного обсуждения:

- как природа повлияла на занятия восточных славян.

- заполнение схемы-таблицы.

3. Выступление 3 группы.

- выступление учащегося с опережающим домашним заданием (Найти термины «Нравы», «Обычаи», «Быт» и дать их определение).

- какие внешние изменения произошли в облике современных славян, что могло повлиять на эти изменения.

4. Выступление 4 группы.

- выступление учащегося с опережающим домашним заданием (Найти термины «Язычество», «Идол» и дать их определение).

- давайте найдем отличительные особенности современной славянской религии и верований славян в древности.

5. Выступление 5 группы.

- выступление учащегося с опережающим домашним заданием (Найти термины «Вервь», «Вече», «Народное ополчение» и дать их определение).

- постарайтесь сравнить управление славян в древности и в современном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Однобоже – Многобоже; строительство храмов – идолы; существование религиозных обрядов и праздников и т.д.

VII . Подведение итогов. Рефлексия

1. Какую тему мы сегодня с вами исследовали?

2. Подвести к формулировке вопроса урока.

3. Как вы думаете, почему нам с вами удалось рассмотреть такой широкий спектр вопросов, связанных с нашей темой?

- как мы это делали?
- зачем мы это делали?
- достигли ли мы тех целей, которые перед собой ставили?

 



В продолжение темы похожие новости:
Праздник "Башкортостан – республика моя"
Урок обществознания в 11-м классе по теме "Политические партии"
Урок обществознания в 6-м классе "Государственные символы России"
Метод проектов на уроках истории и во внеклассной работе по предмету
Урок по обществознанию в 8-м классе по теме "Современный мир. Терроризм
Внеклассное занятие по истории
| урок | урка | классе | гдз класс | теме | и тем и тем | восточные | восточные славяне | древности | славяне в древности | история и обществознание | Урок в 6 м классе по теме Восточные славяне в древности


Календарь новостей