Урок истории "Русь и Орда", 6-й класс

Цели урока:

  1. Дать представление об организации ордынской власти на Руси, показать монголо-татарское иго как время длительного господства Золотой Орды над русскими землями
  2. Воспитывать личности с высокой потребностью в познавательной деятельности, умеющие логически мыслить, участвовать в обсуждении, выстраивать причинно-следственные связи.
  3. Продолжение отработки умения давать оценку деятельности исторических деятелей, преобразования текста в таблицу

Задачи урока:

    • Познакомиться с государством Золотая Орда;
    • Выяснить степень зависимости Руси от Орды
    • Понять, в чем состояла трудность морального выбора русских князей ХIII в.;

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами практической работы

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, карта, рисунки и текст учебника Данилова А.А. “История России с древнейших времен до конца ХVI века”, тексты документов, презентация

План урока.

  1. Оргмомент. (1 мин.)
  2. Проверка домашнего задания, тестирование (5 мин.)
  3. Изучение нового материала (30 мин.)
    1. Итоги монгольского вторжения на Русь.
    2. Орда в ХIII веке
    3. Система власти Золотой Орды
    4. Трудный выбор русских князей
  4. Закрепление. (3 мин.)
  5. Рефлексия (2 мин.)
  6. Домашнее задание (1 мин.)

Ход урока

Оргмомент

Проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель: доброе утро, присаживайтесь. Давайте поприветствуем соседа по парте, улыбнемся ему.

Учитель: Задумайтесь над тем, зачем вы пришли сегодня на урок? Если ваш ответ: “УЧИТЬСЯ” или “Узнать новое”, то посмотрите на тему урока и подумайте над следующим вопросом. Что вы хотели бы узнать или понять, изучая данную тему?

(Слайд № 1)

Обсуждение задач урока.

Насколько задачи, которые поставлены, совпадают с вашими предположениями?

(Знакомство с целями урока)

(Слайд № 2)

Проверка пройденного материала

Учитель: Напомню, что в 13 веке Русь оказалась в очень тяжелом положении. Что это означает?

(Русь подверглась нападению с двух сторон: с Востока (Золотая Орда) и с Запада (крестоносцы).

(Слайд № 3)

Учитель: Что несли на Русь крестоносцы? (Католическую веру).

Кто возглавил борьбу с крестоносцами? (Александр Невский)

Освежим в памяти материал, выполнив тестовые задания.

Тестирование по изученному ранее материалу “Борьба с иноземным нашествием(ответы представлены на слайде, взаимопроверка).

Один человек у доски – даты (1223 г., 1237 г., 1240 г., 1242 г.), другой – понятия (колонизация, республика, посадник, воевода, вече).

(Слайд № 4,5)

Класс работает над тестами (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1), затем выполняет взаимопроверку, ставит оценки работавшим у доски.

Изучение нового материала

Учитель: Мы сегодня продолжаем разговор о монголо-татарах. Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке, чтобы выполнить задачи урока?

(Обращаемся к плану урока)

(Слайд № 6)

Проблема!

Какой выбор должны были сделать князья Руси в отношениях с Ордой?

(Слайд № 7)

Вопрос учащимся: Давайте вспомним, что принесли монголы на Русь? Каковы были последствия монгольского нашествия?

(Слайд № 8,9)

(Заслушивание ответов)

Учитель: Все вы абсолютно правы. Археологи свидетельствуют: было выявлено, что из 74 изученных городов, относящихся к периоду монгольского нашествия, 49 были разорены Батыем; 14 из них так и не поднялись из пепла. Действительно, большая часть Руси была ограблена.

(Слайд № 10)

Но на этом несчастья не закончились. Монгольская империя была огромна и состояла из нескольких частей. Рядом с Русью крепло государство монголов – Золотая Орда. Самым страшным последствием было многолетнее владычество монгольского государства над Русью – ИГО.

(Слайд № 11,12)

Что же представляла собой Золотая Орда?

Сообщение учащегося.

(Слайд № 13, 14)

Монголо-татарское государство было основано в 1236 году ханом Батыем. Власть золотоордынских ханов простиралась на территорию от нижнего Дуная и Финского залива на западе до бассейна Иртыша и нижней Оби на востоке, от Черного, Каспийского и Аральского морей и озера Балхаш на юге до новгородских земель на севере. В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Хорезм, Волжская Булгария, Северный Кавказ, Крым, степи Северного Причерноморья и Поволжья. Огромноле государство было разделено на части – улусы Коренные русские земли не входили в Золотую Орду(Улус Джучи), а находились в вассальной зависимости от неё, русские князья платили дань и подчинялись приказам ханов. Центром Золотой Орды было Нижнее Поволжье, где при Батые столицей был город Сарай-Бату (близ современной Астрахани), в первой половине 14 века столица была перенесена в Сарай-Берке, основанный ханом Берке (1255-1266) (близ современного Волгограда).

Изначально государство было языческим, затем было принят ислам.

После завершения периода завоеваний, сопровождавшихся чудовищными разрушениями и массовыми человеческими жертвами, главной целью золотоордынских правителей стало обогащение за счет ограбления порабощенного населения. В городах Золотой Орды действовали разнообразные ремесленные мастерские с производством на рынок, но работали в них, мастера, вывезенные из Хорезма, Северного Кавказа, Крыма, а также пришлые русские, армяне, греки. Многие города на завоеванных землях были разорены монголами, находились в упадке или вовсе исчезли.

Вопрос учащимся:
Повторим услышанное

(Ответы учащихся, проверка)

(Слайд № 15)

Учитель:

Русь стала вассалом Золотой Орды, но не вошла в ее состав. В чем же выражалась зависимость? У вас на столах лежит текст, в котором описываются взаимоотношения Руси и Орды. Попробуйте самостоятельно представить данную информацию в виде схемы. Для того, чтобы вам было легче, на доске изображена основа. По ходу работы записывайте новые слова в словарь.

(ПРИЛОЖЕНИЕ № 2)

(Слайд № 16) 88строение.тилена имеетссмотрим в вершинах атомы водорода. о гибридизации орбиталей. а все связи равноценны.

Работа учащихся с текстом, составление схемы

Учитель:

Давайте проверим, что у вас получилось. Кто может рассказать нам с опорой на схему, в чем проявлялась зависимость Руси от Орды?

Кто освобождался от уплаты “дани”? Почему?

(Слайд № 17, 18,19)

Вопросы учащимся:

В каких сферах общественной жизни проявлялась зависимость? (в политической и экономической)

В каких сферах проявлялась бы зависимость, в случае завоевания Руси Западом? (в политической и духовной)

Что имеет худшие последствия для истории государства и его народа? (духовное порабощение)

Учитель: Проверьте наличие в словарях новых терминов.

Учитель: Поработаем с новыми терминами. О чем идет речь в документе и на рисунках? (Заслушивание ответов)

1)Ордынский выход

(слайд №20)

2)Перепись населения (численники)

(слайд № 21)

3)Ярлык, баскак

(слайд № 22)

Физкультминутка для глаз: последим за смайликлом

Физкультминутка (проводит учащийся)

(слайд № 23)

Учитель:

Как же на население Руси относилось к такому положению вещей? На карте видно, с каким сопротивлением пришлось встретиться ханам и баскакам на Руси.

(Слайд № 24)

Учитель: В жизни человека и в жизни человечества иногда наступают “минуты роковые” – переломные моменты, когда необходим выбор дальнейшего пути. Настало такое и время и у князей. Какой выбор должны были сделать русские князья в отношениях с Золотой Ордой?  (Заслушивание ответов)

(Слайд № 25)

Как же поступали князья на самом деле? Работа с документом “Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Федора”,

(ПРИЛОЖЕНИЕ № 3).

По окончании работы – ответы учащихся

Как мы уже видели, некоторые князья не покорились Орде. Но так действовали не все. Познакомимся с деятельностью некоторых из правителей того времени.

(ПРИЛОЖЕНИЕ № 4)

(Слайд № 26)

Выбор какого из князей вам кажется наиболее верным и необходимым русскому государству в этот период? Докажите свою точку зрения.

(Заслушивание предположений)

Действительно, действия Александра Невского в тот момент, были самыми разумными. Он смог оградить Новгородскую землю от разорительных набегов ханов и не допустить появления у ее границ западных завоевателей.

(Слайд № 27)

Закрепление изученного материала; Учитель: Предлагаю вам проверить, насколько вы усвоили материал.

(Слайд № 28)

Верите ли вы, что…

  • бессермены – это командиры ордынского войска (нет)
  • князья получали в Орде ярлыки (да)
  • антиордынские восстания прокатились по Руси в 1262 г. (да)
  • “выход” платили все жители Руси (нет)
  • Александр Невский выбрал путь сотрудничества с Ордой (да)
  • Улус – это денежная единица в Орде (нет)

Рефлексия ; Учитель: Мне бы очень хотелось узнать, что вы думаете об уроке. Для этого мы составим привычный синквейн. Если вы просто хотите высказаться – милости прошу.

(Слайд 29)

Заслушивание ответов

5 Домашнее задание.

§ 14, составить таблицу “Последствия зависимости Руси от Орды”

(Слайд 30)

Молодцы, благодарю всех участников урока.

(Слайд 31)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5




В продолжение темы похожие новости:
Человек и человечность (по произведению А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц")
Урок гражданственности и патриотизма на тему "Путешествие по страницам истории Екатеринодара–Краснодара"
Интегрированный урок (английский язык + история) по теме "Королевский Лондон", 6-й класс
Интегрированный урок (история + математика) "Московский Кремль от Ю.Долгорукого до Ивана III. Решение задач с уравнением". 7-й класс
Опорные конспекты
Создание Красной Армии
| урок | урка | истории | классы история | русь | руся | орда | золотая орда | класс | гдз класс | история и обществознание | Урок истории Русь и Орда 6 й класс


Календарь новостей