Урок истории в 10-м классе по теме "Начало Смуты"

Цели – на основе изучения материала темы:

  • рассказать о правлении Бориса Годунова;
  • определить причины Смуты;
  • разобрать ход Смуты;
  • познакомить учащихся с причинами, основными событиями и результатами восстания Болотникова.

Основные понятия: Смута, народное восстание, самозванство.

Оборудование: карта Смута в России 1598 – 1613гг., презентация, тетради, карточки, учебники.

Важнейшие даты:

1598 – 1605гг. – царствование Бориса Годунова;
1605 – 1606гг. – царствование Лжедмитрия I:
1606г. – восстание Ивана Болотникова.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Вступительная беседа.

Вспомните, какова судьба сыновей Ивана Грозного? Обобщая ответы учащихся, учитель говорит: В припадке гнева Иван Грозный убил своего старшего сына Ивана, такого же крутого нравом, как и его отец. В 1584 г. на престол взошел другой сын Грозного, Федор. Оставался, однако, еще и малолетний Дмитрий от последней жены Ивана IV из рода Нагих. В отличие от отца Федор обладал мягким нравом, был, по выражению современников, “кротким” царем. Но Федор Иванович совершенно не любил государственные дела, быстро уставал от них. Он предпочитал проводить время в церкви, за тихими беседами, в покое. Основные государственные заботы и власть вместе с этим перешли к шурину (брату жены) царя Борису Годунову. Государь очень любил свою супругу Ирину, а Годунов, в свою очередь, имел на сестру большое влияние. Власть Бориса Годунова всилу его личных качеств в тот период главным образом держалась на родстве с женой царя.

6 января 1598г умер царь Федор Иванович. Между тем у Федора и Ирины детей не было, и среди знати постоянно возникали требования о расторжении этого бездетного брака. Сам царь и, понятно, особенно Годунов всячески противились этому. Бездетному Федору должен был наследовать младший сын Грозного Дмитрий.

В 1591 г в результате угличской драмы погиб малолетний Дмитрий, законный наследник царского престола. Обстоятельства этого дела полностью не ясны. Официальная версия гласила, что царевич в припадке падучей болезни (которой наградил его отец) упал на нож и зарезался. Однако в самом Угличе произошел мятеж, поскольку молва вполне определенно называла виновниками убийства царевича подосланных Годуновым людей. Скорее всего, так и было. За мятеж угличан строго наказали, многих выселили. Существует и еще одна версия, что царевич был спрятан, а убит другой ребенок.

2. Междуцарствие.

Царь Федор Иванович не оставил письменного завещения. По поводу его последней воли существует 2 версии. Одна из них исходила от правительства Бориса Годунова и гласила, что Федор “оставил державу” своей супруге, родной сестре Бориса, а своими душеприказчиками назначил патриарха Иова и Бориса Федоровича. По другой версии, подкрепленной свидетельствами современников, Федор наказал Ирине “принять иноческий образ” и остаток жизни провести и монастыре.

С первого же дня междуцарствия началась упорная борьба между претендентами на обладание высоким троном государя. Среди желающих надеть на себя шапку Мономаха первыми называли представителей высшей знати – Федора Никитича Романова (родного племянника царицы Анастасии и двоюродного брата царя Федора) и “принцев крови” Василия, Дмитрия, Александра и Ивана Шуйских. Царь — божий помазанник: его власть от бога, а потому он должен быть из определенной династии. Сознание, не только народа, но и знати Борис Годунов по своему родословию был одним из последних в ряду тех, кого аристократы ститали достойным занять первое место в государстве. По их глубокому убеждению, царем на Руси мог быть только князь Рюрикович, а Борис, который происходил не от “царского корени”, не мог и не должен был думать о царской короне. И все же в трудной, полной драматизма борьбе за корону, нелегкую победу в конечном счете одержал Годунов.

3. Правление Бориса Годунова.

Работа с Презентацией “Борис Годунов” <Приложение 4>.

По ходу показа презентации идёт рассказ о правлении Бориса Годунова.

В начале рассказа ставится вопрос: “В чём вы видите итоги царствования Бориса Годунова?”

4. Причины Смуты.

Рассказ учителя.

Учащиеся по ходу рассказа учителя записывают в тетрадь: причины Смуты.

1. Главной причиной обострения социальных противоречий в конце XVI – начале XVII вв. было усиление крепостной тягости и государственных повинностей крестьян и горожан (посадских людей).

2. Обострение нужды и бедствий вследствие страшных результатов Опричнины и Ливонской войны

3. Большие противоречия были между московским привилегированным и окраинным, особенно южным, дворянством. Составившееся из беглых крестьян и иных вольных людей, казачество представляло собой горючий материал в обществе: во-первых, у многих были кровные обиды на государство и бояр-дворян, во-вторых, это были люди, главное занятие которых составляли война и грабеж. Сильны были интриги между различными группами бояр.

4. В 1601-03 гг. в стране разразился небывалый голод. Это непредвиденное трагическое событие сыграло едва ли не роковую роль в судьбе царя. Проливные дожди 10 недель, потом, в конце лета, мороз повредил хлеб. На будущий год опять неурожай. Наступил страшный голод, о котором Н.М.Карамзин писал: “Тогда началось бедствие, и вопль голодных встревожил царя. Не только гумна опустели, и четверть ржи возвысилась ценою от 12 и 15 денег до 3 рублей. Борис велел отворить царские житницы в Москве и других городах; убедил духовенство и вельмож продавать хлебные запасы свои также низкою ценою; отворил казну: в 4-х оградах, сделанных близ деревянной стены московской, лежали кучи серебра для бедных: ежедневно, в час утра, каждому давали 2 московки, деньгу или копейку, – но голод свирепствовал: ибо хитрые корыстолюбцы обманом скупали дешевый хлеб в житницах казенных, святительских, боярских, чтобы возвышать цену и торговать им с прибытком бессовестным: бедные, получая в день лишь копейку серебрянную, не могли питаться…” Последствия были тяжелыми, несмотря на мероприятия, призванные облегчить положение простых людей. Только от болезней, последовавших за голодом, в одной Москве умерло около 130 тысяч человек, в селах и в других областях от голода и холодов еще несравненно более, зимой люди десятками замерзали на дорогах. Многие от голода отдавали себя в холопы, и, наконец, нередко господа, не в силах прокормить скот, выгоняли слуг. На окраины, особенно южные и юго-западные бежало множество людей. Там скапливался горячий материал, готовый вспыхнуть в любое время. Начались разбои и волнения беглых и гулящих людей, которые действовали под самой Москвой и в бою с царскими войсками даже убили воеводу Басманова.

5. Кризис династии: пресечение Мужской ветви прявящего княжеско-царского московского дома.

5. Обострение обстановки.

Работа с к/ф “ История государства Российского” (Том XIII, серия № 16).

В 1603г началось восстание Хлопка. Оно вспыхнуло в юго-восточных уездах страны, где собрались тысячи холопов, из которых, судя по прозвищу, вышел их предводитель, и других обездоленных людей. Восставшие громили дворянские имения. Их отряды собрались в огромное и двинулись к столице. Против “воров” было брошено большое войско во главе с молодым талантливым полководцем, окольничим И.Ф.Басмановым. В октябре 1603г оба войска сошлись к западу от Москвы. Повстанцы неожиданно напали на авангард Басманова, разгромили его, погиб и главнокомандующий. Сражение основных сил было ожесточенным и кровопролитным. Лишь с большим напряжением правительственное войско одолело сермяжную рать Хлопка. Его взяли в плен и казнили, как и многих повстанцев. Но другие спаслись, бежали туда, откула пришли: на юго-западные окраины.

Голод и другие несчастья обострили все противоречия. Народ связывал бедствия страны с убийством Дмитрия и неправедным воцарением Годунова. Восстание Хлопка было кульминацией “голодных бунтов” 1601-03 гг и в дальнейшем переросло в движения времени самозванцев.

6. Лжедмитрий I.

Работа с Презентацией “Лжедмитрий I” <Приложение 5>.

В результате работы с презентацией, ребята должны ответить на вопрос: “Лжедмитрий – авантюрист или расчётливый политик?”

6. Восстание под руководством Ивана Болотникова.

Учитель. По мере доклада вашего одноклассника заполняем таблицу.

Предводитель

Иван Исаевич Болотников, военный холоп князя А.А. Телятевского

Союзники

П.Ляпунов, Г.Сумбулов, И. Пашков, Г.Шаховской, П.Горчаков,И.Муромец.

Состав.

Крестьяне, казаки, дворяне.

Задачи.

Свергнуть власть бояр, отменить “заповедные гола, “урочные лета”, посадить на престол России ЛжедмитрияI.

Основные этапы.

Лето 1606г. – поход Елец, Калуга, Серпухов.

Октябрь 1606 – осада Москвы.

Конец 1606 – 1607гг. – отступление к Калуге, Туле.расправа над участниками гражданской войны.

III. Рефлексия.

  1. Перечислите причины Смуты.
  2. Укажите причины гражданской войны
  3. В истории нет сослагательного наклонения, но попробуйте ответить на вопрос: “если бы не было Григория Отрепьева была бы неизбежной Смута?”

Домашнее задание

  • § 30 учебника В.И Буганов, А.Н. Сахаров. История России с древнейших времен до XVII века. – М.: Просвещение, 2006. – 336с.
  • Подготовить доклады:

“Борис Годунов – исторический портрет.

“ Лжедмитрий, причины падения”.

Список литературы:

  1. Н.И.Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М.: Мысль, 1993
  2. А.П.Сахаров, А.П.Новосельцев. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М.: АСТ, 1996
  3. А.П.Павлов. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605). –Спб.: Наука, 1992
  4. В.О.Ключевский. Русская история. Полный курс лекций. – М.: Мысль, 1996.
  5. С.М.Соловьев. Чтения и рассказы по истории России. – М.: Правда, 1990.
  6. Григорий Отрепьев – Новосибирск, 1990;
  7. Петрушевский А.Е. Рассказы про старое время на Руси от начала Русской земли до Петра Великого. – Ярославль, 1994.
  8. В.И Буганов, А.Н. Сахаров. История России с древнейших времен до XVII века. – М.: Просвещение, 2006.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3




В продолжение темы похожие новости:
Кризис военно-коммунистической политики
Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие по истории Древнего мира". 5-й класс
Урок истории по теме "Россия в эпоху Петра I"
Открытый урок по теме: "Социальные нормы и отклоняющееся поведение". 10-й класс
Викторина по истории России с использованием компьютерной технологии на тему: "Ассамблея петровских времен"
Открытый урок истории в 7-м классе "Личность Петра Великого, или Уроки жизни будущего реформатора России"
| урок | урка | истории | классы история | классе | гдз класс | теме | и тем и тем | начало | в начале | Смуты | история и обществознание | Урок истории в 10 м классе по теме Начало Смуты


Календарь новостей