Восстание декабристов в судьбе русских женщин

Цели:

  • рассмотреть, какое влияние оказал декабризм на жен декабристов
  • вывести фактические знания учащихся на уровень причинно- следственных связей, обобщений, выводов
  • способствовать воспитанию у учащихся чувства сострадания. гордости за лучших сынов Отечества.

Оборудование:

  • учебник "История России"П. Н. Зырянов
  • портреты декабристов, жен декабристов, Николая I. Александра II, картина "Восстание декабристов 14 декабря 1825 года на Сенатской площади".
  • выставка книг о декабристах, рефераты учащихся.

"Спасибо женщинам: они дадут несколько прекрасных строк нашей истории:"
П. А. Вяземский.

План урока:

  1. Вводная часть. Постановка проблемы.
  2. НиколайI и жены декабристов.
  3. Подвиг декабристок.
  4. Подведение итогов. Выводы.

Вводная часть.

В истории каждой страны есть незабываемые памятные даты. Проходят годы, меняются поколения, новые люди выходят на историческую арену, меняется быт, уклад, общественное мировоззрение, но остается память о тех событиях, без которых нет подлинной истории. Декабрь 1825 года явление такого рода.

184 года отделяют нас от сурового студеного дня, когда лучшие сыны России вышли на Сенатскую площадь, чтобы ценою жизни своей разбудить крепостную Россию.

"Сенатская площадь "и "Черниговский полк" стали историко-культурными символами. Достаточно произнести эти словосочетания и испытываешь смешанные чувства гордость и грусть:первое - за сознательное выступления за свободу, второе - первое трагическое поражение.

Учитель:

Вспомните, в чем заключается причина поражения восстания декабристов?

Ответ учащихся:

- Срыв первоначального плана восстания, оторванность от народа, численное превосходство и лучшее вооружение царских войск, выжидательная тактика, нерешительность восставших.

Учитель:

Каковы результаты следствия и суда над декабристами?

Ответ учащихся:

-По делу декабристов были привлечены 579 человек. Пятерых император Николай I распорядился повесить (Пестель, К. Рылеев, С. Муравьев Апостол, М. Бестужев - Рюмин, П. Каховский). В ночь на 13 июля 1826 г. они были повешены ; 25 человек сосланы на вечную каторгу ; 10-ки декабристов на каторжные работы сроком на 20 лет ; разжалованные рядовые были сосланы на Кавказ.

Учитель:

Итак, Николай I удивил Европу своим "милосердием".

В июле 1826 года началась отправка в Сибирь осужденных. Вслед за "государственными преступниками" отправись их жены.

Наш урок посвящен женам декабристов.

Среди 121 осужденного декабриста к 14 декабрю 1825г. женатыми были лишь 23 человека. Большинство из них были совсем еще молоды.

Ребята, назовите фамилии женщин, которые получив разрешение от царя на выезд к мужьям в Сибирь

Ответ уч-ся:

Трубецкая Е.И., Волконская М.Н., Муравьева А.Г., Нарышкина Е.П., Фонвизина Н.Д., Розен А.В., Анненкрва П.Е., Юшневская М. К. , Давыдова А.И., Ентальцева А.В. , Камилла Ле-Дантю в качестве невесты приехала к Ивашеву и там была обвенчана с ним.

Учитель:

Итак, вы назвали 11 фамилий, а разрешение получили 14 женщин.

По каким же причинам не смогли выехать другие женщины?

Ответ уч-ся (рассказывают о судьбе Якушкиной Анастасии Васильевны, о женах АртамонаМуравьева, Бриггена)

Учитель:

Таким образом, в Сибири оказалось 8 мужей, отторгнутых от жен и детей, и 7 женихов с обручальными кольцами без надежды на сочетание браком с невестами. Мы видим, что поехали в Сибирь за "преступниками" не все женщины.

Ребята, как бы вы оценили их поступок?

Ответ учащихся.

Учитель:

А какие препоны были созданы на пути декабристок?

Ответ уч-ся:

  • лишались всех привилегий своего положения в обществе.
  • нельзя брать с собой детей и родственников
  • оставаться в Сибири до самой смерти мужа, а то и до собственной
  • дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казенные заводские крестьяне
  • нельзя брать денежные суммы, вещей многоценных.

Учитель:

Ребята, как вы думаете, что для них было более страшным условием?

Ответ уч-ся:

Нельзя брать с собой детей и родственников

Учитель:

А почему Николай I ставит препоны?

Ответ уч-ся:

Николай I сослал в Сибирь декабристов с тем, чтобы Россия забыла своих мучеников, чтобы время и отдаленность их тюрьмы, отсутствие информации об жизни стерли их имена из памяти народа.

Учитель:

Были ли у него мысли о том, что узнав условия, жены откажутся от поездки?

Ответ уч-ся:

Да, так как большинство женщин были из высшего общества, из титулованной знати - княгиня Волконская и Трубецкая. Муравьева из графского ряда Чернышевых ;Нарышкина дочь графа Фонвизина - из рода Апухтиных.

Воспитывались они в роскошных домах, у них было все:

Учитель:

Император не хочет, чтобы жены декабристов ехали в Сибирь. Ему жалко их?

Ответ уч-ся:

Нет, он думает о себе. Он ждал презрения, тут внимание (запретил носить траур, произносить их имена, детям менять фамилии)

Учитель:

Но почему бы ему просто не запретить женам выезжать?

Ответ уч-ся:

Не было такого закона. Статья 222.

Учитель:

И все таки 11 из женщин не смотря на приказ, проделали это путешествие, которое сам царь считал "ужасным":

Первым всегда труднее. А кто же была первой?

Ответ уч-ся:

Трубецкая.

Учитель:

Давайте послушаем, какие препятствия они выдержали.

(Диалог Трубецкой с губернатором)

Учитель:

Вслед за Трубецкой выехали в Сибирь Волконская, Муравьева и другие.

Как вы думаете, что послужило толчком к принятию каждой из декабристок решение обречь себя на добровольное изгнание?

Ответ уч-ся:

(рассказывают о Волконской.)

Учитель:

Женщины приехали в Сибирь. Опишите несколько встреч жен с мужьями.

Ответ уч-ся:

(рассказывают о встрече Трубецкой с мужем и Волконской).

Учитель:

Ребята. давайте рассмотрим в каких условиях жили декабристки в Сибири?

Ответ уч-ся:

Трубецкая и Волконская жили в крестьянской избе со слюдными окнами и дымящейся печью. холодные сени. Лежа головой к стене - ноги упирались в дверь. просыпаясь зимним утром - волосы примерзали к бревнам между венцами.

С мужьями виделись 2 раза в неделю - в тюрьме в присутствии офицера. В остальные дни княгини брали скамеечку. поднимались на сопки. откуда был виден тюремный двор.

Учитель:

Так они провели почти год. А потом были переведены в Читу. С 1827 года начали доставлять осужденных в Читу. В 1928 году там уже насчитывалось более 70 осужденных и вместе с ним - 8 женщин.

Первой здесь обосновалась Муравьева.

В каких условиях жили декабристки в Чите?А потом в Петровском?

Ответ уч-ся:

Рассказывают об условия жизни, чем занимались.

Учитель:

Какую роль сыграли женщины в жизни осужденных?

Ответ уч-ся:

  • поддерживали осужденных морально
  • Розен писал о женах: "Они были нашими ангелами-хранителями".
  • как бы цементировали, сплачивали узников:.

Учитель:

Как вы думаете, можно ли назвать декабристок героинями? Если да, то за какие качества?

Ответ уч-ся:

(рассказывают о трудной судьбе Муравьевой, о Давыдовой и др.)

Учитель:

Приведите пример, где царь был очень жесток с женами декабристов.

Ответ уч-ся:

(рассказывают о Ентальцевой, Муравьевой:)

Учитель:

Наступил 1856 год. Год смерти Николая I. В связи с коронацией нового императора Александра II был издан манифест об амнистии декабристов и разрешение вернуться из Сибири.

В живых декабристов осталось только 40человек. Многие декабристы возвратились, но некоторые остались в Сибири.

Сибирскую ссылку пережили 8 из 11 декабристок: первой умерла Муравьева (1832г) в Петровском заводе, Ивашева (1839г) в Туринске, Трубецкая (1854г) похоронена в одной могиле вместе с тремя детьми.

Что вы знаете о дальнейшей судьбе декабристов и декабристок?

Ответ уч-ся:

(рассказывают о судьбах Трубецкой, Волконской, Муравьевой, Фонвизина и др.)

Вопрос учителя:

Итак ребята, мы с вами сегодня рассмотрели несколько судеб русских женщин-декабристок.

Какое влияние оказал декабризм на женщин?

Ответ уч-ся:

Декабризм оказал глубокое нравственное влияние на женщин, раскрыл их лучшие душевные качества, пробудил готовность к самопожертвованию, мужество, энергию, показал, что они обладают неисчерпаемым запасом любви и участия. Главная сила заключалась в терпении.

Учитель:

В конце нашего урока хочется обратиться к словам Петра Вяземского

"Спасибо женщинам: они дадут несколько прекрасных строк нашей истории:"

П. А. Вяземский.




В продолжение темы похожие новости:
Использование проектной методики для изготовления объемной наглядности при изучении истории
Урок истории по теме "Внутренняя политика Николая I"
Викторина "Путешествие по Японии"
День народного единства
Система использования ИКТ-технологий на уроках истории
Конспект урока истории по теме: "Смутное время"
| восстание | восстание обезьян | декабристов | восстание декабристов | судьбе | судьба онлайн | русских | русскай | порно женщин | поздравления женщине | история и обществознание | Восстание декабристов в судьбе русских женщин


Календарь новостей