Урок на тему "Ниппон — Страна восходящего солнца"

Тема урока: «Ниппон – страна восходящего солнца».

Цели:

  • узнать особенности японской архитектуры, садово-паркового искусства, такие национальные традиции как чайная церемония и икэбана;
  • научиться анализировать произведения японской культуры; научиться осуществлять поиск и критический информации в источниках различного типа;
  • научиться интерпретировать явления японской культуры на основе актуализации личного эмоционального эстетического и социокультурного опыта;
  • применять приобретенные знания для выбора путей своего культурного развития, организации личного и культурного досуга;
  • развивать толерантное отношение к миру, что необходимо для адаптации в современном мире;
  • развивать память и воображение; мотивировать учеников к дальнейшему глубокому самостоятельному освоению культурного наследия Японии;

Тип урока: изучение нового материала.

Форма обучения: сочетание коллективной и групповой форм обучения.

Время занятия: два урока по 45 минут.

Структура урока:

  • Мотивационная беседа. Постановка целей урока.
  • Изучение нового материала.
  • Проекты учащихся.
  • Заключение.
  • Домашнее задание.

Опережающее задание: разделив учащихся на две группы, предложить, используя научно-познавательную литературу, собрать материал по национальным традициям Японии и представить в виде проекта:

1 группа – «чайная церемония»;
2 группа – «икебана».

Оборудование: Компьютер; мультимедийный проектор; компьютерная презентация; кимоно, чайные чашки; вазы, цветы.
Урок проводится в мультимедийном кабинете.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Вводное слово учителя

– Тема нашего урока: культура Японии – «Страны восходящего солнца», как называют свою родину сами японцы (Приложение. Слайды1–2). Япония – это одно из более полутора сотен государств, существующих на земном шаре и зачем нам знать о Японии и японцах? (Приложение. Слайд 6) В отличие от РФ Япония уже вступила в период постиндустриального общества и развивается все динамичнее. Это наш дальневосточный сосед и наша страна имеет неоднозначные отношения с Японией: это и нерешенные территориальные вопросы по поводу Курил; и проблемы браконьерства в российских территориальных водах; и долгосрочные, обещающие большую прибыль проекты поставки природного газа в Японию. Что же мы о Японии знаем? (Приложение. Слайд 7) Мы знаем о них, до обидного мало, в сравнении с той ролью, какую играет Япония в современном мире: марки «Тойота», «Сони», «Панасоник», каратэ, кимоно, покемоны – все это на слуху. Но ведь нельзя, например, слыть сведущим в русской жизни, зная о России лишь: медведи, блины, морозы. Понимаем ли мы японцев? (Приложение. Слайд 8) Английский путешественник Петри Ватсон писал: «Если вы пробыли в Японии шесть недель, то вы все понимаете. Через шесть месяцев вы начинаете сомневаться. Через шесть лет вы ни в чем не уверены». Действительно, входя в дом, мы снимаем шапку – японцы ботинки. Русская мать обычно пугает ребенка: «Смотри из дома больше не выйдешь!», а японская говорит: «Смотри, в дом не войдешь»; строгая, мы ведем рубанок от себя, а японцы к себе; объяснившись в любви, мы бросаемся друг другу в объятия, а японцы поворачиваются спиной. Как же понять японцев? (Приложение. Слайд 9) Поэт Догену, живший в XIII веке, писал:

Цветы – весной,
Кукушка – летом.
Осенью – луна,
Чистый и холодный снег – зимой.
Что останется после меня? (Перевод Н.Конрада). (Приложение. Слайд 10)

Попытаться понять эти строки – попытаться понять душу японцев. (Приложение. Слайд 11) Мы сегодня рассмотрим особенности архитектуры Японии, садово-парковое искусство и некоторые национальные традиции. Итак, «Не плакать, не смеяться, но понимать». (Б.Спиноза).

III. Работа с терминами. (Приложение. Слайд 13)

Каркас (фр.скелет, остов) – металлический или деревянный остов какого-либо сооружения.
Седзи – наружные стены из бумаги.
Фусума – внутренние раздвижные переборки.
Татами – мат, циновка 1,8 x 0,9м
Токонома – ниша «красоты».
Икебана («помочь цветам проявить себя») – искусство выявлять сущность цветов и своего настроения через составление букета.
Дзен – наиболее влиятельное течение буддизма в Японии.
Дземон – древнейшая культура, название которой означает «след веревки».

IV. Рассказ учителя

1. Архитектура

а) Жилище

– Древнейшие памятники архитектуры Японии относятся к культуре дземон (след веревки). (Приложение. Слайд 15) Это земляночные постройки из массивных бревен, лишенные окон. Они перекрывались 2-скатной соломенной крышей. Расчищенная вокруг них площадь служила местом земледельческих обрядов. По типу этих древних построек были возведены синтоистские святилища в Исе и Идзумо. (Приложение. Слайды 16–18) Они сохранились до наших дней благодаря обычаю перестраивать его через каждые двадцать лет. Японская архитектура соответствует масштабам человека, размерам своей страны. Главным строительным материалом служило дерево. (Приложение. Слайды 20–21) Основой жилища является каркас из столбов и поперечных балок. Столбы, на которые опирается здание, не уходят глубоко в землю. При землетрясении они колеблются, но выдерживают подземные толчки. Между домом и землей оставлено пространство для изоляции от влажности. Стены не имеют опорного значения, три из четырех стен дома и каждой комнаты можно в любой момент раздвинуть или снять. Наружные стены оклеивают белой рисовой бумагой. Они называются седзи. Внутренние перегородки именуются фусума. Пол покрывают татами – жесткими в три пальца толщиной матами из простеганных соломенных циновок. Внутри комнат нет никакой мебели. Везде лишь неокрашенное дерево опорных столбов, потолка из выструганных досок. В специальной нише – токономе – висит один свиток – картина или каллиграфически написанное стихотворение для созерцания. Все должно не только соответствовать друг другу и дому, но и времени года и событию, если ожидаются гости. При японском доме устраивался небольшой сад, который как бы расширял границы дома. Пространство его строилось с таким расчетом, чтобы зритель мог чувствовать себя окруженным природой. С разных точек зрения открывались для глаза новые перспективы, и каждое растение, каждый камень занимали в нем глубоко продуманное и точно найденное место.

Задание. Соотнесите понятие и его определение:

1) дземон
2) токонома
3) каркас
4) седзи
5) дзен
6) Исе и Идзумо
7) фусума
8) татами
9) икебана
а) мат, циновка 1,8 x 0,9м
б) наружные стены из бумаги.
в) наиболее влиятельное течение буддизма в Японии.
г) искусство выявлять сущность цветов и своего настроения через составление букета.
д) внутренние раздвижные переборки.
е) ниша «красоты»
ж) синтоистские святилища
з) металлический или деревянный остов какого-либо сооружения.
и) древнейшая культура, название которой означает «след веревки».

Правильные ответы: 1 – и; 2 – е; 3 – з; 4 – б; 5 – в; 6 – ж; 7 – д; 8 – а; 9 – г. (Приложение. Слайды 22–23)

б) Дворцы. (Приложение. Слайды 24–35)

Особенности японского дома распространяются и на дворцы правителей. Здесь та же простота и отсутствие вещей, разве что гораздо больше занимаемая площадь и внутренние перегородки расписаны. В загородных резиденциях правителей особенно интересны небольшие легкие павильоны, предназначенные для занятий музыкой и поэзией. Самое знаменитое из подобных сооружений – Золотой павильон или Кинкакудзи, построенный в к XIV в. и получивший свое название от покрывавшего стены и столбы тонкого слоя листового золота. Павильон предназначен для занятий музыкой и поэзией. Он воспринимается как часть большого тенистого сада. Искусно продуманный озерно-островной ландшафт был непосредственным продолжением самого здания, отражающегося в спокойной глади пруда.
Кацура Рикю – дворцовый ансамбль на берегу реки Кацура занимает площадь в 56000 кв. м. Стиль интимного, камерного зодчества воплотился в этой загородной резиденции. Подчеркнутая простота, почти полное отсутствие декора отличают его от парадных замков. Предназначавшийся для уединенных размышлений и неторопливых прогулок, ансамбль вмещал несколько групп небольших строений, вольно распланированных среди искусно продуманного в своей естественности парка. У главного сооружения как бы нет фасада. Три примыкающие друг к другу постройки соприкасаются углами и образуют скользящую, зигзагообразную единую линию. По берегам озера среди деревьев раскинуты части ансамбля – павильоны сосны, лютни, любования цветами ит. д. Все это соединено дорожками и мостиками. В центре находится большой пруд своеобразной формы с пятью островками, соединенными мостиками. Основное здание дворца состоит из трех частей. Здания расположены таким образом, что солнечные лучи летом в них не проникают, но мягко падают зимой. Первый этаж каждой постройки окружен верандой, которая отделена раздвижными стенками – седзи. С одной стороны есть помост для любования луной. Вдоль здания дворца и через сад проложены дорожки из камней.
Главное здание дворца Нидзе в Киото (XVII в) объединяет цепь асимметрично составленных одноэтажных павильонов, соединенных переходами. Интерьеры каждого из них со скользящими перегородками располагаются на разных уровнях. Завершаются они главным приемным залом, украшенным по потолку и стенам многоцветными декоративными росписями. На золотом фоне яркими пятнами выделяются цветы и травы, огромная густо-зеленая крона сосны заполняет собой целую стену.

в) Храмы. (Приложение. Слайды 36–39)

Храмы Японии строятся по типу китайских пагод. Самый старый из сохранившихся монастырей – Хорюдзи близ Нары VI – н.VII в. Главное его сооружение его – Кондо («Золотой зал»), увенчанный массивной двухъярусной крышей, которую поддерживают столбы и резные кронштейны. Рядом возвышается тридцатидвухметровая пятиярусная деревянная пагода, крыши которой были, как бы нанизаны на огромный столб-мачту, предохраняющий ее от подземных толчков.

г) Замки. (Приложение. Слайды 40–44)

Они появились с к XVI в., когда Япония, терзаемая междоусобицами была объединена сегунами, которые, стремясь утвердить свою власть и могущество, стали строить замки, имевшие каменные стены – цоколи и деревянные этажи. Самой высокой частью замка была башня – тэнсю, увенчанная нарядной изогнутой крышей. При многих чертах сходства, каждый замок имел свой неповторимый облик и по-своему вписывался в японскую природу. Один из самых известных замков – замок Хакуродзе («Белая цапля») близ Кобе. Это огромный и сложный комплекс сооружений с лабиринтами, тайными переходами, множеством построек внутри стен. Три малые башни группировались вокруг главной, украшенной множеством фронтонов, повторяющихся в разных сочетаниях. Ее плавно уменьшающиеся кверху черепичные крыши с изгибами подобно крыльям устремляли все белоснежное здание ввысь, что и дало ему поэтическое прозвище «Хакуро» («Белая цапля»).

Задание. Сгруппируйте понятия по следующим признакам: а) дворцы; б) храмы; в) замки. («Хакуро» («Белая цапля»); Кацура Рикю; Хорюдзи; Нидзе; Кинкакудзи).

Правильные ответы: а) Кацура Рикю; Нидзе; Кинкакудзи; б) Хорюдзи; в) Хакуродзе («Белая цапля») (Приложение. Слайды 45–46)

2. Садово-парковое искусство. (Приложение. Слайды 47–70)

– Садовое искусство вместе с буддизмом пришло в Японию из Индии, через Корею и Китай в VIв. На протяжении всей своей истории, насчитывающей почти полторы тысячи лет, японский сад формировался в русле пейзажного стилевого направления. Этому способствовала природа Японии с ее мягким климатом, богатой флорой и разнообразием пейзажей (скалистые горы, озера, реки, ручьи, водопады, песчаные отмели, лесистые холмы ит.д.). Любовь японцев к природе нашла свое выражение в стремлении сконцентрировать все это разнообразие на незначительной площади сада. Пейзаж, созданный в таком саду, далек от естественной природы, но образ природы положен в его основу. Главная функция японского сада — созерцание и оценка красоты пейзажей с определенных мест обзора — террас, окон дома, видовых точек прогулочного маршрута. Развитие садового искусства было связано с дзенским учением о достижении истины путем познания природы – огромной, изменчивой, бесконечной. Художниками-садоводами были дзенские монахи. Основой их искусства стало тесное сотрудничество человека с природой. Сады были многообразными и делились на несколько типов: плоский или сухой сад – сад камней, еще называемый философским; сад мхов; сад воды; сад пейзажей и т.д. Примером «сухого» сада может служить сад монастыря Реандзи в Киото. Он представляет собой небольшую прямоугольную площадку (23 x 9 м), расположенную перед домом с верандой, предназначенную для созерцания. На площадке, засыпанной белым песком, расположено группами 15 камней. С любой точки веранды видны только 14 камней. На небольшом клочке земли воспроизведена картина, словно увиденного с огромной высоты мира. Сады назывались «философскими», так как они взывали к воображению зрителей, которые видели в них то безбрежный океан с островами, то грозный поток с плывущими кораблями, то тигрицу, бредущую через поток со своими тигрятами. Вода – основа жизни любого сада. Она присутствует в форме водоема с заливом и островами. Главное место отводится «острову журавля» и «острову черепахи», а также «райскому острову», который не соединяется с берегом. Излюбленным элементом сада является водопад. В пейзажных садах особое внимание уделяется растениям. С помощью растений акцентируется смена времен года: весна – цветением плодовых, осень – окраской листьев клена, зима – рисунком обнаженных ветвей.

Задание. Соотнесите изображения и относящиеся к ним определения. (Приложение. Слайд 71)

3. Чайная церемония (Приложение. Слайды 72–81)

(Выступление I группы. Учащиеся в кимоно и гриме разыгрывают чаепитие, рассказывая о правилах церемонии и угощая присутствующих).

– В XV–XVI веках питье чая, завезенного из Китая, превратилось в настоящий ритуал. Был разработан специальный тип чайного павильона, намеренной простотой напоминающий хижину отшельника. Внутреннее помещение чайного павильона делалось очень маленьким и с таким расчетом, чтобы люди, сидящие в нем, чувствовали бы себя участниками общего обряда. Небольшие, затянутые бумагой окна пропускали внутрь мягкий свет, но не позволяли выглянуть наружу, изолируя присутствующих от мира суеты и забот. Этим же целям служил монохромный пейзажный свиток в нише и маленький сад с дорожкой из неровных камней, которая подводила участников ритуала к низкой двери. При чайных церемониях как самая большая драгоценность употреблялась посуда, вылепленная руками. Ее мягкий, глянцевитый и неровный черепок как бы хранил след пальцев, лепивших сырую глину. Настроение создавалось и непритязательной скромностью железных котелков для кипячения воды. В них вкладывались металлические пластинки. Когда вода закипала, сидящие в тишине вокруг жаровни люди как бы слышали свист ветра, шум дождя и шорохи листвы.

Задание. Соедините слова с соответствующими по смыслу фразами:

Питье чая в Японии превратилось в …
Внутреннее помещение чайного павильона делалось очень…
Как самая большая драгоценность употреблялась посуда …

(вылепленная руками; настоящий ритуал; маленьким, чтобы люди чувствовали себя участниками общего обряда). (Приложение. Слайд 82)

4. Икебана (Приложение. Слайды 83–84)

(Выступление II группы. Учащиеся составляют икебану, одновременно рассказывая о правилах составления букета. В петлицах – цветы, имеющие символическое значение. На столы кладутся цветы и сухие ветки для следующего задания.)

– Икэбана это искусство составления композиций из цветов, в котором нашли отражение философские идеи синто и законы японского стихосложения. Япония – страна цветов. Их можно видеть на склонах гор почти круглый год. В феврале цветут камелии, в апреле – вишни, летом – лилии, азалии, гортензии, до поздней осени – хризантемы. Начало цветения каждого вида цветов отмечается в храмах как большой праздник. Цветы – излюбленный мотив орнаментации тканей и бытовых предметов. Почти всегда в священной нише японского дома можно увидеть несколько цветов в плоской вазе рядом со свитком, на котором изображена святыня Японии – гора Фудзи. Составление букетов – искусство исключительно женское. Ему обучают в специальных школах. Канонические принципы составления букетов имеют символическое значение. В основе принципов икебаны лежат образы Вселенной, разделенной на три уровня: небесный, земной и подземный, а также фигура человека, который склонился в молитвенной позе.

Задание. Составьте букет, означающий пожелание долголетия. (Приложение. Слайд 85)

V.Заключение

– На сегодняшнем уроке мы попытались понять людей иной национальности, иной культуры. Удалось ли нам это?

Цветы – весной,
Кукушка – летом.
Осенью – луна,
Чистый и холодный снег – зимой.
Что останется после меня?
Цветы – весной
Кукушка – в горах
Осенью листья клена. (Перевод Н.Конрада). (Приложение. Слайд 87)

– Художественная культура Древней Японии, ее своеобразие, смысл и содержание раскрываются через отношение человека к природе, законы которой были для древнего японца так же священны, как и законы нравственности. Поэтому на протяжении тысячелетий японцы стремились не к покорению природы, а к гармонии с ней, к выявлению ее одухотворенности, разумности, красоты. Японцы с детства воспитывают в себе особую культуру, которая находит выражение в умении восхищаться природой. Дети учатся у родителей созерцанию окружающего мира и умению «думать глазами». Японцы способны часами наслаждаться красотой пейзажа, состоянием цветения или увядания природы. Они умеют соотносить свое душевное состояние с состоянием природы.
Более глубокое знакомство с культурой Японии позволит использовать ее, поучительный во многих отношениях, опыт, что-то заимствовать, чего-то избежать способствовать сближению народов, основанному на знании и уважении друг друга. В этом плане особый интерес представляет опыт Японии, в котором сочетаются возможности развития, с одной стороны, по классическому восточному пути, с другой стороны – в соответствии с западной, европейской моделью, найдено своеобразное равновесие, органическое соединение современных, новых тенденций в культуре и бережного сохранения и развития культурных традиций.
Дисциплина, упорство и прилежание – вот качества, что и по сей день определяют японский национальный характер, которому страна обязана своим взлетом и превращением в одну из самых передовых держав мира. (Приложение. Слайд 88).

Список использованной литературы:

1. Данилова Г.И. «Мировая художественная культура» 10 кл., М., «Дрофа», 2006 г.
2. Каптерева Т.П., Виноградова Н.А. «Искусство средневекового Востока». М., «Детская литература», 1989 г.
3. «Сто великих заповедников и парков». М., «Вече», 2002 г.
4. Тарновский В. «Самураи. Рыцари Дальнего Востока». Слово/Slovo,1997 г.
5. Цветов В. «Пятнадцатый камень сада Реандзи». М., Издательство политической литературы, 1986 г.
6. «Японская архитектура скульптура». «Читаем, учимся, играем», № 4, 2004 г.

Мультимедиаресурсы:

1. БЭКМ – 2006. 2. Атлас Древнего мира Maris Multimedia
3. «Дворцы и замки Европы». Новый диск.
4. «История средних веков». 6 класс, Образовательная коллекция CorDis
5. «Ландшафтная архитектура». Новый диск.
6. «МХК. Культура стран Древнего и средневекового Востока». Новый диск.




В продолжение темы похожие новости:
Урок истории в 5-м классе на тему: "Олимпийские игры"
Раздробленность русских земель
Неделя истории, географии и краеведения
Внеклассное мероприятие по истории "Моя родословная". Презентация "Откуда я родом…"
Причины и предпосылки образования единого государства (6-й класс)
Медиаурок "Что я знаю о своей малой родине" с использованием медиаальбома
| урок | урка | тему | и тем и тем | НИППОН | страна | страны мира | взойти | восходит | солнца | солнце скачать | история и обществознание | Урок на тему Ниппон — Страна восходящего солнца


Календарь новостей