Урок обществознания в 11-м классе "Я — будущий избиратель"

Цель: Развитие гражданского сознания и самосознания учащихся, их правовой культуры.

Задачи:

  • Формирование у учащихся представлений о конституционных избирательных правах.
  • Развитие способности к политическому моделированию.
  • Обучение учащихся способам и навыкам осознанного политического и гражданского выбора.
  • Развитие критического мышления, навыков групповой работы, умения вести диалог и находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
  • Воспитание уважения к мнению другого человека, способности к взаимодействию.

Форма урока: ситуативная игра с социальной направленностью.

Оборудование:

  • компьютер,
  • экран,
  • проектор,
  • рабочие листы для работы в группах “Гражданин – это…”, “Законы обывателя”,
  • лист для ранжирования “Избирательный процесс”.

ХОД УРОКА

Презентация

Учитель: Достигнув 18 лет, гражданин России обретает статус избирателя, то есть может пользоваться активным избирательным правом. Никто не имеет права препятствовать ему в реализации его избирательных прав. Но оказывается, что чисто формальных оснований для того, чтобы быть избирателем, не всегда достаточно для реального участия в управлении делами страны. Следовательно, необходимо еще быть подготовленным к роли избирателя внутренне, своими личными качествами.

Сегодня на уроке мы смоделируем ситуации, с которыми реально или гипотетически может встретиться избиратель. Ваша задача – проявить свою гражданскую позицию и знания в вопросах избирательного права. Работать сегодня будем в группах, поэтому вспомним основные приемы.

  1. Умейте признать свои ошибки и проявить готовность к изменению своей позиции.
  2. Учитесь слушать и слышать друг друга.
  3. Каждый имеет возможность высказаться.
  4. В споре рождается истина. Истина – главный итог работы группы.

Прошу вас разделиться на группы. Предлагаю каждому выбрать одну из табличек, на которой написаны буквы (“М”, “Д”, “А” или “У”). Образуется 4 команды.

Учитель:

Какое же слово можно составить из этих букв? (Дума).

Итак, у нас получилось 4 группы. Каждая группа – это граждане России, принимающие участие в выборах, активные и компетентные.

Ваша задача – проявить свою гражданскую позицию и знание конституционных основ прав граждан РФ. Итак, начинаем. Обратимся к статистике. (На экране появляются цифры)

Данные 2004 года.

  • 6% россиян лично принимают участие в политической деятельности.
  • 94% - не принимают участие вообще.

Постоянно занимаются организацией политических мероприятий лишь 1% населения РФ.

  • 3% - от случая к случаю.
  • 5% - не занимаются такой деятельностью вообще.
  • 58% населения придерживается нейтральности, ни в каких акциях принимать участие не собираются.
  • 16% будут принимать участие в подписании писем и петиций.
  • 11% собираются обратиться в СМИ с проблемами.

Задание группам:

Попытайтесь сформулировать причины необходимости активного участия граждан в политической жизни страны (1 и 3 группа) и причины политической пассивности части наших граждан (2 и 4 группы).

(Дается время для работы в группах, после этого на экран выводится причины, сформулированные социологами во время социологического опроса (данные газет “АИФ”).

Необходимо участвовать в выборах потому, что:

  1. Этим человек показывает свое неравнодушие к судьбе страны, своего региона, города или села;
  2. Это показатель политической и правовой культуры гражданина;
  3. Участие в выборах – это поддержка власти, того курса, который проводится в стране;
  4. Выборы закладывают фундамент будущего страны;
  5. Участвуя в выборах, человек чувствует причастность к жизни своего государства.

Причины политической пассивности:

  1. Отстраненность части граждан от политики;
  2. Ощущение, что “от меня ничего не зависит”, то есть, как бы человек не проголосовал – ничего не изменится;
  3. Низкий уровень политической культуры;
  4. Незнание программ партий и трудности с выбором;
  5. Слабое и медленное освоение демократических ценностей, так как люди низко их оценивают.

Учитель:

Какие пословицы могут характеризовать позиции человека, который отказывается участвовать в выборах: Моя хата с краю, я ничего не знаю. Своя рубашка ближе к телу. После меня хоть потоп. После меня хоть трава не расти. Мне все по барабану. Я маленький человек - от меня ничего не зависит.

Каким словом называют человека, равнодушного к проблемам своей страны, других людей, живущих только своими проблемами? (ОБЫВАТЕЛЬ, НЕБОКОПТИТЕЛЬ).

А человека, мысли и поступки которого направлены на благо своего народа, своего Отечества? (Гражданин).

Рабочий лист

Гражданин – человек, который

любит ___________________________________________________

переживает _______________________________________________

действует _________________________________________________

протестует ________________________________________________

требует ___________________________________________________

потому что ________________________________________________

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Законы обывателя

Думай только ___________________________________________

Заботься только _________________________________________

Лишь бы меня __________________________________________

Главное в жизни ________________________________________

“Моя хата с краю ничего не знаю”, “После нас – хоть потоп!”

Примерные ответы:

Гражданин – это человек, который

  • любит свою родину
  • переживает ее беды и проблемы как свои собственные
  • действует на благо своей страны и не может быть равнодушным, потому что только активность граждан сделает свою Родину процветающей
  • протестует против нарушений прав человека
  • требует улучшения условий жизни для многих людей

Законы обывателя:

  • думает только о себе
  • заботится только о собственном благе
  • лишь бы меня не трогали
  • главное в жизни – спокойствие и достаток.

(Ученикам дается возможность свободно высказать свое отношение к двум типам поведения – гражданскому и обывательскому).

Следующая проблема для обсуждения. Внимание на экран.

В 2004 году перед выборами Президента РФ ученица Дзюба Наташа провела опрос среди жителей станицы Роговской. Опрошено было 50 человек.

  • 15% - заявили, что вообще на выборы не ходят
  • 60% - пойдут, и будут ждать от Президента улучшения экономической ситуации в стране
  • 10% - ждут улучшения экологии
  • 5% - идут на выборы без всяких целей

Итак, вопрос – все ли люди идут на выборы с твердым убеждением выбрать ту или иную партию и ее программу? Почему некоторые принимают решение – раз не могу выбрать – лучше не пойду совсем? Что нужно знать избирателю, чтобы сделать осознанный выбор в пользу той или иной партии, конкретного кандидата в органы местной власти?

Задание группам – составьте памятку избирателю, чтобы сделать осознанный и ответственный политический выбор.

(Время для работы в группах).

Обсуждение памяток. Внимание на экран.

В 2005 году ученица нашей школы Николаенко Оксана участвовала в краевом конкурсе по избирательному праву. Она составила памятки для избирателей и кандидатов в депутаты. Вот ее “Памятка Избирателю”.

Избирательная кампания в нашей стране состоит из нескольких этапов.

Ваша задача проанализировать эти этапы.

(Время для обсуждения в группах).

  1. Образование избирательных округов и участников.
  2. Создание избирательных комиссий.
  3. Составление списков избирателей.
  4. Подготовка избирательных бюллетеней.
  5. Выдвижение кандидатов.
  6. Сбор подписей.
  7. Регистрация кандидатов.
  8. Предвыборная агитация.
  9. Выборы.
  10. Подсчет голосов.
  11. Обнародование итогов выборов.

А на каком этапе находится предвыборная компания по выборам президента России на сегодняшний день?

И последняя проблема для сегодняшнего обсуждения – это нарушения в избирательном процессе.

Сейчас каждая группа получит ситуации, и должна будет определить, было ли нарушение в ходе избирательной кампании.

Ситуация № 1.

Председатель участковой избирательной комиссии:

- Здравствуйте, уважаемые наблюдатели. Проходите, занимайте места. А мы уже все приготовили к приходу избирателей. Чтобы не тратить ваше время, мы даже опечатали урны для голосования. Чтобы не создавать очередей, мы разрешаем заходить в кабинки для голосования всей семье. Ведь они родственники, что им скрывать друг от друга.

 Ситуация № 2.

Из разговора с членом избирательной комиссии:

- Приходит человек на выборы, а дома у него старики. Трудно им прийти, а проголосовать хотят. Вот и поручили сыну за них это сделать. Как не пойти человеку навстречу. Разрешаем. А эти наблюдатели, везде они хотят поучаствовать. Ничего, обойдемся и без них. 8 часов вечера и до свидания – сами справимся – и бюллетени подсчитаем и итоги подведем. А они узнают результаты в районной избирательной комиссии.

Ситуация № 3.

Из беседы с наблюдателем.

- Подхожу к выездной группе, спрашиваю: “Сколько бюллетеней берете с собой?”. А они в ответ: “Не считаем, взяли пачку, вдруг к кому-нибудь еще заедем”. Подсчет голосов делали так, как будто мы – пустое место. Бюллетени не предъявляли, за кого проголосовали – ничего не известно. Попросил предъявить протокол голосования – отказали.

Ситуация № 4.

Из разговора с избирателем.

- Пришел на выборы рано, еще и наблюдателей не было. А члены комиссии что-то пишут и пачками бюллетени в урну бросают. А одна из девушек меня в кабинку завела, да и посоветовала мне за кого проголосовать. Ну а я не против – наверное, он - хороший человек.

ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ:

Ситуация № 1.

  • непредъявление пустых урн наблюдателям перед опечатыванием.
  • массовое вхождение избирателя в кабинку для голосования.

Ситуация № 2.

  • голосование за родственников.
  • устранение наблюдателей при подсчете голосов.

Ситуация № 3.

  • халатность при учете количества бюллетеней взятых выездной группой.
  • непредъявление наблюдателям бюллетеня при подсчете в развернутом виде.
  • отказ предоставить наблюдателю протокол для голосования.

Ситуация № 4.

  • отсутствие наблюдателей.
  • вброс фальсифицированных бюллетеней.
  • агитация в день выборов.

Учитель:

Подходит к завершению наш урок “Я – будущий избиратель”. Вам молодым решать судьбу России в ближайшие годы. В нашем классе есть ребята, которые впервые голосовали 2 декабря 2007 года, давайте поздравим их с этим событием.

Не все выбирают политику своей профессией. Но все граждане являются избирателями. И потому нужно помнить, что будущее ваших родителей, вас и ваших детей будет зависеть от вашей политической культуры, от вашей активности и неравнодушия, от вашей гражданской ответственности.

Успехов вам в вашей жизни.




В продолжение темы похожие новости:
"Выборы: избирать и избираться!" Уставной урок 2011. 5–7-е классы
Итоговый урок в 5-м классе по теме: "Жизнь первобытных людей"
Память поколений. Сталинградская битва
Литературно-музыкальная композиция "Гроза двенадцатого года..."
Павел I – рыцарь или безумец?
Урок. Нации. Национальное самосознание
| урок | урка | обществознания | обществознания боголюбов | классе | гдз класс | будущий | назад в будуще | избиратель | молодому избирателю | история и обществознание | Урок обществознания в 11 м классе Я — будущий избиратель


Календарь новостей