Урок толерантности

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (392 КБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Россия всегда была страной многих народов, следовательно, страной многих культур. Каждый из нас принадлежит к определенной национальной культуре, но круг нашего общения не ограничивается семьей и местной общиной. Наши контакты определяют работа, учеба, путешествия. А современные средства связи фантастически расширяют возможности общения. Говорят, что мир стал одной большой "глобальной деревней". Контакты с представителями иных культур стали повседневным явлением. Однако сама по себе открытость мира не делает каждого человека готовым к такому общению. Исторический и культурный опыт был накоплен в ситуации закрытости сообщества. Нужно учиться уважать другого, признавать его право быть другим.

Сегодня у нас разговор, попытка задуматься над серьезными проблемами современного общества.

Чтобы убедиться, что мы говорим на одном языке, вспомним значение терминов: ксенофобия, этническая фобия, дискриминация, геноцид, толерантность.

Почему такая картинка выбрана в качестве заставки? Какое она создает у вас настроение?

Накануне классного часа ребята отвечали на вопросы анкеты.

1. Приходилось ли вам или вашим близким оказываться объектами

враждебного отношения или предубеждений по национальному признаку?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить.

2. Если "да", то с какими именно формами предубеждений или враждебности приходилось сталкиваться вам или вашим близким лично?

- презрительные, оскорбительные высказывания

- обман, мошенничество

- угрозы, запугивание

- нежелание общаться, игнорирование

- фактическая дискриминация (фактическое ограничение в правах без официального провозглашения этого ограничения)

- официальные ограничения в правах (правовая дискриминация)

- драки, насилие

- причинение ущерба имуществу

- другой ответ (напишите) _________________________

3. Кто именно проявлял предубеждения или враждебность?

- незнакомые люди в транспорте, в общественных местах

- политики в своих выступлениях

- представители органов власти, служащие, чиновники

- сослуживцы или сотрудники на работе родителей, родственников

- журналисты или иные персоны в прессе, на телевидении

- соседи, знакомые

- одноклассники, учителя

- другой ответ (напишите) _________________________

На основании ответов ребят мы приходим к выводу, что наше общество может считаться толерантным, что национальные проблемы в нашем городе не стоят так остро.

Теперь представьте себя на месте своего ровесника, живущего в нашем городе, но принадлежащего другой этнической группе. Попробуйте ответить на вопросы анкеты от его имени, "включите" свое воображение и способность сопереживать опыту других людей (эмпатию).

Поговорим о стереотипах. Напишите одну ассоциацию по отношению к каждой группе:

- китайцы

- американцы

- цыгане

- милиционеры.

Пока группа аналитиков подводит итоги, организуется работа с классом.

Видите ли вы стереотипы в этом объявлении?

Выводы аналитиков очевидны: стереотипы присутствуют в нашем сознании. Иногда, кажется, что они совершенно безобидны, но в истории были случаи, когда это приводило к трагическим последствиям.

Одним из проявлений негативных стереотипов в межэтнических отношениях является "язык вражды".

Анализ новости на интернет - странице одного из информационных агентств. "Два человека пострадали во время драки на улице Профсоюзной. По сведениям ГУВД столицы, четверо кавказцев в драке причинили ранения двум студентам Российского государственного института интеллектуальной собственности. Пострадавшие госпитализированы, преступники скрылись."

Ученики увидят язык вражды в этом тексте. Журналист использует слово "кавказцы", пытаясь создать негативное отношение и предубеждение у читателя. А термин "преступники" вообще является нарушением принципа презумпции невиновности. Журналист сам вынес приговор, не дожидаясь решения суда.

Следующее задание для ребят: дайте свой заголовок к фотографии.

В каких из ваших заголовков был использован "язык вражды"?

Придумывая заголовок, вы играли роль журналиста. Поэтому предлагаю вашему вниманию выдержку из кодекса журналистов:

Журналист не допускает публикации материалов, способствующих разжиганию расовой, национальной и религиозной вражды, не использует слов и выражений, унижающих человеческое достоинство.

Это правило необходимо только журналистам? Конечно, нет. Мы - обычные люди, в бытовой жизни тоже должны избегать использования "языка вражды".

Приведите примеры этнических, религиозных и социальных групп в новейшей истории, которые оказывались объектами огульных обвинений или массовых репрессий со стороны властей.

Среди жертв ксенофобии 20 века, которые назовут ребята, скорее всего будут евреи, пострадавшие от фашистской политики Германии в годы Второй мировой войны.

- Евреи не должны иметь прав.

В 1935 году в фашистской Германии были приняты так называемые "Нюрнбергские законы", которые ограничили права евреев, например, лишение избирательного права, права избирать и быть избранным.

- Евреи не должны иметь права жить среди нас.

В ноябре 1938 года прошли погромы, вошедшие в историю под названием "Хрустальная ночь". От экономического и общественного бойкота евреев германские власти перешли к насилию. В результате, евреи утратили ощущение личной безопасности. "Хрустальная ночь" стала сигналом к началу более решительных действий в политике антисемитизма в нацистской Германии.

Предположите, какая фраза будет следующей.

- Евреи не должны иметь права жить.

Фашистская Германия перешла к политике окончательного решения еврейского вопроса.

Современный школьник в состоянии провести аналогию и задуматься над серьезными проблемами поликультурного мира.

Стоит ли нам в XXI веке вновь возвращаться к обсуждению этой проблемы? Ответом на этот вопрос могут быть слова пастора Мартина Нимеллера.

Когда они пришли за коммунистами,
Я не протестовал -
Я не был коммунистом.
Когда они пришли за евреями,
Я не протестовал -
Я не был евреям.
Когда они пришли за профсоюзниками,
Я не протестовал -
Я не был членом профсоюза.
Когда они пришли за католиками.
Я не протестовал -
Я не был католиком.
Когда они пришли за мной -
Протестовать было некому.

Эти слова должны стать предупреждением для всех нас.




В продолжение темы похожие новости:
Разработка урока по истории древнего мира на тему: "Устройство Римской республики". 5-й класс
Черный дым над студеным морем
Программа профильного курса по истории
Демократии Запада 1918–1939. Ответы на вызовы времени
Повторительно-обобщающий урок-игра по истории в 6-м классе по теме: "Путешествие в средневековый город"
Урок по истории Отечества. Тема: "Русская культура в первой половине XIX века". 8-й класс
| урок | урка | толерантности | час толерантности | история и обществознание | Урок толерантности


Календарь новостей