Гражданин

Эпиграф урока: “А что такое гражданин? Отечества достойный сын”.

Н.А.Некрасов. Поэт и гражданин.

План изучения темы урока:

  1. Гражданские качества личности. Кого и почему называют гражданином?
  2. Права и обязанности гражданина.

Цели урока:

  • Используя знания учащихся, полученные ими на уроках истории, продолжить работу над формированием понятий: гражданин, гражданство, патриотизм. Ознакомиться с правами и обязанностями граждан России. Проследить взаимосвязь понятий “гражданин” и “государство”.
  • Продолжать работу над развитием логического мышления, умением доказательно рассуждать, сопоставлять факты, мнения, делать обобщения и выводы, анализировать правовые документы.
  • Продолжать работу по формированию у учащихся устойчивой гражданской позиции, воспитывать гражданские патриотические качества личности.

Межпредметные связи:

  • литература: гражданские мотивы в произведениях русской и зарубежной литературы (А.С.Пушкин “Капитанская дочка”, М.Ю.Лермонтов “Бородино” и др.);
  • история: примеры проявления гражданской позиции в истории Отечества, истории зарубежных стран;
  • изобразительное искусство: гражданские мотивы в живописи и скульптуре.

Оборудование урока:

  • символы России (герб, флаг);
  • документы: “Всеобщая декларация прав человека”, Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации” (фрагменты);
  • иллюстративный материал по выбору учителя.

Основные понятия урока: гражданин, патриотизм, Родина, Отечество. Право, обязанность, гражданский выбор, гражданство.

Ход урока

1. Введение в тему и определение целей урока. Вступительное слово учителя.

Термин “гражданин” появился еще в период античности и обозначал

полноправного жителя городской общины (полиса), обладавшего исключительным правом участвовать в управлении общественными делами, голосуя в народном собрании и занимая выборные должности. На Руси к X – началу XI века относится появление терминов, обозначавших городское население: “горожанин”, “гражанин”, “гражданин”. И лишь позже это понятие наполнилось новым смыслом.

Вопросы урока: Что значит быть гражданином? Какими качествами должен обладать этот человек? Какие права и обязанности есть у гражданина? Как взаимосвязаны понятия “гражданин” и “государство”? На эти вопросы мы попытаемся ответить на нашем уроке.

Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф урока.

2. Методом “мозгового штурма” предлагаем учащимся выделить:

А – качества, которые характеризуют человека как гражданина;

Б – понятия, связанные с понятием “гражданин”. Предложения учащихся записываются на доске или листе бумаги. Возможные варианты оформления

записей: А Б
патриотизм государство
ответственность Родина
честь Отечество
справедливость паспорт
долг флаг
гуманизм право
законопослушание обязанность и т.д.
свобода (мнение) выбор (избиратель)

Предлагаем классу разделиться на 4 группы (назовем их условно “филологи”, “историки”, “философы” и “политологи”) и приступить к работе. Каждая из групп работает в соответствии с заданиями в течение 7-10 минут. Цель работы – проанализировать предложенные учащимися во время “мозгового штурма” гражданские качества личности (см. столбец А).

Задания для групп

“Филологи”: используя знания содержания различных литературных произведений, выделить качества личности, определяющие человека как гражданина. Приведите примеры героев литературных произведений и их поступков, свидетельствующих о проявлении гражданственности.

“Историки”: кого и почему называли гражданами в истории России? Приведите примеры поступков исторических личностей, которые можно характеризовать как гражданские поступки. При ответе на этот вопрос используйте факты из российской истории.

“Философы”: выделите черты, свойственные настоящему гражданину,

анализируя фрагмент работы русского философа И.А.Ильина (1883-1954):

“Первое, что отличает настоящего гражданина, есть свойственное ему чувство собственного духовного достоинства...

Второе, что отличает настоящего гражданина, – это его внутренняя свобода, превращенная в самостоятельную дисциплину. Он есть некий ответственный, самоуправляющий волевой центр, он есть тот истинный субъект права, которому подобает быть свободным внутренне и потому принимать участие в государственных делах...

Третье, что отличает настоящего гражданина, – это есть то взаимное уважение и доверие, которое связывает его с другими согражданами и с его государственной властью...

И, наконец, четвертое, что отличает настоящего гражданина, – это есть умение его превращать свою свободу в добровольную лояльность. А это значит переживать и осуществлять свои... права как вменяемые самому себе обязанности, а свои обязанности как свои драгоценные и почетные права”.

“Политологи”: проанализируйте фрагмент трактата древнегреческого мыслителя Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.) “Политика”. Какие качества гражданина выделил в трактате Аристотель?

“И о детях, не достигших совершеннолетия и потому не внесенных в гражданские списки, и о старцах, освобожденных от исполнения гражданских обязанностей, приходится сказать, что и те и другие граждане лишь в относительном смысле, а не безусловно. Лучше всего безусловное понятие гражданина может быть определено через участие в суде и власти. /Поэтому/мы считаем гражданами тех, кто участвует в суде и народном собрании. Тот гражданин, о котором сказано выше, соответствует преимущественно гражданину демократического устройства; к остальным видам государственного устройства это определение подходить может, но не обязательно”.

Завершив работу, представители каждой из групп докладывают о результатах работы, дополняя список качественных характеристик личности и используя примеры. Итог работы – составление наиболее полного мнения о личностных качествах гражданина. И последующее обсуждение его. Результаты работы учащиеся оформляют в рабочих тетрадях. Учитель может предложить им продолжить работу над заданием дома. 1 вариант: дополнить составленный в классе список, изменить его, предложить новый вариант. 2 вариант: написать эссе, изложив в нем свое мнение “Надо ли гражданину ходить на выборы?”.

3. Работа с записями в столбце Б. Группам предлагается анализ текстов документов.

Группа 1: “Всеобщая декларация прав человека”, статьи 13, 14,15, 29.

Группа 2: Конституция Российской Федерации, статьи 27, 31, 32, 33,45, 60,61,62,63.

Группа 3: Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации”, введение, статьи 1, 5, 9, 10.

Учащимся предлагается дополнить и конкретизировать список Б и обсудить проблемы:

1. Каково юридическое значение понятий “гражданство” и “гражданин”?

2. В чем состоит устойчивая политико-правовая связь гражданина с государством?

3. Почему наряду с правами гражданин несет обязанности? В чем они состоят и почему их необходимо выполнять?

4. В качестве закрепления и проверки уровня усвоения знаний учащимися можно предложить следующее задание:

считаете ли вы себя гражданами России? Почему? Свою позицию объясните.

Домашнее задание: напишите небольшое сочинение – размышление на одну из предложенных тем:

  • Что значит быть гражданином?
  • Каким должен быть настоящий гражданин своего Отечества?
  • Какие граждане нужны современной России?
  • “Надо ли гражданину ходить на выборы?”.

Словарь урока:

  • гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей;
  • патриот – человек, проникнутый патриотизмом;
  • патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу;
  • отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит;
  • родина – родимая земля, чье-либо место рождения, в обширном значении – земля, государство, где кто-либо родился.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации”.
  3. Всеобщая декларация прав человека.

Документ:

Закон Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации” (фрагменты).

Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Статья 1. Право на гражданство

1. В Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство.

2. В Российской Федерации никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора Российской Федерации.

Статья  5. Защита и покровительство граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации

1. Граждане Российской Федерации за пределами Российской Федерации пользуются защитой и покровительством Российской Федерации.

2. Государственные органы Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями, защищать их права и охраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры для восстановнения нарушенных прав граждан Российской Федерации. Статья 9. Применение международных договоров

1. При решении вопросов гражданства наряду с настоящим Законом подлежат применению международные договоры Российской Федерации, регулирующие эти вопросы.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила этого договора.

Статья 10. Документы, подтверждающие гражданство Российской Федерации

Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются удостоверение личности гражданина Российской Федерации, а до их получения – свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица.




В продолжение темы похожие новости:
Разработка урока истории в 11-м классе по теме "Пути большевистской модернизации"
Обобщающий урок по теме: "Перестройка: объективная необходимость или козырная карта М.С. Горбачева?"
Урок "Якутия в XVII веке: вхождение в состав Российского государства"
Интегрированный урок истории России и всеобщей истории в 9-м классе по теме: "От войны к миру"
Работа с бумагой и картоном "Объемные замки"
Основы российского избирательного права
| гражданин | иностранные граждане | история и обществознание | Гражданин


Календарь новостей