Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории

История – это проявление души народа, его золотой запас. Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: “Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека”. Поэтому на своих уроках стараюсь ненавязчиво сделать так, что впечатления прошлого входят в духовный мир учеников. Они учатся уважению к предкам. Они будут знать, что в свою очередь передать потомкам. Хочу, чтобы мои ученики не выросли “Иванами, не помнящими родства”, чтобы они любили свою культуру, семью, впечатления детства, школу, дом, любили родное село, милую сердцу Горькую Балку, прославившуюся трудовыми и ратными подвигами, а значит любили свою историю.

Однако критический опыт пережитого показывает – прошлое нельзя воспринимать в идеальном свете. В жизни наших предков и предшественников было немало негативного, а многострадальную историю не раз перекраивали в угоду политикам, вычеркивая и вписывая новые главы, пытались забыть и вновь что-то вспомнить. Я не спорю с политиками, а предоставляю возможность учащимся выдвинуть свою точку зрения и найти ответ на вопрос в источниках, документальных фактах, привожу примеры разных точек зрения. Выводы ученики делают сами. Большая опасность кроется в субъективной позиции учителя. Но эта проблема будет актуальной до тех пор, пока уроки ведут живые люди, а не машины. Зато и бездушными такие уроки не назовешь.

Я не равнодушный человек. Больно за свою страну, за будущее нации. Сердцем и разумом переживаю за возрождение России, как мощного государства, гордого своей историей, своим народом. Свое призвание вижу в воспитании учеников на примерах славных сынов России, каждый из которых “старицей возвратил то, что получил от нее”.

Разве можно воспитать гражданина своего отечества, не зная своей истории? Парадоксально, но на протяжении многих десятилетий история находилась в забвении. У миллионов наших сограждан представление о российской истории основывалось подчас на мифах. Кто знает, может, падение России были бы менее болезненны, если б мы лучше знали свою историю? “Историк – это пророк, обращенный назад”, – писал Фр. Шлегель.

Известно, нет пророка в родном отечестве. Но сегодня России очень важно услышать именно этих пророков, ибо знание истории предохраняет от новых ошибок. История требует личности. Вот я и пытаюсь на своих уроках задействовать все возможные методы и приемы, опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее, помочь ребенку выбрать правильное видение того или иного вопроса. Подчас это занимает длительное время, но в этом и заключается весь смысл воспитательного процесса. День ото дня, от урока к уроку мы вместе с детьми идем к намеченной цели. Они получают знания, а я не только обучаю, но и воспитываю, прививаю любовь к истории и не только России, но и к своей малой Родине. Если взглянуть на гражданско-патриотическое воспитание со стороны, то можно сделать следующие выводы: прежние общественные идеалы и гос. идеалогия исчерпали себя. А новая идеология и новые идеалы, которые объединили бы общество, не выработаны. Отсюда возникает бездуховность, грубость, жестокость, озлобленность, агрессивность. Современная педагогика доказывает, что школа должна встать на защиту нравственного становления личности подрастающего поколения и что в центре современных реформ должна стать ответственная, гражданская личность – носитель права и демократии. “Знать – значит уметь действовать”, – утверждал Г.Спенсер. Сегодня как никогда гражданин должен обладать самостоятельностью мышления и способностью принимать решения. Как жить, как стать социально-защищенным – этому ребенка должна учить современная школа. Пора уже понять всему обществу, что школа – это не перечень учебных дисциплин, расписаний и контрольных, это жизнь. И огромная роль в этой жизни отводится учителям.

Мой предмет открывает широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, района, села, своей семьи идет осознание ребенком себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие. Чтобы подобную работу ученики смогли, а самое главное, желали выполнять, я должна быть готовой всегда находиться с ними рядом, развивать в них творчество, создать познавательный стимул. В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки он осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей. Весь комплекс школьных дисциплин дает ребенку необходимый для будущей самостоятельной жизни запас знаний, и каждый предмет в этом комплексе важен. Но есть в нем, на мой взгляд, такой предмет, который дает возможность ребенку шире увидеть и глубже понять окружающий мир. И это-история.

Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как происходил прогресс науки и техники, какие яркие личности жили в это время, как развивалась культура. И вот из всего этого и складывается личность. И не просто личность, а патриот своей Родины. На своих уроках и внеклассных занятиях показываю, что именно через личность история говорит, действует, а в конечном итоге – воспитывает. Сегодняшнему поколению, как любому другому, нужен идеал. И надежной основой для выработки такого идеала является история. В.О. Ключевский справедливо жалел “то поколение, у которого нет никаких идеалов”. Каким должен быть сегодняшний идеал? Сложный вопрос. Но для меня однозначно одно – прежде всего это должен быть гражданин. Поэтому в свои уроки включаю элементы краеведения, и считаю, что только тот человек, который относится с уважением к культуре и истории других народов, является настоящим патриотом и гражданином своей страны. Задача учителя – помочь ребенку раскрыться, освободиться от мешающих ему комплексов, поверить в себя. Ребенок должен мыслить самостоятельно, пусть даже эти мысли и расходятся с общепринятыми. В моем понимании учитель – это не только человек, это явление. Если вдуматься, то ясно понимаешь, что учитель – это мир, который нас окружает. Разве можно не назвать учителем край, в котором живет человек, природу окружающую его? И разве можно не назвать учителем нашу историю? Поистине ее воспитательная роль огромна!

Я стараюсь, чтобы на мои уроки дети шли с удовольствием, а уходили с желанием по-скорее встретиться снова. И мы вместе с ними движемся вперед, пытаясь достичь каких-либо высоких результатов. И пусть это тихое, почти незаметное для других движение вперед окрыляет и дает новые силы для дальнейшей работы. Только так мы можем воспитать новое поколение, которое выдержит все испытания и трудности, выпавшие на долю нашей отчизны, потому что жива его история, а значит, жива Россия. Недопустимо стесняться или считать чем-то неприличным патриотизм или любовь к Родине. Это не национализм. Патриотизм в высшем своем проявлении стоит на одной ступени с космопалетизмом. Кто скажет, что “граждане мира” С.Рерих, Н.Гумелев, М.Ганди, Ф.Рузвельт, мать Тереза не были патриотами своих стран?

В воспитании патриотизма мои уроки играют большую роль. Входя в музей, беседуя с ветеранами или старожилами нашего села, беря в руки старые фотографии лица ребят становятся другими в этих лицах можно увидеть и вопрос, и гордость, и изумление от только что открытого.

Такая работа учит детей доброте, вниманию, уважению и конечно – любви к самому дорогому, что их окружает: родители, близкие, любимые места, конечно же их родного села.

Сейчас родители и дети несколько отдалены друг от друга, между ними нет той незримой ниточки общения, родители пытаясь обеспечить материально, забывают о духовном развитии своих детей. Поэтому приходя в школу, дети ждут этого общения от своих учителей. Для того чтобы восстановить эту ниточку, задаю на дом задания, которые не возможно выполнить не поговорив с родителями. И все эти задания касаются исторического прошлого родителей, а значит это еще один шаг общения с историей.

Вот и получается, что история – это и есть учитель, учитель помогающий понимать действительность, искать достойные примеры не только в прошлом, но и в настоящем, учитель обогащающий душу и насыщающий окружающий мир, учитель помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины.

КОНЦЕПЦИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук он будет не судьей, не солдатом, не священником: он будет прежде всего человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет быть в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте. (Ж.Ж.Руссо)

Постепенное вхождение России в европейское образовательное пространство, сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация детерминируют необходимость изменения приоритетов в учебно-воспитательном процессе, выдвигая на первый план не только традиционную задачу повышения качества образования, но и требуя в первую очередь особых педагогических усилий от школы в решении адаптации ребенка в окружающем социуме. Это меняет цели, подходы, пониманием воспитательных и образовательных задач.

Сегодня в педагогику вернулись идеи важности и значимости детства, сотрудничества, диалога, само актуализации и самоопределения личности. Одним из важных направлений в работе учителей историков я считаю гражданско-патриотическое воспитание. Основной целью концепции гражданско-патриотического воспитания является определение места и роли воспитания у молодежи патриотизма. Готовности к достойному служению Отечеству, формирование у нее профессионально – значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в верности к Родине, высокой значимостью национальной принадлежности.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

  • утверждение в сознании и чувствах молодежи гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений;
  • уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям;
  • повышение престижа госслужбы.

В современных условиях содержание гражданско-патриотического воспитания хотелось бы выделить следующие духовно-нравственные ценности:

  • гражданственность, приоритет общественно-государственных интересов, патриотизм, преданность своему Отечеству, преемственность, сохранение и развитие лучших традиций своего народа, гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства, социальная активность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права, сохранение лучших национальных качеств и изучение исторического прошлого не только своей Родины, но и своего района, города, села.

Я считаю, что изучение истории должно быть неразрывно связанно с краеведением и опираться на краеведение. Теоретическое обоснование: изучение прошлого своей семьи, села, школы, района, округа, области дает возможность будить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь. А это помогает становлению гражданина, патриота великой России, которая, по моему мнению обязательно станет таковой.

Практическая краеведческая работа в нашем школьном коллективе получила огромный импульс за последнее время в связи с началом подготовки к 100-летию нашего села. В школе мной был разработан авторский региональный курс по истории родного края для учащихся 5–11-х классов, программа по спецкурсу “История Ставропольского края” для учащихся 7-го класса. В работе с учащимися на уроках истории и занятиях по истории родного края я в основном опираюсь на исследовательский метод и формирую навыки этой работы у учащихся. Часто ставлю проблемные вопросы, например “Объяснить происхождение названия нашего села”. Вызвал интерес у ребят вопрос о заселении территории нашего села. Нашли множество гипотез. Остановились дети на следующей версии: о том, что наши предки расселялись по берегам реки, протекающей через нашего село, раньше ее называли Ачикулак, что в переводе означало Горькая Балка, так постепенно село получило свое название Горькая Балка и если изначально население села состояло лишь из русской национальности, то на 2003 год на территории села проживают люди таких национальностей как: украинцы, белорусы, аварцы, лезгины, армяне, татары, чуваши, кумыки, немцы, греки, азербайджанцы, молдаване, румыны, грузины – и это результат научно-исследовательской работы детей. Осуществляется краеведами активный поиск документов, предметов быта старины. Вместе с учащимися мы оформляем наш краеведческий уголок в кабинете истории, который называется “Историческая страничка”. На этом стенде ребята оформляют страницы: “Моя страна”, “Мой край”, “Мое село”, “Это интересно”.

Дети готовят сообщения, анализируют события, которые происходили в истории страны и получили отражение в истории края и села. Большое внимание уделяют работе “Я гражданин России”. В этом учебном году мы с ребятами определили следующие этапы работы кружка:

  1. Символика страны и края.
  2. Моя родословная.
  3. История моей школы.
  4. Ими гордится наше село.
  5. Великие люди Ставрополья.
  6. Современные проблемы нашего села.

По каждому этапу проводится определенная работа. По первому этапу (символика страны и края) – мы с учащимися подготовили выставки, выступления, провели встречи с представителями закона государственной власти на селе.

По 2 этапу (моя родословная) – дети составляли схемы своих семей, после подготовки этого задания они узнали много интересного о своих предках. Сейчас мы совместно с учащимися ведем работу над проектом “Проблемы трудоустройства молодежи в нашем селе”. Об этой работе мы планируем отчитаться в феврале 2005 года. Также я организовываю работу по изучению традиций и обычаев нашего села, мы встречаемся со старожилами, учим песни, рассматриваем обряды наших бабушек и дедушек. Вся проводимая работа очень нравится детям и они принимают в ней активное участие.

Танечки и Толики, Марины и Саши помогли мне понять каким должен быть урок. Во-первых он должен быть всегда разным, в нем не должно быть шаблонов, тесных рамок, узко поставленных задач.

Мой урок – это живой, гибкий организм, способный изменяться, подчиняться высказанной вдруг новой идее или неожиданному открытию ученика. А значит, во-вторых – это урок-диалог.

На уроках истории мы с детьми перевоплощаемся в скульпторов, юристов, художников, философов. Стараюсь интегрировать за круглым столом, показывают прекрасные знания на уроках “хочу спросить”, “древо познания”, “колесо истории”. Прекрасно проходят уроки- диспуты, семинары, ролевые игры. В своих уроках стараюсь чаще включать элементы игр:

  • метод чистой доски
  • крестословица
  • из уст в уста
  • реклама
  • составь вопрос.

Учу детей понимать и уважать других людей, другие культуры, проявлять политическую терпимость, воспринимать плюрализм мнений, формирую интерес к своей Родине. Свои уроки пытаюсь строить таким образом, чтобы ребята становились активными участниками процесса и формировали свою собственную точку зрения на исторические события и явления.

Призвание учителя – дать ребенку средства для обретения самого себя, создать условия, которые определила для развития того или иного возраста сама природа человека и природа в целом.

Наблюдения, чтение педагогической литературы, размышление, вся моя педагогическая практика подвели меня к тому, что только сотрудничество учителя и ученика смогут помочь воспитать гармонически всесторонне развитую личность, человека с высоким гражданским долгом и патриотическими чувствами, переживаниями за будущее своей Родины.

ТЕМА: ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ

ЦЕЛЬ: дать представление о восточных славянах, как наших предках

ЗАДАЧИ:

  1. сформировать у учеников общее представление о предках славян, расселением их племен, соседей в древности;
  2. развивать умения составлять рассказ, логическое мышление, умение работать с историческими источниками;
  3. воспитывать гражданско-патриотические чувства, чувства взаимопонимания, взаимоуважения.

ХОД УРОКА

I. Организация внимания.

II. Изучение нового материала.

1. Вступительная беседа.

Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. Ведь ими мы называем свою страну – РОССИЮ.

С историей России мы соприкасаемся почти ежедневно: у стен древней крепости, старинного дома или памятников, поставленных в честь прошедших событий и героев войн. История находит отражение в народных песнях и сказках, названиях городов, сел и улиц, именах и фамилиях. Но прежде чем изучать историю нашей страны, мне хотелось бы узнать, что для каждого из вас обозначает слово – Родина?

/п.о./

– А знаете ли вы как называли наших предков?

2. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня на уроке мы узнали о том, как называли наших предков, где они жили и чем занимались.

3. Работа в тетради.

– Откройте тетради и запишите тему и план нашего урока.

Тема: Восточные славяне в древности.

План:

  1. Далекие предки славян.
  2. Религия восточных славян.
  3. Славянские племена и их соседи.

4. Рассказ учителя о племенах восточных славян.

5. Словарная работа.

Славянская языковая семья,

индоевропейская группа народов,

праславяне,

подсечное земледелие,

род,

родовая община,

племя,

союзы племен,

язычество.

– Внимательно посмотрите на доску, это слова, которые мы будем использовать на нашем уроке.

– Значение каких слов вам известны?

/п.о. – род, родовая община, племя, союзы племен/

(Дети дают определения этим словам.)

6. Словарная работа по учебнику

– Откройте учебник на с. 7 и попробуйте самостоятельно дать определения словосочетаниям:

  • славянская языковая семья,
  • индоевропейская группа народов.

/Дети читают определения и пытаются их пересказать./

Закрепление проводится по рабочим тетрадям В.В. Артемова с. 5 № 1.

Вычеркнете в первом и во втором списках по 2 названия, выпадающих из соответствующей каждому списку логики. После каждого списка напишите названия языковых групп, к которым относятся указанные народы:

1) словаки, русские, сербы, болгары, датчане, украинцы, французы, хорваты, белорусы, поляки ___________________ .

2) англичане, болгары, иранцы, русские, вьетнамцы, немцы, французы, испанцы, узбеки, таджики ____________________ .

– Определения другим словам мы дадим работая в группах.

III. Физминутка.

7. Работа в группах.

– Ребята, сейчас мы представим, что наш класс состоит из трех групп:

  • I группа – это писатели, они будут составлять рассказ о занятиях крестьян по картине “Славянский поселок”, и они же дадут определение словосочетанию “подсечное земледелие”.
  • II группа – это географы, они нанесут на контурную карту поселения славянских племен и дадут определение слову “праславяне”.
  • III группа – это историки, они будут изучать религию восточных славян, расскажут нам о славянских праздниках и дадут определение слову “язычество”.

/На работу в группах дается 10 минут. Ребята работают в сотрудничестве друг с другом и с учителем./

После подготовительной работы группы отчитываются.

8. Отчет рабочих групп.

9. Игра “Угадай соседа”.

/Перед началом урока учитель расклеивает по всему кабинету карточки с названиями соседских племен восточных славян

 – Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Посмотрите вокруг себя, вы видите наклеенные по классу таблички с названиями соседствующих племен восточных славян.

Откройте карту в учебнике на с. 309. Вам надо подойти взять карточку, посмотреть на карту в учебнике, где располагается этот сосед, а затем подойти к доске и правильно наклеить карточку, висящую на доске.

м.и. – Перечислите соседей восточных славян.

/п.о. – /

10. Элемент регионального компонента.

– Ребята, посмотрите на карту. В этом месте находится территория нашего края.

– Какие племена проживали на этой территории в древности?

/п.о. –…/

Были на этой территории поселения славян?

/п.о. –…/

– А кто знает, когда впервые русское население поселилось на территории края?

/п.о. –…/

IV. Итог урока:

1. Игра “Вопрос-ответ”.

На доске прикреплены карточки с вопросами. Если правильно отвечаешь на вопрос, карточка переворачивается и получается слово МОЛОДЦЫ!

Вопросы на карточках:

  1. Как называли наших предков?
  2. Что такое подсечное земледелие?
  3. Перечислите занятия славян.
  4. Что такое язычество?
  5. Перечислите религиозные праздники славян.
  6. Покажите на карте племена восточных славян.
  7. Покажите на карте соседей восточных славян.
  8. Какие народы проживали на территории нашего края в древности?

2. Оценивание.

3. Домашние задание.




В продолжение темы похожие новости:
Тема урока: "Права ребенка"
Конспект учебного занятия "Природа и люди Древней Индии"
Терроризм и экстремизм – проявление ненависти или глупости?
Разработка урока химии в рамках экспериментальной деятельности по теме: "Погружение в эпоху средневековья. Парижский университет" для учащихся 6-х классов
Игра по истории Средних веков "Морской бой". 6-й класс
Начало правления Петра I
| гражданско | гражданско правовой | патриотическое | патриотическое воспитание | воспитание детей | уроках | конспект урока | истории | классы история | история и обществознание | Гражданско патриотическое воспитание на уроках истории


Календарь новостей