Урок-суд над режимом репрессий: "История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР: Кубань в 1920—1930 годах"

Цель урока:

  • обобщить и закрепить знания , полученные при изучении темы “Политическая система Сталинизма” (§ 26, учебник “История России: XX век. 9 класс”, автор А.А. Данилов, Л.Г. Косулина // М//Просвещение//2002);
  • всесторонне рассмотреть и оценить деятельность и личность Сталина, Берии, Ягоды, Ежова, Микояна и их роль в истории политических репрессий в СССР (на Кубани в т.ч.);
  • продолжить формирование оценочных суждений;
  • развивать навыки самостоятельной работы с источниками, дополнительной литературой, с людьми – очевидцами происходящих событий в годы репрессий на Кубани;
  • прививать навыки обработки и систематизации материала, аргументации различных точек зрения и собственного в том числе.

Тип урока: повторительно – обобщающий (урок применения знаний и формирования умений и навыков).

Продолжительность урока: 40-45 минут.

Форма урока: игра смешанного типа, сочетающая элементы ретроспективной (обращение к прошлому) и деловой игры.

Основные этапы урока: подготовительный, вводный, основной, завершающий. (Приложение №1)

I. Вводный этап урока.

Учитель.

Добрый день.

Сегодня мы проведем в нетрадиционной форме урок обобщения и закрепления знаний по теме “История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР: Кубань в 1920-1930е годы”.

Содержание урока включает материал об истории репрессий 20-30х годов C C столетия на Кубани , собранный вами в ходе поисковой работы.

Итак, урок-суд над режимом репрессий.

Боюсь листать истории страницы,
Там кровь, там море крови над строками,
Хочу добра для всех, как синей птицы,
Но, Боже упаси, чтоб с кулаками.

30 октября, День памяти жертв политических репрессий. Может быть, самая незаметная из памятных дат.

По нескольку десятков человек из года в год сходятся в этот день у Соловецкого камня на Лубянской площади, у памятника и братской могилы безвинным жертвам голода 1932-1933 годов в станице Каневской, у памятника жертвам голодомора в станице Шкуринской, у памятных мест жертвам политических репрессий в городах, селах, станицах нашей Родины.

В 2007 году исполнится 74 года трагической страницы голодной зимы 1932-1933 гг. , вошедшей в историю Кубани как “саботаж”.

В 2007 году исполняется 73 года с начала роковых событий , названных впоследствии “сталинскими репрессиями 30-х годов”.

На предыдущих уроках мы узнали о количестве репрессированных из документа об осужденных по делам ВЧК – ОГПУ- НКВД за 1921 -1940 гг.. (Приложение №2)

Этими данными не исчерпывается число пострадавших …. Тысячи из них просто не попали в сводки органов безопасности (например коллективизация , по подсчетам В.П. Данилова , обернулась бедой для 7-8 млн. человек, а голод 1932-1933 года унес от 3 до 15 млн. жизней ). Многие историки считают, что репрессировано в 1930-1941 гг. около 20 млн. человек – “врагов народа”.

Для Кубани коллективизация и голод 1932-1933 гг. стали тяжелыми событиями трагической истории XX века.

Наша станица Каневская не исключение.

Это были события, которые унесли тысячи жизней станичников !!!

Наша задача - взглянуть на политическую систему СССР в 20-30 годы XX столетия глазами людей разных убеждений и судеб и попытаться разобраться в причинах тяжелейшего преступления против своего народа , совершенного сталинским режимом, режимом репрессий.

II. Основной этап урока.

Представители прессы. (Раздают заранее отпечатанные номера журналов с портретами Иосифа Виссарионовича Сталина, Анастаса Ивановича Микояна, Генриха Григорьевича Ягоды, Лаврентия Павловича Берии, Николая Ивановича Ежова)

Сенсация !

Только наш журнал “Исторические сенсации” первым раскрывает все тайны величайшего события в истории!

Суд над режимом репрессий, над преступлениями сталинщины!

Как оценят трагические события 20-30х г.г XX столетия наши современники? Следите за ходом суда вместе с нами!!!

Я корреспондент журнала “Исторические сенсации” ЦАПАЕВА СВЕТЛАНА.

В преддверии суда наш журнал публикует статью под названием “Политические репрессии 20-30 х гг. в СССР и на Кубани. Кто же автор злодеяний?”

В ней говорится : “…Очень скоро мы станем очевидцем суда над режимом политических репрессий на Кубани (житнице нашей Родины), который уже заставил говорить о себе современников и заставит помнить о себе потомков.

Режим злодеяний будут обвинять и защищать опытные юристы нашего времени.

Нам известно, что в качестве свидетелей приглашены бывшие заключенные лагеря ст. Каневской, члены семей погибших голодной смертью 1932-1933 гг., члены семей вынужденных переселенцев (депортированных), а также: ученый - экономист А.Г.Соловьев, советский партийный деятель Н.И. Бухарин, бывший работник ЦК КПСС Г.А.Арбатов.

Какой приговор вынесут глубокоуважаемые судьи ?”

Присяжным раздаются листы с вопросами: кто автор злодеяний - политических репрессий XX века ? Режим репрессий в 20-30-е гг. на Кубани - это случайность или планомерность ???

Секретарь суда.

Прошу всех встать. Суд идёт.

Председатель суда.

Начинаем судебное разбирательство по делу режима репрессий - преступлений сталинщины в 20-30-е гг. XX столетия в СССР и на Кубани.

Слово для обвинения предоставляется прокурору …..

Прокурор.

Считаю себя вправе напомнить вам, что все преступления перед человечеством не имеют срока давности.

Каждый , кто повинен в смерти, в страданиях людей, должен понести суровое наказание.

Я обвиняю режим политических репрессий в СССР и на Кубани (в лице Иосифа Виссарионовича Сталина, Анастаса Ивановича Микояна, Генриха Григорьевича Ягоды, Лаврентия Павловича Берии, Николая Ивановича Ежова) и предъявляю ему следующие обвинения :

- в создании всеобъемлющей репрессивной системы – “лагерной империи”, “архипелага ГУЛАГА” (Солженицын);

- в установлении тирании в СССР и на Кубани, в навязывании своей воли;

- в создании “подсистемы страха”;

- в “деиндивидуализации личности” и насаждении взглядов о народных массах как “винтиках”;

- в вынужденном переселении (депортации) невинных людей, а зачастую и потеря связи с семьей, родственниками, малой родиной;

- в трагедии многомиллионных людских потерь, целых народов, вызванных в 20-40е годы предыдущего столетия репрессиями и искусственным голодом.

В 20-х годах прошлого столетия в ходе борьбы за лидерство в партии и государстве , используя партийный аппарат и политические интриги , Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили) (1878 г. рождения) возглавил партию и установил в стране тоталитарный режим. Проводил форсированную индустриализацию страны и насильственную коллективизацию, в том числе и на Кубани!

В конце 20-30-х г.г Сталин, он же Джугашвили, уничтожил реальных и предполагаемых соперников, в истории политических репрессий характеризуется как инициатор массового террора.

Тяжелейшее преступление против своего народа (я подчеркиваю: своего народа) совершил СТАЛИНСКИЙ РЕЖИМ. В результате организованного голода, в 1932-1933 годах в стране погибло более 14 миллионов человек. Особенно тяжелая участь постигла крестьян на Украине, Северном Кавказе, в Западной Сибири. “Революция” на селе в 1929-1933 годах обошлась нашему крестьянству в 8,5-9 миллионов репрессированных земледельцев

Для Кубани , в том числе нашей станицы Каневской, трагическая история также ознаменована насильственной коллективизацией и голодом 1929-1933х годов.

Кратко о фактах политических преступлений, когда безвинными жертвами стало более 6 тысяч станичников.

Было выслано из станицы 87 семей хлеборобов, определенных как кулаки, с их семьями около – 450-500 человек. В “лагере смерти”, организованном органами ОГПУ в центре станицы с октября 1932 г. по апрель 1933 года погибло насильственной смертью более 400 станичников и жителей хуторов района.

А теперь я попрошу заслушать показания свидетелей.

Председатель суда.

Приглашается свидетель Николай Иванович Бухарин для дачи показаний. (Приложение №3)

Прокурор.

Выслушав показания свидетеля , считаю необходимым обратить внимание на то, что бывший советский партийный деятель, очевидец происходящего , характеризует историческую ситуацию 20-30-х годов как чудовищную машину , истребляющую совершенно беззащитных и несопротивляющихся людей … Т.е. он косвенно указывает на то, что у любой машины должен быть рулевой, главный или руководитель. А руководителем страны в этот период времени был В.И.Сталин.

А это означает, если суд оправдает историю сталинских преступлений - режим политических репрессий, мы будем вынуждены оправдать все последующие витки новых репрессий.

Председатель суда.

Слово для защиты предоставляется АДВОКАТУ.

Адвокат (защитник).

История –самый объективный и самый беспристрастный судья. В обществе и в далекие 20-30-е годы, и сейчас немало приверженцев Сталина, причем не только среди старшего поколения , но и среди молодежи. Они выделяют перечень заслуг Иосифа Виссарионовича перед историей:

  • Сталин – Вождь и Учитель трудящихся всего мира,
  • Отец народов,
  • Мудрый и прозорливый Вождь Советского народа,
  • Величайший гений всех времен и народов,
  • Корифей науки,
  • Верный соратник и продолжатель дела Ленина,
  • Ленин сегодня,
  • Лучший друг всех детей и многое другое…

Миллионы советских людей воспринимали эти слова как соответствующие действительности. В этом выражался культ личности – феномен массового сознания. Он проявлялся и в действиях сталинского окружения.

Я хочу напомнить статью “Сталин и красная Армия” Ворошилова:

Обращается к прокурору: Господин председатель , не возражаете если я продолжу.

Председатель суда.

Не возражаю.

Адвокат (защитник) продолжает:

Из статьи : “В период 1918-1920 гг. товарищ Сталин являлся , пожалуй единственным человеком , которого Центральный комитет бросал с одного боевого фронта на другой, выбирая наиболее опасные , наиболее страшные для революции места. Там, где было относительно спокойно и благополучно , где мы имели успехи, там не было видно Сталина. Там, где в силу целого ряда причин трещали красные армии , где контрреволюционные силы , развивая свои успехи , грозили самому существованию советской власти, где смятение и паника могли в любую минуту превратиться в беспомощность, катастрофу – там появлялся т. Сталин. Он не спал ночей, он организовывал, он брал в свои твердые руки руководство , он ломал, был беспощаден и – создавал перелом, оздоровлял обстановку”.

Председатель суда.

Слово предоставляется современнику: ученому–экономисту А.Г.Соловьеву.(Приложение №4)

Председатель суда.

Слово предоставляется свидетелю Рябыш Марии Никитичне. (Приложение №5)

Председатель суда.

Слово предоставляется свидетелю Гринь Федора Васильевича. (Приложение №6)

Председатель суда.

Слово предоставляется свидетелю Варивода Илье Дмитриевичу. (Приложение №7)

Прокурор.

Выслушав показания свидетелей, считаю необходимым обратить внимание на то, что голод косил станичников. Комиссии содействия хлебозаготовкам продолжали работать и даже набирали обороты, обходя по второму разу дома колхозников для выявления спрятанного хлеба.

Из материалов дела.

Не смотря на все изуверские методы ,хлебозаготовки на 1 февраля не были выполнены , всего было заготовлено только 112 млн. пудов зерна. Близилась весна. В станичном совете принято решение -создать специальные бригады по вывозке из домов трупов умерших. За работу по вывозу трупов платили наличными продуктами -1 кг кукурузной муки за день работы. На кладбище выделенные от колхоза мужчины ежедневно копали траншеи –могильники , куда укладывали трупы.

В тоже время , в конце 30х годов активные участники битвы за выполнение хлебозаготовок на северном Кавказе и Кубани – Шелободаев Б. (бывший секретарь Северо-Кавказского крайкома ВКП(б), Ларин В.- председатель Северо-Кавказского крайисполкома , Евдокимов Б.-полномочный представитель ОГПУ на Северном Кавказе , Попашенко И. – начальник Кубанского ОГПУ – были арестованы и расстреляны.

Москва предъявила обвинение: “давали ложную информацию в ЦК ВКП(б) о политическом положении на Кубани и о всех там происходящих процессах. Конечной целью они ставили – довести до крайнего истощения Кубанское казачество, что бы оно восстало против Советской власти.

Председатель суда.

Слово предоставляется свидетелю праправнуку Алексея Ивановича Телятника. (Приложение №8)

Председатель суда.

Слово предоставляется свидетелю правнучке Дарьи Гинь Денисенко Анне Григорьевне. (Приложение №9)

Председатель суда.

Слово предоставляется свидетелю Анне Тыщенко. (Приложение №10)

Председатель суда.

Слово для защиты предоставляется адвокату (защитнику).

Адвокат (защитник).

Обвиняя режим политических репрессий в лице Сталина, Берии, Ягоды, Микояна , мы не должны забывать, что чудовищная машина истребления людей приводилась в действие на основе частых доносов, на которые незамедлительно реагировал Сталин.

Например: 7 август 1932 года постановление “Закон об охране социалистической собственности”.

Прокурор.

Но согласно этого постановления в качестве меры судебной репрессии за хищение (воровство) колхозного , кооперативного имущества определить высшую меру наказания - расстрел с конфискацией имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах - лишение свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией всего имущества. При всем этом, амнистия по делам этого закона была запрещена. Разве это не жестоко?

Адвокат (защитник).

Обвиняя Сталина И.В. в жестокости, деспотии , в истреблении народов, мы не должны забывать о том, что:

1935 год стал годом “поворота к человеку”: отменены карточки на продовольственные карточки, крестьянам разрешено иметь небольшое индивидуальное хозяйство;

разгром военной машины Германии и победа в Великой Отечественной войне была в эпоху Сталина, что способствовало росту симпатий к ССР у народов многих стран.

Прокурор.

Но это лишь частичное смягчение сложившейся исторической ситуации.

Ведь жестокая машина репрессий на была остановлена: продолжали гибнуть люди, целые народы.

Победа в Великой отечественной войне - не победа Сталина, а победа всего советского народа.

Беря во внимание Ваш аргумент, я хочу обратить внимание, что победа в войне способствовала укреплению сталинского политического режима: сохранялись нормы, ограничивающие свободу передвижания колхозников, т.к. они были лишены возможности иметь паспорт; имели место новые , может быть более жестокие витки репрессий 1940-1950 х годов.

Председатель суда.

Выслушав выступления представителей обвинения и защиты, а также свидетелей , суд удаляется на совещание.

Корреспондент. (обращается к присутствующим)

В свежем номере журнала “Исторические сенсации” по итогам суда будет помещена статья “Что ждет режим сталинщины: оправдание или осуждение?”. Корреспондент читает фрагмент из статьи. (Приложение №11)

Наблюдатель.

Выслушав все что говорилось в суде, я считаю, что автором злодеяний - политических репрессий 20 века являлась система власти; внутренняя политика, проводимая государством.

А политические репрессии на Кубани в 20-30-е гг. это не случайность, я считаю- планомерность. Революционная диктатура 1918- 1938 годов планово осуществляла политику физического уничтожения казачества. Например : в 1930-1938 е годы в поисках “врагов народа” органы ОГПУ, НКВД репрессировали более 60 тысяч казаков, большинство из которых было расстреляно. Бесчисленные репрессии против казачества обескровили кубанские станицы, они опустели, обезлюдили.

Корреспондент.

Спасибо.

Секретарь суда.

Прошу всех встать. Суд идет.

Председатель суда.

Суд принял решение:

Сталин, Берия, Микоян, Ягода, Ежов навсегда останутся в истории как политические деятели XX столетия.

Но именно они создали систему власти , приводящую в действие зловещую машину репрессий. В результате чего страдали , гибли миллионы людей, разрушались и уничтожались культурные памятники; уничтожались не только люди, но и память о них: места массовых захоронений никак не обозначались, книги записей рождения и смертей уничтожались.

Принимая во внимание материалы дела, суд считает, что политические репрессии в 20-30е гг. на Кубани – это не случайность , а запланированное действие. Оно было направлено на физическое уничтожение казачества. От спланированного властями выселения, голода погибли сотни тысяч жителей станиц края.

Суд принял решение:

Как зачинщики зловещей политики репрессий: Сталин, Берия, Микоян, ягода, Ежов виновны перед человечеством.

Тоталитарный режим государства: террор, репрессии, искусственный голод виновен в трагедии многомиллионных людских жизней.

Решение суда принято окончательно. Обжалованию не подлежит.

III. Заключительный этап урока.

Учитель.

Итак, мы убедились в том, что рубеж 1920-1930 годов ознаменовался утверждением единовластия Сталина, формированием “тоталитарной системы”, включающей в себя и уничтожение гражданских свобод, и авторитарный способ мышления, и культ национального вождя, и массовые репрессии ……

Кто же автор злодеяний ? Приведенные вами документы позволяют сделать вывод, что инициатором этой системы были Сталин и Берия, а остальные выступали в роли исполнителей “большой политики” , действовавших по приказу, так называемые “винтики” большой машины. В то же время, все грехи советского режима не объясняются исключительно личной порочностью Сталина …(Приложение №12)

Однако, архивные документы продолжают хранить многое в тайне о трагических страницах нашей истории.

Только после смерти Сталина была дана оценка действиям “зловещей машины”, уничтожившей жизни миллионов людей.

Людская память о великом горе нашей земли : голод, выселение, казни, тюрьмы безвинных людей. Ее нельзя вытравить ни расстрелами, ни замалчиваниями.

Осенью 1990 год в станице Шкуринской был открыт первый на Кубани памятник жертвам голодомора.

В нашей станице тоже установлен памятник невинным жертвам трагической истории 1932-1933 годов. На плите обращение: “Станичники! Остановитесь и поклонитесь памяти тех кто ушел из этой жизни в голодные годы 1932-1933 годы”.

В 2003 году на Каневском кладбище состоялся митинг “70-летняя годовщине голодомора в станице”, где было открыто памятное место: братская могила жертв голода 1932-1933 годов, та самая яма, куда складывали трупы умерших каневчан: женщины, дети, мужчины, старики - жертвы искусственного голода, организованного властями того времени.

Ученик.

ПОЧТИМ минутой молчания память погибших людей - жертв репрессий.

Учитель.

На следующем уроке мы продолжим знакомиться с историей СССР в 1920-30 годы: социальная система и ее изменения.

Домашнее задание на следующий урок:

Используя ресурсы школьной и районной библиотек, библиотеки школьного и районного краеведческих музеев, другие источники, подготовить материал для сообщения по теме “Социальная система в 30 е годы: колхозное крестьянство на Кубани”.

Спасибо за урок.

Дополнительная литература урока. (Приложение №13). Словарь урока. (Приложение №14).




В продолжение темы похожие новости:
Урок истории Древнего мира в формате ТРКМ. Тема "Касты в Древней Индии"
Интегрированный урок по истории России в 10-м классе на тему: "Споры о Петре Первом"
Интегрированный урок через призму образовательной компетенции
"114,2 м. Курган славы"
Урок обществознания в 9-м классе "Правонарушения и виды юридической ответственности"
Методическая разработка урока на тему "Проблемы Каа-Хема: миф или реальность?"
| урок | урка | суд | арбитражный суд | над | режим | режим работы | РЕПРЕССИЙ | история | классы история | политических | политическая карта | сопротивления | удельное сопротивление | несвободе | ссср | смотреть ссср | кубань | день кубани | 1920—1930 | лета | лет | история и обществознание | Урок суд над режимом репрессий История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР Кубань в 1920—1930 годах


Календарь новостей