Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе "О чем может рассказать герб?"

Герб для умеющих разбирать его – есть алгебра
и язык. Вся история второй половины средних веков написана в гербах…

В.Гюго

Цели:

1.Помочь учащимся закрепить знания по теме: “Гербы моей Родины”, активизировать интерес к истории их создания.

2.Способствовать формированию умения понимать значение герба, прививать навыки исследовательской работы, работы в группе.

3.Воспитание патриотизма, уважения к государственным символам, популяризация знаний о символах страны через привлечение к уроку родителей и старшеклассников.

Опережающее задание командам:

1. Собрать материал по истории герба города Райчихинска, Амурской области, Герба Российской Федерации.

2.Обсудить с родителями и старшими товарищами значение элементов гербов, символики цвета и изображений, подготовиться к конкурсу знатоков геральдики.

Участники турнира:

1.Три команды по семь человек. Команды имеют свой герб и название, связанное с гербом.

2.Герольды – распорядители турнира (трое учащихся старших классов) оценивают правильность ответов и подводят итоги турнира.

Оборудование: Государственный герб РФ, герб Амурской области, герб города Райчихинска, рисунки семейных (родовых) гербов учащихся, мультимедийный проектор.

Награждение: по решению герольдов команда победителей получает право поместить герб команды на свой семейный герб на память о победе в конкурсе эрудитов, оценки “5” и “4” по истории.

Ход мероприятия

Слово учителя: Наша Родина – самое большое государство планеты с прекрасным именем – Россия. Вы – будущие граждане этой страны, вам предстоит беречь ее, заботится о ней, защищать ее и, конечно, вы должны знать как можно больше об истории своей Родины, в том числе вы должны уметь понимать ее символы.

Сегодня завершающий урок по теме “Гербы моей Родины”. Он пройдет в виде турнира знатоков геральдики. В турнире примут участие три команды, которые продумали свои знаки отличия – гербы, а также имеют название своей команды.

Представление команд.

Вопросы командам:

1.С чем связана средневековая традиция наличия гербов у рыцарей?

2. Что обычно изображали рыцари на своих гербах?

3. Кто устанавливал правила составления гербов? Кто был распорядителем рыцарских турниров? (герольды)

Слово учителя. Вот и на нашем турнире имеются герольды, которые будут следить за ходом турнира. Они и определят победителя, а заодно и решат, какая команда получит право на заявленный ею герб.

Слово учителя. Успех в любом турнире зависит во многом от хорошей разминки, поэтому предлагаю командам для разминки несколько вопросов.

1 тур – Разминка.

1 этап.

1. Объясни термины: герб, геральдика, символ.

2 этап.

1. Символы бывают официальные – те, которые утверждены законом и неофициальные. Назовите предметы, архитектурные сооружения, памятники, которые могут служить неофициальным символом только одного государства на Земле – России.

Слово учителя. Действительно и Московский Кремль, и Покровский собор и памятник Минину и Пожарскому, и Медный всадник – отражают особенности только одного государства на земле – России (на экране кадр 1-5)

2.На Земле существует более 200 государств, тысячи различных народов, у каждого из них есть свои символы, свои отличительные приметы. Определите, какую страну могут символизировать эти архитектурные памятники? (учитель демонстрирует изображение статуи Свободы, Эйфелевой башни, пирамиды Хеопса и т.д.)

3.Что значат для людей символы их страны?

(Это предмет их гордости за достижения своего народа, за его талант).

4.Почему враги чаще всего разрушают символику побежденного народа – штандарты, произведения культуры, архитектурные памятники?

(На экране демонстрируются кадры парада Победы – советские воины бросают вражеские штандарты к Кремлевской стене)

Ответ: чтобы уничтожить предметы их гордости, знаки силы, власти – морально ослабить народ.

3 этап

Свой герб – символ может иметь государство, а также город, территория.

Символы территорий появились очень давно. Так в древней Руси, хоть и не было гербов, но существовал затейливый орнамент, который обозначал ту или иную территорию.

Во времена Киевской Руси существовала княжеская печать с родовыми знаками правителей тех или иных земель (демонстрация на экране родового знака Рюриковичей).

1. Историки до сих пор не пришли к единому мнению по поводу того, что изображено на этой печати. Может быть вы решите эту задачу?

2. Герб какого современного государства сохранил этот древнейший символ?

(Он сохранился в гербе современной Украины).

2 тур – “О чем может рассказать герб?”

Слово учителя: Все современные государства имеют и свои главные, официально утвержденные законом, символы – это герб, флаг и гимн. Эта традиция сложилась не сразу – только в XX веке стало принято иметь и гимн и флаг и герб. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг – в XVII в., а первый государственный гимн в конце XIX века.

Эти символы нужны как зрительный и музыкальный образ страны. Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов равносильно оскорблению государства. Важно не только знать, как выглядит флаг или герб страны, важно понимать его символику. А для этого нужно иметь представление об их истории, как они возникли, какой путь прошли сквозь века.

Любой символ имеет глубокий смысл и, если его расшифровать, можно узнать многое о территории, которой он принадлежит. Тема нашего урока так и звучит “О чем может рассказать Герб?”. Французский писатель Виктор Гюго говорил по этому поводу: “Герб для умеющих разбирать его – есть алгебра и язык”. Надеюсь, вы убедились в этом при подготовке к этому уроку и сейчас поделитесь результатами своей исследовательской работы.

Знания по символике изображений, символики цвета помогут вам расшифровать информацию, имеющуюся в предложенных вам гербах.

Команды получают путевой лист– описание герба с допущенными пропусками, которые им предстоит заполнить. Время на подготовку– 5-7 минут

Защита герба включает в себя составление описания герба и объяснение его элементов.

За представление герба команда получает от 1 до 3 баллов. В случае затруднения можно взять “помощь зала”, т.е. пригласить к себе старшеклассника в качестве консультанта, либо использовать звонок другу, при этом за правильный ответ команда может получить 1 балл.

Слово учителя: Наша малая Родина – маленький городок на Дальневосточной окраине России, но и он имеет свой герб. О том, как он выглядит и что означают его элементы, расскажет нам первая команда.

Первая команда представляет герб города Райчихинска.

Слово учителя: Вот сколько можно узнать о нашем городе, если суметь прочитать его эмблему. Мы видим, что в ней нет ничего лишнего, каждый элемент несет в себе смысловую нагрузку.

Вторая команда представляет герб Амурской области.

Слово учителя: Наша малая родина – частица великой России. Как всякое независимое государство, Россия имеет герб.

Третья команда представляет герб России.

Бонусные вопросы командам:

1.Что символизирует двуглавый орел сегодня мы с вами выяснили, а откуда к нам пришло это странное существо? Что вам известно об этой птице?

2.Кто такой Георгий Победоносец, почему он оказался на гербе России?

.3 тур. “Как менялся Российский герб”

Правильный ответ– 2 балла. За помощь зала– 1 балл.

Слово учителя. Государственные символы являются отражением истории государства. С течением времени меняются поколения, границы государства, мышление людей, устройство их жизни. И смена правителей, и их личные привязанности, и их личные качества сказываются на государственном гербе.

Каждая команда получает несколько карточек с изображением Российского герба в разные временные периоды. (На экран выводится изображение двуглавого византийского орла, принятого Иваном III).

Слово учителя. Орел в XV веке более походит на орленка, нежели на орла. Крылья опущены, никаких символов власти – Россия только начинает формироваться как централизованное государство.

На экран рядом с орлом XV века помещаются два герба XVII века.

Вопросы:

  1. Какие изменения происходят с гербом в начале XVII веке. Чем может объясняться изображение православного креста между коронами?
  2. Герб конца XVII века тоже имеет свои особенности. Назовите их. Чем они могут быть вызваны?
  3. Слово учителя. На ваших столах имеются карточки с изображениями Российского герба в разные временные периоды.

Вопросы:

  1. Покажите карточку с изображением последнего герба Российской империи. Как изменился государственный герб после свержения царского самодержавия?
  2. Найдите изображение герба, который был принят после победы Социалистической революции в стране.
  3. Когда двуглавый орел вновь стал символом Российского государства?
  4. Какие государства, кроме России, имеют в своем гербе двуглавого орла?

Вывод: “Изменение государственных символов не прихоть: захотели – и какие– то аксессуары в гербах сняли, что-то прибавили, что-то убавили… Если символы государства видоизменяются, то для этого должны быть очень серьезные, весомые причины”. Н.Соболев

Слово учителя: Сегодня мы с вами, кроме всего прочего, убедились в правоте слов Виктора Гюго. Для умеющих читать герб, он действительно может рассказать невероятно много интересного о народе, которому принадлежит.

Подведение итогов, награждение.

Презентация




В продолжение темы похожие новости:
Внутренняя политика Николая I
Основы конституционного строя России. 9-й класс
Программа элективного курса "Символика России"
Разработка урока по истории в 7-м классе по теме "Восстание С.Т. Разина"
Урок истории в 5-м классе по теме «Финикия»
Урок истории в 10-м классе "Петр Великий – чудо или чудовище?". Попытка ускоренной модернизации и ее результаты
| урок | урка | турнир | турнир 2011 | знатоков | ведут знатоки ведут знатоки | ГЕРАЛЬДИКИ | ИСТОРИЧЕСКОМУ | краеведению | краеведение программа | классе | гдз класс | чем | может | рассказать | сказки рассказанные | герб | гербы стран | история и обществознание | Урок турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5 м классе О чем может рассказать герб


Календарь новостей