Урок. Нации. Национальное самосознание

Цели урока:

Обучающая: углубить и систематизировать знания обучающихся об исторически сложившихся общностях людей, этническое многообразие современного человечества, выявить основные признаки каждой общности, подробнее рассмотреть историческую общность нация. Дать основные понятия темы: этнос, нация, национальное самосознание.

Развивающая: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы с текстами, Конституцией РФ. Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения; навыки общения и работы в группах.

Воспитательная: способствовать выработке гражданской позиции обучающихся, развивать чувство патриотизма, способствовать развитию толерантного отношения к людям разных национальностей

Оборудование урока:

- Конституция РФ.
- Учебники: обществознание, ч.2 под ред. А.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой.
- Выставка книг, журналов: “Живая старина Приангарья”, “Земля Иркутская”, “Мой город вырос из острога” (А. Долганов), роман-газеты о борьбе с иноземными захватчиками, о Великой отечественной войне.
- Текстовые задания: “Что в слове, что за словом?” (В. Г. Распутин), “Слово о малой родине” (В.М. Шукшин).
- Карточки-задания для работы в группах.
- Компьютер – презентация “Нация. Национальное самосознание”.
- Карты: российская федерация, Иркутская область.

Внутрипредметные связи: история.

Межпредметные связи: география, литература, русский язык.

Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений и навыков.

Оформление доски:

Эпиграфы:

 “Два чувства дивно близки нам. В них обретает сердце
пищу: любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам”.

А.С. Пушкин.

“Россия, я твой капиллярный сосудик.
Мне больно, когда тебе больно, Россия”.

А. Вознесенский.

“Природа создает не нации, но индивидуумы, которые разделяются на нации только вследствие различия в языке, законах и усвоенных правилах”.

Бенедикт Спиноза.

Вопросы урока:

  1. Этническая общность, ее виды, этническое многообразие современного мира.
  2. Этнос, нация, национальность.
  3. Национальное самосознание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Мотивация обучающихся на изучение нового материала. Звучит песня группы Любэ “Отчего так в России березы шумят?” (См. Прил.1).

Вопрос обучающимся: Что заложено в каждом слове этой песни? Ответы обучающихся.

Эта песня русская, о русской душе, о любви к России. А вот послушайте легенду киргизского писателя Ч. Айтматова из произведения “И дольше века длится день”. Рассказываю легенду (См. Прил.2)

Пришло время и пришли манкурты XX века и на месте, этого кладбища разбили ракетный полигон. Так вот, ребята, я не хочу, чтобы Вы были манкуртами XXI века. Давайте вспомним, кто такой манкурт, и что надо делать, чтобы не быть манкуртом? Ответы обучающихся.

И сегодня на уроке мы будем говорить об этом. Тема нашего урока – “Нации. Национальное самосознание”. А на следующем уроке мы с Вами рассмотрим “Развитие межнациональных отношений в современном мире. Национализм, межнациональные конфликты и пути их преодоления”. Записываю тему на доске, обучающиеся – в тетради. На мониторе слайд с темой урока.

Сегодня на уроке мы узнаем, какие этапы становления проходит человечество, рассмотрим этническое многообразие современного мира, и попытаемся определить, какую роль в становлении личности и нации играет национальное самосознание.

Вопросы нашего урока:

  1. Этническая общность, ее виды, этническое многообразие современного мира.
  2. Этнос, нация, национальность.
  3. Национальное самосознание.

Предлагаю обучающимся выбрать один из трех эпиграфов и записать его в тетрадь, и в ходе урока прошу включить его в свой ответ.

2. Изложение материала, продолжение работы над формированием учебных умений обучающихся.

Человечество всю обозримую историю состояло из различных народов. Или, выражаясь в терминах науки, этносов. Современное человечество представлено примерно 3000 народов, а в нашей стране их более 100. в то же время, независимых государств в мире насчитывается около 200. Значит, почти все современные государства, многонациональны.

Обратимся к преамбуле Конституции РФ. Работа обучающихся с преамбулой Конституции РФ, документальное подтверждение слов учителя.

Многонациональны все столицы мира, все крупные города и даже крупные села.

Посмотрим национальный состав нашей Иркутской области. Опережающее задание – сообщение обучающегося (цель – углубить знания обучающихся об этническом составе Иркутской области, интеграция – связь с географией).

Всероссийская перепись населения 2010 г. дала уточненные данные не только о численности и размещении населения, но и о национальном составе области. По ее результатам, в области проживали представители 140 разные национальностей. Из общего количества населения русские составляли 1581 тысячу человек (89,9%), Второе место по численности занимало коренное население – буряты – 80,6 тысяч человек (3,1.%), третье место – украинцы, их численность составляла 53,6 тысяч человек (2,1%). Четвертое – белорусы – 14,2 тыс. человек (0,5%). В области проживают армяне (6,8 тыс. человек), немцы (6,2 тыс. человек, поляки (1,8% тыс. человек), китайцы (1,3 тыс. человек), цыгане (1,6 тыс. чел.) и другие.

На севере области живут малочисленные народы: эвенки (1431 чел.), якуты (922 чел.). Тофалары (тофы) – 723 чел. проживает в Нижнеудинском районе Восточного Саяна.

Коллективы с пестрым национальным составом в наши дни стали нормой не только в самых отдаленных уголках земли, но в космическом пространстве. Вопрос обучающимся: какой вывод мы можем сделать, зная национальный состав государств? Обучающиеся делают вывод: многонациональная среда – объективно существующая, типичная черта и условие жизни современного человека, народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют, а процесс взаимодействия осуществлялся на протяжении всей истории человечества.

В курсе истории мы рассматривали такие исторически сложившиеся общности людей, как род, племя, народность, нация. Их развитие связано с ростом производительных сил, расширением хозяйственных связей, формированием и развитием определенных социальных и культурных предпосылок.

Род и племя характерны для первобытного общества. Обращаю внимание обучающихся на монитор. На экране показаны этапы становления человечества. Интеграция с историей – эвристическая беседа, цель - сравнить виды этнической общности. По какому принципу они строились?

Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).

Племя – совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, сознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

Народность складывается с появлением классов и государства. Капитализм активизирует экономические и культурные связи, создает единый национальный рынок, ликвидирует хозяйственную раздробленность средневекового государства, сплачивает различные входящие в него народности в единое национальное целое. Возникает нация.

Наряду с понятиями “племя”, “народность”, “нация” в науке утвердилось понятие “этнос”. Демонстрация слайда на мониторе. Это греческое слово не имеет однозначной характеристики. Под “этносом” понимается совокупность людей, обладающих общностью культуры, осознающих эту общность как выражение исторических судеб. Более широкое толкование термина состоит в том, что он объединяет понятия “племя”, “народность”, “нация”.

Нация – наиболее развитая историко-культурная общность людей. Она складывается в течение длительного исторического периода в результате соединения, “перемешивания”, “сплавления”, представителей различных (родственных и неродственных друг другу) племен и народностей.

Современные научные теории не дают однозначного ответа на вопрос о признаках этой общности.

3. Поисковая работа в группах: цель – выявление признаков нации. Интеграция с литературой.

1 группа: Прочитайте текст. Подумайте, что является важнейшим элементом культуры нации? Аргументируйте свою точку зрения. Текст “Вавилонская башня” (См. Прил.3)

2 группа: Прочитайте фрагмент из повести Ч. Айтматова “Белый пароход”. Поразмышляйте над прочитаны. Что является одним из признаков нации? (См. Прил. 4)

3 группа: Как Вы понимаете высказывание Н. В. Гоголя “Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа”? Согласны ли Вы с ним? Мнение аргументируйте.

Как остроумно заметил русский философ С.Н. Булгаков, чтобы познать себя в национальном смысле не нужно заглядывать себе за пазуху или рассматривать себя в лупу, но следует изучать национальное творчество. Какой признак нации скрыт в этом высказывании? Свою точку зрения аргументируйте. Вместе с обучающимися делаем выводы о признаках нации.

4. Эвристическая беседа.

Признаки нации: язык – важнейший элемент культуры, основная форма проявления национального и личного самосознания, средство общения людей. Обычно представители одной нации говорят, пишут на одном языке. Видимая простота и кажущаяся ясность этого признака приводит некоторых ученых ко мнению, что язык – несомненный признак нации. Однако это не совсем так. В Швейцарии, например, четыре равноправных языка – немецкий, французский, итальянский и реторороманский. Однако швейцарцы являются единой нацией. Еще пример. Англичане и американцы (жители США) говорят на одном языке, но это разные нации. Но язык, несомненно, является одним из факторов, влияющих на национальные отношения. Сплочению нации способствует общность их исторического пути. Русские, американцы, узбеки, французы, эстонцы – каждая нация или народность имеет свои корни в истории, прошла свой неповторимый исторический путь.

Здесь имеется ввиду ряд составляющих: складывание и развитие общности на определенной территории, образование и укрепление государственности, возникающие и развивающиеся в рамках территориального размещения нации хозяйственные связи, дипломатические, военные, экономические отношения с соседями – ближними и дальними. Несомненна значимость и религиозного влияния.

История невозможна без памяти. Историческая память – великий источник национальной общности и национальной ответственности. Помнить об уроках прошлого, чтить предков, знать, откуда твой род начинается, вести летопись хороших дел, остерегаться ошибочных поступков, чувствовать ответственность перед поколениями – это важные функции исторической памяти, помогающей сплачивать национальную общность.

Один из наиболее осязаемых результатов исторического пути – национальная культура: сказки, легенды, исторические повествования, песни, танцы, музыка, особое художественное мастерство, проявляющееся в храмовых постройках, иконах, иной утвари; это народный эпос, где ярко выступают национальные отличия, это творчество писателей, в том числе современных, где находят свое отражение национальный колорит, национальные легенды.

В России нации возникали и формировались в процессе становления российской государственности. Борьба руссичей за независимость, за преодоление феодальной раздробленности способствовала созданию единого Русского государства, единого экономического и культурного пространства.

Вопрос обучающимся: на основе каких языков сложился современный русский язык? (Современный русский язык сложился на основе древних славянских языков). Слова из каких языков мы встречаем в русском языке? (латинский, греческий, татарский, французский, английский, немецкий и др.). Обращаю внимание обучающихся на монитор – слайд.

Вопрос обучающимся: Процесс развития народа – это прямой путь движения от одной общности к другой? Человечество – это живой, многоцветный мир народов. Он пребывает в непрерывном движении: народы появляются, расцветают, исчезают. Не случайно обществоведы шутят: легче пересчитать звезды, чем этносы. У каждого народа свой путь, своя судьба.

Отвечает обучающийся. Из истории знаем – многие когда-то известные народы ушли в небытие (финикийцы, скифы, половцы и др.). А некоторые современные народы возникли еще в древности (например, армяне, грузины). Английская нация сложилась в Х>VI> в., русская – в Х>VII> – Х> VIII> вв., немецкая – в Х> I>Х в. Десятки наций сформировались и формируются в ХХ-ХХ>I> вв.

Нынешнее человечество представлено всем многообразием исторически сложившихся форм общности – сегодня на Земле живут роды и племена, народности и нации, что связано с разнообразием природно-климатических, экономических, социальных и культурных условий их жизнедеятельности.

Что касается понятия “национальность”, то оно означает принадлежность человека к той или иной нации. В большинстве стран мира национальность определяется не государственными органами, а самим человеком добровольно. Сегодня не Земля все больше становится людей, родившихся от смешанных браков. Они в праве выбирать себе национальность любого из родителей. Наука утверждает: сегодня нет не только чистокровных народов, но и отдельных людей среди предков которых не присутствовали бы наверняка (или с большей долей вероятности) представители разных этносов. Демонстрация слайда (высказывание Л.Н. Гумилева).

Вопрос обучающимся: Является ли принадлежность человека к той или иной нации достоинством или недостатком? Свой ответ аргументируйте.

Вывод. Принадлежность человека к той или иной нации не является ни достоинством, ни недостатком. Национальная принадлежность не подлежит какой-либо оценке, ибо оценивать собственно нечего: в ней не заключено никакого (социального) поступка, действия, отношения, свершения и т.д., которые можно было бы рассматривать с позиции добра и зла.

Вместе с тем в реальной действительности нередки случаи, когда грубо принижается, оскорбляется достоинство человека (так называемый бытовой неофициальный национализм, шовинизм). Такое поведение можно расценивать как аморальное, как поступок подлый, не достойный порядочного человека, ибо фактически он унижает личное достоинство человека, которое, если исходить из цивилизованных, гуманных принципов, следует принимать как равенство всех людей перед законом морали, как право каждого на уважение, независимо от происхождения, социального положения, мировоззрения и т.д.

Демонстрация слайда на мониторе (Всеобщая декларация прав человека). Во всем цивилизованном мире действуют нормы международного права, защищающие права и достоинства личности, независимо от национального происхождения (Всеобщая декларация прав человека, ст. 1-2), действуют они в каждой стране. У нас отражены в Конституции РФ (ст. 19, 21). Обучающиеся обращаются к Конституции РФ.

Как следует строить свои отношения с людьми другой национальности, как относиться к ним? Как вести себя с ними? (обучающиеся отвечают).

Современная цивилизованная этика межнациональных отношений дает четкий совершенно определенный ответ: эти отношения должны строиться только на основе моральных и правовых норм.

Поскольку все мы всегда жили и будем жить в многонациональной среде, каждый из нас обязан проявлять особую деликатность и ответственность в отношениях к людям другой национальности. Ответственный человек всегда должен предвидеть последствия своих поступков и знать, что за них придется отвечать по законам морали и права.

А слово “деликатность” в русском языке всегда означало и означает вежливость, предупредительность, тактичность, тонкость в обращении.

Национальное самосознание является важным фактором, характеризующим нацию как общность и человека, как члена этой общности.

Личность, осознавая себя неотделимой частицей нации, постигает историю своего народа, общественно-национальные ценности, такие как письменность, национальный язык, достижения в духовной культуре, национальный менталитет, ценит вклад народа в мировую сокровищницу культуры, разделяет успехи нации и способствует ее развитию.

Национальное сознание включает в себя народный патриотизм, самобытность, национальную гордость. На мониторе – слайд. Вопрос обучающимся: Как Вы понимаете эти слова? (Ответы ребят – сознание принадлежности к своему народу и чувство любви к Отечеству). Прошу привести примеры. Ответы обучающихся. Так, русский народ, не желавший мириться с польскими захватчиками во времена Смуты встали на защиту своего Отечества, организовав народное ополчение. Он сплотился, чтобы нависшую над страной угрозу потери государственности и национальной независимости. И так повторялось в истории не раз – в 1812, 1941-1945 гг.

Национальное сознание заключено в исторических свершениях народа, а также в памяти о жертвах, лишениях и страданиях, выпавших на его долю.

Само же чувство любви – это бесконечно сложный внутренний мир, включающий и чувство уважения к историческому наследию (материальному и духовному) и чувство ответственности за судьбу Отечества, и боль за него, и вместе с тем критическое (порой даже резко критическое) отношение к недостаткам, желание видеть Родину процветающей, свободной и т.д. В нем нет места высокомерию, гордыне, но оно непременно включает чувство уважения к творческому опыту других народов и общечеловеческим ценностям.

Национальное самосознание основывается на исторической памяти, на знаниях истории нации, е традициях, включает в себя эмоционально – ценностную оценку прошлого нации, ее современного состояния, взаимосвязей с другими народами, обогащает духовный мир личности.

5. Работа с текстами: выполнение заданий и их обсуждение.

Национальное самосознание включает в себя любовь к малой родине. Работа обучающихся с текстами (“Что в слове, что за словом?” В.Г. Распутин, “Слово о малой родине” В.М. Шукшин).

Прочитайте предложенные тексты. Ответьте на следующие вопросы: 1. Что такое малая родина? 2. Для чего она нужна человеку? 3. согласны ли Вы с мнением В. Шукшина о роли малой родины в судьбе русского человека? 4. Есть ли у Вас малая родина? Что она значит для Вас? 5. любовь к малой родине и Родине – привычка, предрассудок, необходимость? (См. Прил. 5). Ответы обучающихся.

Я и двое ребят читаем стихотворение “Родство по слову” (А. Городницкий) (См. Прил. 6).

6. Рефлексия, подведение итогов.

Сегодня на уроке мне хочется получить от Вас обратную связь. Предлагаю Вам небольшую рефлексию. Продолжите фразы на свое усмотрение.

В результате урока “Нации. Национальное самосознание”: мне открылись важные качества личности…

Я узнал, что…
Мне открылось…

Вспомним все, о чем мы сегодня говорили на уроке. Какой вывод мы можем сделать? Не состоится человек, если не будет беречь малую родину, не будет заботиться о близких своих, не захочет поделиться теплом души с друзьями, переступая нравственные нормы и забывая эти простые истины, человек теряет себя.

Оцениваю ответы обучающихся.

Домашнее задание: Тема нашего следующего урока – “развитие межнациональных отношений в современном мире. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления”. На мониторе слайд – Антуан де Сент-Экзюпери: “Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля”. Подумайте, как эти слова могут соотноситься с темой нашего следующего урока.

Благодарю ребят за активную, интересную работу.

Презентация 1
Призентация 2




В продолжение темы похожие новости:
Формирование познавательной активности и мыслительной самостоятельности обучающихся на уроках истории (из опыта работы)
Повторительно-обобщающий урок. Тема: "Что мы знаем о нашей родине?" 3-й класс
Интегрированный урок по ОБЖ и истории в 10-м классе "Дни воинской славы"
Роль Старой Ладоги в истории Древней Руси
Программа дополнительного образования "Увлекательная нумизматика"
Информационные технологии на уроках истории. Турнир знатоков культуры античности
| урок | урка | нации | кросс наций | национальное | национальные парки | самосознание | национальное самосознание | история и обществознание | Урок Нации Национальное самосознание


Календарь новостей