"Добро и зло"

Цели.

  • формирование представлений о взаимосвязи добра и зла в мире.
  • развитие представления о том, что добро, прежде всего находится внутри нас и зависит от духовно-нравственного содержания человека.
  • отработка методики ведения дискуссии и работы в группах.

Оборудование:

  • раздаточный материал (карточки, чистые листы бумаги);
  • стенд с листочками-анкетами: фамилия, имя ученика и место для выставления баллов;
  • на доске эпиграф "Тот кто делает добро другому, делает добро самому себе" Сенека и заключительная фраза "Чтобы поверить в добро, надо начать делать его" Л.Н.Толстой (фраза закрыта до конца урока), а так же критерии оценивания анкеты (см. в тексте).

Ход урока

На прошлых уроках мы говорили о личности, о достоинствах и недостатках человека, о нормах морали и совести. И часто использовали слова "хорошо", "плохо", "добро" или "зло". Т.е. мы оцениваем свои и чужие поступки и мысли. Однако, оцениваем по-разному, как нам подсказывает сердце и совесть. Т.е. каждый из нас имеет свое понимание добра и зла. Этот вопрос и будем обсуждать на уроке, который называется "добро и зло". Прочитайте эпиграф и скажите, как вы понимаете слова древнеримского мудреца Сенеки (ответы учеников). Прежде чем мы будем делать какие-либо выводы, давайте обсудим одну старинную испанскую притчу. "Когда-то давно в Испании жил очень богатый гранд. В тот день когда у него родилась дочь, кто-то подкинул к воротам замка младенца. Гранд решил оставить подкидыша у себя и растить его вместе со своей дочерью, чтобы в последствии юноша стал верным ее слугой. Дети росли вместе, подружились, а когда выросли, то влюбились в друг друга. Гранд узнав об этом, прогнал юношу, так как он был беден и незнатен. Дочь гранда сильно тосковала и часто убегала из замка, чтобы побыть в одиночестве. Однажды ее похитил враг гранда, чтобы обесчестив ее, унизить семью.

Юноша пробрался в замок, где держали девушку. Но стражники заметили и подняли тревогу. Убежать было невозможно. Дочь гранда сказала: "Если ты любишь меня, то убей, чтобы позор не коснулся моего имени и имени моей семьи". Юноша достал кинжал и убил ее. Себя убить он не успел, его схватила стража. Юношу судили за убийство и приговорили к смертной казни. Люди долго обсуждали его поступок. Одни говорили, что он убийца, преступник, злодей. Другие говорили, что он герой, совершил благородный поступок". А как вы могли бы оценить поступок юноши? (ответы учеников)

Вывод: вы убедились сами, что один и тот же поступок можно оценит по-разному. Наш советчик и судья - наша совесть.

А сейчас мы будем работать в группах (деление может быть произвольное, работают на листах приготовленных в начале урока).

Первое задание. Определите одной фразой, что такое добро или добрый человек. Для работы 2 минуты.

Опрос групп, результаты пишутся на доске "Добро - это:.".

Второе задание. Во все времена люди осуждали зло, а что вы бы включили в понятие зла? Для работы 2 минуты.

Опрос групп, результаты пишутся на доске "Зло - это:".

Третье задание. Попробуйте нарисовать символы добра и зла. Для работы 5 минут.

Опрос групп. На доске вывешиваются рисунки, группы кратко комментируют, что они изобразили и почему.

Работа в тетради. Давайте запишем определения, которые поучились в результате нашей совместной работы. "Добро - это все хорошее, положительное. Зло - все плохое, отрицательное".

Древние мудрецы говорили, что каждый человек состоит из двух частей: добра и зла, белого и черного. Правая половина тела - добрая. Неслучайно говорят наше дело правое, справедливо. Верующие люди говорят, что за правым плечом находится ангел-хранитель. И все приметы, связанные с правой стороной, положительные: правый глаз чешется - хорошего человека видеть, правая рука - с хорошим человеком здороваться, правая ступня - к хорошей дороге. А вот левая сторона человека - темная, за левым плечом скрывается черт-искуситель. И приметы не очень приятные: левый глаз чешется - плакать, левая рука - деньги отдавать, левая ступня - к плохой дороге. И не случайно, когда мы задумываем хорошее дело, плюем через левое плечо, на черта.

А интересно, насколько в нас больше хорошего, чем плохого. Очень трудно оценит самого себя. Однако нас оценивают другие люди. И насколько в нас хорошего, доброго нам сегодня скажут наши друзья - одноклассники. На стенде размещены листочки - анкеты с указанием фамилий учеников. Вы должны оценить проявления доброты своих одноклассников. Выберите любых 7 учеников, которых вы хотели бы оценить. Поставьте баллы от + 2 до -2 соответствующие критериям: +2 - высшая степень доброты, +1 - средняя степень, 0 - ничего не могу сказать о доброте этого человека, -1 - доброта проявляется редко, -2 - этого качества нет. Для работы вам дается 7 минут. (По окончании работы листочки раздаются ученикам для подсчета баллов, максимум 14 баллов)

Кто же самый добрый в классе? (называется несколько фамилий). Эти ребята всегда могут прийти на помощь, поддержать. Если человек делает добро, то оно к нему возвращается от других. А тот, кто не делает добра другим людям, не видит хорошего отношения к себе и считает, что добра нет. Л.Н.Толстой сказал: "Чтобы поверить в добро, надо начать делать его".

Домашнее задание. Напишите небольшую сказку собственного сочинения про добро и зло.




В продолжение темы похожие новости:
Реформы Ивана Грозного
Отечественная война 1812 года
Урок окружающего мира (история) по теме "Технические достижения Средних веков" (4-й класс, программа "2100")
Методические приемы в использовании современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания
Развивающее обучение на уроках истории. "Древнегреческий театр"
Турнир знатоков истории родного края
| добрей | добро | зол | зло | история и обществознание | Добро и зло


Календарь новостей