ИКТ- и здоровьесберегающие технологии в преподавании истории и обществознания

Известный просветитель и педагог XVII века Я.А. Коменский говорил: «Всеми средствами нужно воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению».

К.Д. Ушинский во второй половине XIX века, высказал аналогичное суждение: «…Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств, приняли участие в акте запоминания».

Сегодня, в XXI веке, высказывания Я.А. Коменского и К.Д. Ушинского, не потеряв своей актуальности, очень важны для понимания проблемы целостности педагогического воздействия в процессе обучения.

Для деятельности человека характерно целеполагание очень высокого уровня. Изучая историю, учащиеся знакомятся с учеными, писателями, художниками, военачальниками, которые к достижению своих прогрессивных целей стремились всю жизнь. Если учитель ясно указывает школьникам цель, которая должна быть достигнута ими на уроке, то это существенно меняет его подготовку, ход и результативность.

Что дает повышение уровня целенаправленной деятельности?

Для педагога – возможность более строго отбирать материал, выделять основное, излагать его обстоятельней, доступнее, интереснее, выявлять в конце урока его усвоение.

Для учащихся – значительно активизировать познавательную деятельность, максимально использовать свои силы и возможности.

Школьник, даже зная цель учения, далеко не всегда ее достигает. Это во многом определяется теми видами его восприятия, через которые доходит к нему новый материал, и теми средствами, которые использует учитель для наилучшего эффекта.

В преподавании большинства предметов, в том числе истории, ведущая роль принадлежит живому, образному слову учителя. Это самый доступный способ сообщения знаний. Но даже очень хороший рассказ, объяснение, лекция усваиваются не полностью, не одинаково.

Причин много:

  • естественные колебания уровня внимания;
  • введение терминов, названий, неизвестных слов, осмысление которых требует времени и затрудняет понимание рассказа учителя;
  • слишком быстрый темп изложения и др.

Главное – с восприятием связано запоминание, поэтому надо учитывать индивидуальные различия памяти учащихся, преобладание слуховой, зрительной или двигательной. Одно и то же слово учителя будет хуже воспринято теми, у кого слуховая память уступает зрительной. Следовательно, необходимо заставить работать все виды восприятия.

В современных условиях происходит все более глубокое внедрение информационных технологий в различные области человеческой деятельности. В процесс информатизации в последние годы все более успешно вовлекаются гуманитарные предметы, в том числе и история.

Мне, как учителю, очень важно использовать различные технологии для достижения главной цели: надежность и прочность восприятия нового материала учеником на уроке. Этот эффект достигается при работе с различными видами информации: текстовой, графической, звуком, рисунками, анимацией и видео. Такие технологии относятся к числу мультимедийных технологий. Ценность в том, что и учитель, и ученик не остаются пассивными. Использование информационных ресурсов позволяет сделать занятия более эффективными: лекции – информативными, задания – общедоступными и интересными.

Можно выделить множество сфер применения мультимедийных технологий в процессе преподавания истории. Однако рассмотрим лишь те, которые применяются мной на уроках истории и обществознания в 9-11 классах.

В своей работе я использую уже готовый мультимедиа продукт – компьютерный учебник Т.С. Антоновой, А.Л. Харитонова, А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: 20 век», отдельные мультимедийные лекции, созданные лично мной, а так же презентации создаваемые учащимися.

Активно используя информационные технологии, могу отметить следующие варианты организации учебной деятельности по истории и обществознанию с использованием мультимедиа продукта:

1. При изучении нового материала по истории можно использовать видеоряд компьютерного учебника в качестве наглядного пособия. Наиболее интересны, с моей точки зрения, меняющиеся диаграммы, «оживающие» карты, кинохроника, фоно- и фотодокументы.

2. Урок может проходить в форме лекции. Проводя урок с использованием мультимедийного учебника, можно периодически останавливать лекцию, дополняя собственными комментариями, включать в работу детей через вопросы и задания, демонстрировать только иллюстративный материал.

3. Участие школьников с собственной презентацией при изучении нового материала повышает эффективность обучения, т.к. позволяет:

  • накапливать опыт в подборе и обработке информации;
  • выступать публично, вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение;
  • быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации

4. Для контроля знаний учащихся в конце урока предлагается задание в виде теста, который выводится на экран, а после выполнения демонстрируются правильные ответы. Такая оперативная информация помогает учащимся объективно оценить свою ученую деятельность.

Главная задача: достижение более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, эмоциональное воздействие, обеспечение погружения в изучаемую эпоху.

5. В процессе формирования и усвоения умений и навыков, хорошо проводить лабораторно-практические занятия с использованием материалов и документов, как готового мультимедиа продукта, так и созданного учителем.

Главная задача: самостоятельная (или групповая) работа с историческим материалом, умение извлекать необходимую информацию, систематизировать, оформляя таблицы, схемы.

Для проведения подобных занятий подходят темы, требующие сопоставления исторической информации или выявления динамики событий.

В результате:

  • у учащихся развивается аналитическое и логическое мышление, т.к. перед ними стоит задача переработки собранных материалов в доступную форму;
  • развиваются творческие навыки;
  • ораторские способности;
  • повышается уровень исторической грамотности

6. Использование отдельных мультимедийных лекций часто применяется мной на уроках обществознания в 9-х классах.

Цель данного варианта работы: сделать урок более эмоциональным и интересным, при этом организовав самостоятельную познавательную деятельность учащихся.

Основой занятия становится традиционный урок, сочетающий рассказ учителя с фронтальным или индивидуальным опросом, самостоятельной работой учащихся. Возможно частичное использование мультимедийных лекций на разных этапах урока:

  • проверка домашнего задания;
  • изучение нового материала;
  • проверка усвоения новых знаний.

Новые информационные технологии создают прекрасное пространство для самовыражения в полном объеме, тем самым повышается мотивация обучения и следовательно, качество успеваемости учащихся. При этом плоды творчества учащихся оказываются доступными и востребованными. Открываются реальные возможности построения образовательной системы, основанной на принципах открытого информационного пространства, что способствует формированию людей, морально и психологически готовых к применению современных форм и методов обучения.




В продолжение темы похожие новости:
Интерактивная деловая игра "Выборы: за и против" для учащихся 9–11-х классов
Духовная жизнь и идейно-политическое развитие СССР в 1960–1980-х годах
Конкурс знатоков истории "Что? Где? Когда?"
Урок по истории. Методика активизации познавательной деятельности учащихся при изучении темы "Великая Отечественная война"
Информационные технологии на уроке обществознания в 8-м классе "Вечные вопросы"
Историческая викторина "Европа и Русь в Средневековье"
| икт | информатика и икт | здоровьесберегающие | здоровьесберегающие технологии | классы технологий | преподавании | методика преподавания | истории | классы история | обществознания | обществознания боголюбов | история и обществознание | ИКТ и здоровьесберегающие технологии в преподавании истории и обществознания


Календарь новостей