Интегрированное занятие кружка по истории и литературы "Волшебный зоопарк" для учащихся 5-го класса на тему: "Единорог – чудесный зверь" (образ единорога в культуре народов мира)

I стадия: «Вызов».

Здравствуйте, ребята. К нам в волшебный зоопарк поступил удивительный гость. Кто он? Отгадайте сами.

Звучит песня Б. Гребенщикова «10 стрел», а затем загадка:

Четыре копыта, высокий прыжок,
На лбу он себе отрастил острый рог.
Он горд и стремителен, быстр и упрям,
Пасётся он в мифах и сказках всех стран.

Действительно, это единорог – одно из удивительнейших животных (изображение единорога).

Сегодня пойдет повествование об одном из самых чудесных и самых таинственных существ, когда-либо населявших землю.

Единорог.

Там, где под тёмной высокой сосной
Сходятся нити дорог,
Медленно вышел из чащи лесной
Белый единорог.
Старый, седой и тоскующий зверь,
Тусклый, затупленный рог.
Где же вся сила былая теперь,
Белый единорог?
Помнишь, когда юной была Земля,
В древнем тумане веков
Слышали реки, холмы и поля
Грохот твоих шагов.
Чащи будил твой рокочущий зов,
И, словно пики огней,
Гордо вздымались десятки рогов
Белых, как снег, коней…
Осень. В лесу тишина и покой,
И у скрещенья дорог
Тихо растаял в чащобе лесной
Белый единорог.

М. Ефремова

Многие считают Единорога вымыслом, полетом чьей-то безудержной фантазии. Но прошу вас, не верьте людям, говорящим это! Ведь Единорог жив и поныне в сердцах миллионов людей и, быть может, в глубокой чаще сказочного леса Мифландии, высоко в горах Гималаев или в других каких местах может существовать такое чудо!

II стадия: «Изучение нового материала» (составляем таблицу ЗХУ).

1) А что вы знаете о Единорогах (заполняем первый столбик таблицы ЗХУ).

Знаю

Хочу узнать

Узнал

     

Свои знания о единорогах вы сможете расширить, познакомившись с интересными документами.

2) Работа в группах.

1 группа.

Представьте животное по следующим вопросам:

  • Где жил?
  • Как назывался?
  • Внешность.
  • «Черты характера животного».

По имеющимся данным, родиной единорогов была Индия в южной Азии, где приблизительно 400 лет до нашей эры водились животные с белой шерстью и острым рогом на лбу, которых называли картазонами. Они были “размером со взрослую лошадь, имели гриву лошади и являлись очень быстрыми”. Картазоны не агрессивны по отношению к другим животным, но нетерпимы друг к другу, бьются между собой.

2 группа.

Представьте животное по следующим вопросам (использовать рисунок 1, рисунок 2):

  • Где жил зверь?
  • Как назывался?
  • Внешность.
  • Что символизировал?

В Китае (восточная Азия) насчитывалось несколько видов мифологического единорога, из них самый популярный — ки-лин. Упоминания о ки-лин относятся к середине II тыс. до нашей эры. Ки – лин имеет туловище оленя, иногда лошади, голову львиную или оленью, а тело - чешуйчатое.

Существо это нежное, даже не в состоянии наступить на острую траву; предпочитает уединенные места.    

Китайская мифология приписывает ки-лину только положительные качества: символизирует мудрость, справедливость и честность; приносит добрые известия; умеет отличать добро от зла. Его появление знаменует рождение или смерть мудреца.

Наряду с драконом ки-лин считался самым древним и мудрым существом.

3 группа.

Представьте животное по следующим вопросам (рисунок 3):

  • Где жил зверь?
  • Внешность.
  • Что символизировал?

На Руси первые описания единорога встречаются в документах XV-XVII-го века. Его описывают как существо с телом козла или коня и длинным прямым рогом на лбу. На Руси считали, что это страшный и непобедимый зверь, обладающий волшебной, божественной силой, которая заключается в роге. Поэтому в XVI веке, во время правления Ивана Грозного, единорог становится символом царской власти и изображается на царской печати.

В русских сказаниях единорог часто изображался в борьбе со львом, которая рассматривалась не только как борьба за власть, но и как борьба тёмнных и светлых сил, борьба ночи и дня.

В XVI веке в русском войске появились пушки с изображением единорога на стволах. С тех пор возник обычай называть артиллерийские орудия «единорогами».

4 группа.

Представьте животное по следующим вопросам (рисунок 4):

  • Где жил зверь?
  • Внешность.
  • Что символизировал первоначально?
  • Что символизирует Единорог в наше время?

В Западной Европе единорога изображали как существо, похожее на лошадь. Европейцы считали, что в нём соединены одновременно положительные и негативные черты. Первоначально он символизировал храбрость, благородство, мудрость, но вместе с тем гордыню, ярость

Позже католическая церковь сделала образ единорога символом чистоты, невинности и благородства. Именно так единорог воспринимается в наше время. Поэтому часто изображается лежащим у ног Девы Марии (или юной девушки).

Рогу единорога в Европе приписывались целебные свойства при лечении различных болезней, укусов змей. Считалось, что волшебный рог очищал отравленную воду и вино.

5 группа.

Ответьте на следующие вопросы (рисунок 5):

  • Как исчезли Единороги?
  • Кто и почему убивал Единорогов?

Единороги обитали в тех местах, где еще сохранялась магия. Их редко видели. Слагались тысячи легенд об их силе и благородстве. Их рог обладал волшебными свойствами: способен был определять яды и очищать воду, лечить людей от болезней и отравлений.

Большинство людей преследовало единорога, поскольку это было увлекательнейшее занятие, многие охотились за белоснежным рогом, в котором, по поверью, находилась сила животного.

Даже крошка от рога единорога стоила в десять раз дороже золота, поэтому он доставался знатным и богатым особам.

Заполнение таблицы ЗХУ после выступления каждой группы.

3) Единорог оставил заметный след в литературе и в искусстве.

Давайте посетим удивительную страну Мифландию, созданную фантазией Д. Даррелла, и познакомимся поближе с Единорогами.

Сценка по книге Д. Даррелла «Говорящий свёрток» (сценка из гл. 3).

Действующие лица.

  1. Девочка Пенелопа
  2. Попугай
  3. Единорог – король
  4. Единорог – принц

Пенелопа.

Какая удивительная поляна! Нигде я не встречала лиловой травы, синих кустов. А какие огромные красные цветы!

Попугай.

Ещё немного и мы доберёмся до Единорожьих лугов.

Пенелопа

Прямо мечтаю увидеть единорогов.

Попугай

Звери очень живописные, нельзя не признать, но очень заносчивы. Держатся особняком. Задаваки. Всегда отвечают: «Это нас не касается». Хотя в Мифландии, разумеется, всё касается всех.

Пенелопа

Может, они просто застенчивы?

Попугай

Застенчивы? Ну нет, о них этого не скажешь. Нет, им просто лень. Любят поважничать. Когда я навещал их по поводу василисков, знаешь, что они сказали? Я прямо взбесился. Они сказали «Нам какое дело? Это уж ваша с волшебником Ха-Ха забота обуздывать «буйные элементы». А? Я им покажу «буйные элементы».

Пенелопа.

Ой! Попугай, смотри, там кто-то прячется в зарослях.

Попугай. Тише. Сейчас разберёмся. Сиди тихо – тихо, а то спугнёшь. Это маленький единорог.

Пенелопа.

Какой хорошенький!!! Ой, а грива и рог сверкают, как золотые.

Попугай

Они и так золотые.

Пенелопа

Попугай, смотри, а это что за чудовище вынюхивает следы? Вроде бы гигантский петух, но почему такой злющий? Ой, у него из клюва огонь вырывается, как у дракона.

Попугай.

Это не петух, а Василиск – самое злобное существо, захватившее власть в Мифландии. Мне кажется, что охотится он на нашего Единорога. Смотри, как малыш испугался. Да, жаль мне его. От Василиска не спрячешься.

Пенелопа.

Я попробую спасти Единорога. По-моему, с нюхом у Василиска неважно. Попробую перебить след Единорога.

Попугай.

Ты что, Василиск испепелит и тебя, и Единорога.

Пенелопа.

Отстань. Лучше помоги поймать Единорога.

Попугай.

Единорог, стой, не брыкайся и не бодайся. Такой маленький, а такой шустрый.

Пенелопа.

Перестань, дурачок. Я твой друг. Я хочу тебе помочь.

Единорог.

Друг? Ты мне друг?

Пенелопа.

Да, лежи тихо. Я попробую тебя спасти.

Единорог.

Но как ты это сделаешь?

Пенелопа.

Я запутаю твои следы. Побегу и перебью запах. (Убегает)

Единорог.

Только бы Василиск её не заметил.

Пенелопа.

Вот и я. По-моему, получилось. Василиск потерял твой след. Но что это с ним? Что он делает?

Попугай.

Что делает? Что делает? Чихает и кашляет. А от злости огнём плюётся.

Пенелопа.

Ну, не знала я, что от меня так плохо пахнет. Ладно, так или иначе, он убрался, только траву и цветы вокруг выжег.

Единорог.

Спасибо тебе, ты спасла мне жизнь. Ты очень добрая и храбрая.

Пенелопа.

Ну, насчёт храбрости я не уверена. Но главное, что мне удалось его прогнать. А как получилось, что тебя он преследовал? Как тебя угораздило здесь очутиться одному? Где твои родители?

Единорог.

Стадо вон там. Я от них убежал, потому что хотел поупражняться в бодании.

Пенелопа.

Как?

Единорог.

В бодании. Рогом, понимаешь? У нас каждый год бывает великое бодальное состязание, я уже большой и в этом году тоже буду участвовать. А поскольку я наследный принц, то должен победить, понимаешь?

Пенелопа.

Наследный принц?

Единорог.

Ну да, Септимус, наследный принц единорогов. Папа и мама у меня - король и королева.

Попугай.

Тем более ты не должен убегать один. Сам подумай: хорошо ли, чтобы за наследным принцем гнался Василиск?

Единорог.

Я знаю. Но мне так надо было поупражняться, а пробочные деревья прямо созданы для этого. Если выбрать большую пробку, то рогу не больно.

Попугай.

Твои родители, наверное, с ума сходят от беспокойства. Чем скорее им тебя вернуть, тем лучше. А почему Василиск за тобой погнался?

Единорог.

Он хотел забрать меня к себе в замок, чтобы держать единорогов в повиновении. Он даже меня схватил, да я боднул его как следует и удрал. Огнём он дохнуть не посмел, он хотел поймать меня живым. И хорошо, что не дохнул, а то он опалил бы мне гриву и хвост. Ведь согласитесь, они у меня очень красивые, правда?

Пенелопа.

Да, очень. Ладно, пойдём и подумаем, как вернуть тебя родителям.

Попугай.

Ох, уж эти мне Единороги, все одинаковы: самовлюблённы и тщеславны, как никто. Дайте им зеркало или вообще что угодно, во что можно смотреться, - и они замрут на месте, как загипнотизированные.

Пенелопа.

Он ещё ребёнок, и потом, он и правда очень красивый.

Попугай.

Хорош, спору нет. Но в голове пусто. И все они такие. Ну что ж, пора, я полагаю, вернуть это сокровище в лоно семьи. Кстати, а вот и семейка, смотрите, как они воинственно настроены.

Эй, вы! Бросьте эти глупости! Это мы, не видите, что ли?

Единорог – король.

Ты ли это, Попугай?

Попугай.

Конечно, я, а кто же ещё?

Единорог - король.

Нам передали, что после того, как Василиски взяли власть в свои руки, ты покинул страну.

Попугай.

Что? Я? Покинул страну? Это я-то?

Единорог - король.

Да, действительно, это на тебя не похоже, но волшебник Ха-Ха сказал, что ты исчез, даже не оставив записки, а Василиски уверяли, будто ты сбежал.

Попугай.

Я им покажу «сбежал», дайте срок.

Единорог – принц.

Папа, Пенелопа спасла меня от Василиска.

Единорог - король.

Все единороги в долгу перед тобой. С нынешнего дня каждый единорог в Мифландии к твоим услугам. Стоит тебе пожелать что-нибудь, и мы приложим все старания, чтобы выполнить твоё желание.

Пенелопа.

В таком случае, не присоединитесь ли вы и ваши подданные к нам? Мы хотим попытаться свергнуть этих грубых и опасных василисков.

Единорог - король.

Обычно мы, единороги, держимся особняком. Мы не вмешиваемся в чужие дела. Но коль скоро таково твоё желание и коль скоро василиски имели наглость напасть на моего сына, я объявляю: все единороги Мифландии, включая меня самого, будут служить вам до тех пор, пока василиски не будут побеждены.

4) Беседа по сценке (вопросы заранее разложены на партах учеников):

-Итак, какие же черты характера единорогов описал в своей книге Д. Даррелл?

(независимость, благородство, самовлюблённость)

-К какому типу единорогов ближе герои Д. Даррелла?

5) В книге английского писателя Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» тоже встречается Единорог.

Но смысл этого персонажа другой. Это уже не столько мифологическое животное, сколько исторический символ.

(Просмотр в/фрагмента мультфильма «Алиса в Зазеркалье»).

Беседа по сценке (вопросы заранее разложены на партах учеников).

- К какому типу единорогов ближе герои Л. Кэрролла?

- За что боролись Единорог и Лев в данном фрагменте?

6) Слово учителя истории о гербе Великобритании и его символике (рисунок 6).

III. Завершение.

1) Единорог на карте звёздного неба (рассказ учителя о созвездии единорога, рисунок 7).

2) Заполним табличку данных о новом жителе зоопарка (самостоятельная работа учащихся).

Единорог.

  1. Виды.
  2. Место обитания (страны).
  3. Какие авторы описали животное в своих произведениях.
  4. Символическое значение образа.

3) Д/З (альтернативное):

а) Синквейн о единороге;
б) рисунок единорога.




В продолжение темы похожие новости:
Урок обществознания в 9-м классе "Добро и зло. Долг и совесть"
"Первобытный мир – детство человечества". 4-й класс
Итоги преобразовательной деятельности Петра I
Внеклассное мероприятие по истории "В гостях у Евгеньевны"
Творческие задания по истории науки и техники на уроках истории
Интегрированный урок по истории и технологии в 6-м классе "Музей средневековой культуры и быта"
| интегрированное | интегрированное занятие | конспекты занятий | кружка | кружок | истории | классы история | литературы | класс литература | волшебный | смотреть волшебные | зоопарк | мой парень из зоопарка | для | учащихся | учащаяся школы | класса | гдз класс | тему | и тем и тем | единорог | единороги игры | чудесно | чудесный | зверь | скачать зверей | образ | единорога | культуре | физическая культура | народов | народы мира | миро | мирой | история и обществознание | Интегрированное занятие кружка по истории и литературы Волшебный зоопарк для учащихся 5 го класса на тему Единорог – чудесный зверь образ единорога в культуре народов мира


Календарь новостей